Все новости
Все новости

«В наше время все играли что-то оригинальное»

5 музыкальных групп Красноярска, которым удалось восхитить всю страну: их кассеты продавались в каждом ларьке, они собирали стадионы, боролись с зазнайками-москвичами и были в шаге от звездного статуса

Поделиться

Молодой красноярский рэпер сочинил и «зачитал» трек про Красноярск и выложил его на суд публики в соцсети «ВКонтакте». 18-летний Данил Красильников говорит, что «другие песни о Красноярске пришлись ему не по духу», поэтому решил сделать нечто свое. В 2-минутном треке Данил отмечает, что «суровые "сталинки" и хрущевки», «молодежь на опере» и «режим черного неба» делают город особенным. Мы выбрали 5 красноярских исполнителей, которые не сочиняли песен о Красноярске, но сумели серьезно заявить о себе не только дома, но и по всей России.

О нашем городе, кстати, в разное время пели и поп-группа «Яхонт», и железногорская группа «Лирика улиц», и красноярская рэп-группа D.R.S.A. Clan, и даже рэпер Гуф. Изучив десятки интернет-сайтов и пообщавшись как с экспертами, так и с самими музыкантами, мы отобрали 5 красноярских исполнителей. Наша подборка охватывает период в 30 лет, и ее, разумеется, нельзя считать исчерпывающей и окончательной.

Группа «Амальгама»

На излете СССР в Красноярске появилась группа «Амальгама», которую до сих пор вспоминают как местную рок-легенду. Собрал коллектив в 1985 году музыкант Александр Шуб, их песни были известны всему Союзу, группа выпустила несколько альбомов, стала призером крупных рок-фестивалей. История «Амальгамы» закончилась в начале 90-х, когда Александр уехал в Данию, где и живет поныне.

Играла «Амальгама» довольно жесткую музыку на стыке панка с хард-роком — наотрез отказываясь от привычных жанровых рамок, музыканты называли свой стиль «штыковым роком». Впервые коллектив замечают на джаз-фестивале в Хабаровске, а полгода спустя они выступили на одной сцене с группой «Звуки Му». Молва о группе быстро разлетелась по стране, и группа проехала с концертами от Владивостока до Москвы. Сегодня от «Амальгамы» осталось несколько магнитоальбомов и некоторое количество отснятого экранного времени в фильме «Какая долгая ночь», гласит их официальный сайт.

Бывший барабанщик «Амальгамы» Вячеслав Садлинский пришел в группу в 1986-м, на самом пике ее славы. «Мы тогда поехали на главный сибирский фестиваль "Рок-периферия" в Кемерово — заняли первое место, на следующий год в Барнауле победили. Выкладывались по полной, думаю, за это нас народ и полюбил, а вот власти, наоборот, были шокированы сценическим образом Шуба и нашей бунтарской музыкой», — вспоминает музыкант в разговоре с НГС.НОВОСТИ. В Москве, по его словам, провинциалов тогда не очень любили — свой рок расцвел буйным цветом. «Отношение местных рокеров и публики к нам было, мягко говоря, не очень теплым — валенками обзывали, оленями, когда мы на сцену выходили… Пока не услышали, как мы играем», — смеется Вячеслав.

Про современную красноярскую сцену музыкант отзывается прохладно: «В наше время у каждой группы было свое лицо, все играли что-то оригинальное. Сейчас все друг на друга похожи — такое ощущение, что пытаются все время кому-то подражать».

Группа «Проспект Мира»

Хард-н-хэви группу «Проспект Мира» основал красноярский музыкант Сергей Саламатов — просуществовала она с 1990 по 1996 год. Сейчас ее бывшие участники поют по местным барам и ресторанам, а об этой группе не знает даже Google.

Однако в те годы «Проспект Мира» достиг весьма неплохих для сибирского коллектива успехов — они активно гастролировали по России, сняли несколько клипов, а в 1994 году добрались до Москвы. В столице они приняли участие в телевизионном фестивале Ивана Демидова «МузОбоз» и выступили в концертном зале «Олимпийский» — тот концерт транслировался на всю страну. «У коллектива был хороший потенциал, они играли нечто похожее на Guns N' Roses — бодрую и энергичную музыку», — вспоминает Эдуард Лобода, организатор первых масштабных рок-фестивалей в Красноярске в середине 90-х.

Группа «Девятый район»

Отдельным явлением в истории красноярской музыки стала группа «Девятый район», основанная в 1991 году студентами железногорского филиала аэрокосмической академии. Железногорск известен в народе как «Девятка» — отсюда и название группы. Первый альбом «Не забывай», состоящий из 6 песен, группа записала в мае 1991-го в Красноярске на студии Славы Медяника. В его записи принимали участие лидер группы Алексей Никитин (автор музыки и слов, вокал), нынешний участник «Яхонта» Андрей Иголкин (аранжировки, клавиши, саксофон) и др.

