Одежда прикрывает наготу. Одежда спасает от холодов. И она же является сильнейшим социальным определителем. Одежда может рассказать о носителе гораздо больше, чем паспорт. Чаяния души, намерение поработать, стремление замуж, желание выделиться или, наоборот, «быть как люди», искренность или фальшивость — все это можно расшифровать по костюму. Зачем люди наряжаются и перед кем красуются, узнавала корреспондент SHE.
Одеждой можно напугать
Почему встречают по одежке? «Потому что в первые секунды, когда еще не слышишь человека, уже на подсознательном уровне формируется представление о нем, — уверена врач-психотерапевт Татьяна Королева. — Хорошие волосы, чистая кожа говорят о здоровье, хорошая одежда — о том, какова социальная роль человека». Но не только — также при первом впечатлении можно определить степень психического здоровья человека. «По одежде люди сразу могут увидеть, насколько человек адекватен, — говорит психолог Альвина Георгиевна Беловерцева. — Соответствует ли его поведение, речь, цели тому, как он одет. Растрепана ли его одежда или аккуратна. Все это позволяет либо расслабиться, либо, наоборот, напрячься, ожидая опасности и обмана».
Действительно, не говоря уже о неопрятной, явно отталкивающей одежде, завуалированный «нечестный» наряд, неадекватный поведению, месту, случаю, может вызвать недоверие к самой персоне. Такое бывает, когда человек пытается придать себе иную социальную роль, используя костюм и, как правило, проваливая роль с переодеванием — атрибуты есть, общего образа нет. Отсюда — псевдогламур, вроде броско, но совсем несексуально. Отсюда — псевдоделовой стиль: вроде скучно и строго, но совершенно непрезентабельно. Особенно плохо пародируется богемность — тут попасть в струю, не понимая смысла художественной идеи, вообще невозможно, одними яркими кофточками или ретро-платьями не отделаешься.
Личность прорвется
Безусловно, кроме адекватности личности, одежда говорит и о социальном статусе. Но этот вопрос тоньше, чем определение по униформе топ-менеджера или клининг-менеджера. Одежда — первый определитель наличия вкуса у человека. А вкус складывается чаще всего из уровня образования, общей культуры. Манера одеваться может свидетельствовать о наличии как положительных качеств — умеренность, уважение к окружающим (человек с хорошим вкусом в первую очередь не раздражает своим видом, не демонстрирует голый живот или мятые брюки), так и отрицательных — снобизм, материализм, хвастовство. Никто не хочет демонстрировать плохой вкус намеренно, но личность все равно прорывается, независимо от желания.
Внимание, я хочу замуж!
В природе самцы выглядят очень ярко и красуются, самочки же мельче, бесцветнее и не привлекательны. В Азии мужчины одеваются ярко, а женщины ходят в парандже.
Поэтому-то для женщин в России модно ходить с голым пупком, носить наклеенные ногти и высокие каблуки, краситься в блондинку и выглядеть вульгарно». То есть вызвать первичную примитивную реакцию на доступную самку. Ведь мужчин меньше, и их внимание нужно привлечь — вот и вся философия женской чистки перышек. «Вообще, в том, что женщина одевается нарочито сексуально, ничего страшного нет, — объясняет Татьяна Королева, — если она не против, что ей будут постоянно говорить двусмысленные комплименты, возможно, шлепать по попке и если она не собирается обижаться, что никто не понимает ее души. В принципе, многим женщинам именно сексуальное внимание мужчин поднимает самооценку, и им этого достаточно».
Пыль в глаза
Удивительно, но статистика многих глянцевых журналов показывает, что на вопрос «Для кого вы одеваетесь?» дамы отвечают — в первую очередь для себя, потом для окружающих женщин и только после этого для мужчин. «Это лукавство, — считает стилист Елена Вайман. —
Даже если женщина не отдает себе отчет в том, что она прихорашивается для привлечения мужского внимания, она все же ищет его. А кроме того, многие женщины у нас одеваются для того, чтобы показать свое финансовое положение.
Все мы наполовину азиаты и любим выставить на показ роскошь. К тому же, в нашей стране так долго не было возможностей, что люди просто соскучились, ну и, в-третьих, — норковые шубы в маршрутках, яркий вечерний наряд днем — все это обычные признаки дурного вкуса, нас просто не научили хорошему вкусу и не учат».
Не создавай кумира
Кроме того, в покупке похожих вещей сказывается такой немаловажный фактор, как подражательство. «Если ты видишь, что кто-то в определенной кофточке хорошо выглядит и имеет успех, тебе начинает казаться, что стоит надеть такую же — и ситуация повторится с тобой, — объясняет Елена Вайман. — Однако даже если внешне ваш тип схож, то манера поведения, темперамент, личностные характеристики все равно другие, и выясняется, что притягивает внимание не одежда, а подача себя». Люди делятся на тех, кому подражают, и тех, кто подражает. Последних подавляющее большинство. Если первые ориентируются не на диктуемые правила и моду, а только на их личные представления о красоте и самовыражаются, то последним нужен точный образец, которому можно следовать.
В наше время получить направление и следовать совсем не сложно, так же как не сложно быть модной — просто потому, что все магазины привозят и быстро меняют коллекции, в которых отражены основные тенденции сезона. Магазины их и сами диктуют, и делают доступными. Покупая модную, то есть как у большинства, одежду, человек демонстрирует наличие определенных финансов, обладание информацией и экстравертность. Но даже если первый шаг сделан и одежда, которую вы выбираете, модная, все равно чаще всего взгляд по одинаково одетым в Mango девочкам скользит, как по катку. Потому что вопрос о личном стиле куда сложнее и глубже.
Но пугаться не надо. Чаще всего одежда свидетельствует в нашу пользу и при умелом использовании может стать верным способом произвести хорошее впечатление и доставить удовольствие окружающим. Самовыражайтесь!
Ольга Семенова
Фото gettyimages.com