С 1992-го «Девятый район» стал активно гастролировать как по краю, так и за его пределами. Впоследствии было выпущено еще 6 альбомов, а состав группы неоднократно менялся. 30 июля 2014 года в возрасте 43 лет погиб Алексей Никитин, однако группа существует и сегодня.

По словам музыкального обозревателя Андрея Шевелева, «Девятый район» уникален тем, что прославились на всю страну они не столько концертами, сколько своими аудиозаписями. «Это, наверное, самая известная наша группа. Их кассеты продавались даже в московских и питерских ларьках, и все думали, что это столичная команда», — говорит про них радиоведущий Алекс Немченко. Их, говорят, слушали даже коренные питерские хиппи.

Группа «Livия»

Группу «Livия», основанную в Красноярске в 2009 году Владиславом Шмелевым и Владимиром Медовым, в музыкальной прессе называют «энергичной российской поп-рок-группой, которая, поражает хитовостью и глубиной авторского материала». Поиграв пару лет в Красноярске, музыканты отправились покорять столицу и добились впечатляющих успехов не только там. На их счету более 130 концертов в 70 городах России, появление в программе Алены Апиной на радио «Комсомольская правда» и даже участие в фестивале «Нашествие» в 2014 году, куда их пригласил продюсер группы «Чайф». Помимо творчества в «Livии» Владислав известен и как автор гимнов российских футбольных и хоккейных клубов и официального гимна всероссийской сети Harat's Pub.

По словам Влада Шмелева, достичь всего этого удалось только за счет каторжного труда — препятствий на пути провинциального музыканта полно и многие попросту сдаются. «В Москве сцена давно поделена на медиазоны, куда посторонних пускают лишь через связи или спонсоров. Но там же можно ими и обзавестись — при сильном желании. Главное — делать качественный продукт, тогда шанс, что тебя заметят профи, гораздо выше», — уверен Шмелев. Уровень музыкантов и вокалистов в родном городе, по его словам, весьма высок, да и музыка красноярская отличается от других городов своей энергичностью и подвижностью.

Илья Бешевли

24-летний Илья Бешевли любовь к музыке унаследовал от отца — известного красноярского композитора. Илья закончил музыкальную школу по классу фортепиано, но сочинять начал во время учебы в СибГТУ — в 2012 году выложил первую запись в интернет, что дало старт его карьере. В 2013-м выступил с авторским концертом в красноярской филармонии, а через год поехал в тур по Сибири, заключил контракт с московским лейблом и выпустил дебютный альбом. Сегодня его называют восходящей звездой русской неоклассики — за 4 года выступал в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Владивостоке и др. Сейчас Илья переехал в Москву, поступил в Гнесинку на композитора и готовится к очередному столичному концерту. На творчество Ильи, по его словам, оказал влияние писатель Виктор Астафьев, а из композиторов — Ян Тирсен, Свиридов, Чайковский.

«Никакой известности не ощущаю и не стремлюсь к ней. Выступать удается ровно столько, сколько сделаю концертов сам либо сделает мой менеджер Данила. Вообще стараюсь не выступать в одном городе чаще чем 2 раза в год. Легко ли провинциалу пробиться? Не знаю, я ничего не добивался», — говорит молодой композитор.

Послесловие

В Красноярске полно талантливых музыкантов — те же «Яхонт» или Слава Глюк и другие более молодые группы, говорит Андрей Шевелев, но местным исполнителям сильно мешает отсутствие амбиций и осознание своей провинциальности. «Они себя равняют не с группами мирового масштаба, а с какой-то подобной группой из соседнего района. По-настоящему известным можно стать лишь через столицу — но не хватает железной воли и упертости. Есть в городе интересные группы, но над ними как будто висит некий потолок, который они не могут или не хотят пробить», — считает он. По воспоминаниям Алекса Немченко, тот же Слава Глюк был буквально в шаге от всероссийской известности: когда ездил в Москву записываться, у него контракт был практически в кармане — но что-то там у него не получилось, он вышел на Арбат, заработал 100 баксов и вернулся в домой.

По мнению директора «Уличного радио Красноярск» Олега Тихомирова, уровень красноярской музыки, в отличие от того же Екатеринбурга, очень слабый — в городе так и не сформировалась коммерческая среда. На своей музыке, говорит он, в Красноярске заработать нельзя — так уж исторически сложилось. «Музыка — это хорошо и весело, но нужно же семьи кормить — наши музыканты, которые могут более-менее технично играть, рано или поздно сваливают в кабаки. На этом их карьера как музыкантов заканчивается. Потому что играют чужое, себя не совершенствуют, а это ведет к деградации», — сетует г-н Тихомиров. Но и в столице, по его словам, большинство наших остаются артистами второго эшелона.

Фото depositphotos.com

Видео youtube.com: Nick Saf (1), andrei031261 (2), Алексей Кузьмин (3), McZaebca (4), Imperialis Orchestra (5)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter