После долгих поисков, сомнений и покупки долгожданной квартиры рано или поздно появляются непредвиденные обстоятельства, рушащие покой и наслаждение от проживания в ней. И если одному справиться с неудачным благоустройством, шумными жильцами за стенкой и некачественной уборкой подъезда не удаётся, на помощь придут такие же раздражённые соседи. Но что делать, если ты ни с кем не знаком? N1.RU разобрался в феномене появляющихся «сообществ жильцов» на просторах сети.
Привлечение внимания и обмен опытом
Идеальных домов, к сожалению, не бывает. После покупки квартиры и обнаружения недочётов сразу невольно впадаешь в панику: а что теперь делать, к кому обращаться, кто спасёт? Как правило, именно с целью создания коллективного чата в Красноярске и начали появляться группы в социальных сетях.
«Я создал группу во «ВКонтакте» для жителей «Преображенского» в феврале 2017 года. Изначально я хотел объединить жителей только одного дома (Петра Ломако, 14), но потом жители соседних строящихся домов стали добавляться в группу и просить дополнять группу «обсуждениями» и их домов тоже. Я с удовольствием принял их предложение, и теперь у каждого дома есть своя «ветка» для споров, знакомств и обсуждений. Изначально цель объединения жителей в группе была самая простая: обмен фотографиями и мнениями о качестве постройки, решение совместных проблем, связанных с заселением, переездом, общение с застройщиком и управляющей компанией, обмен опытом судебных исков, связанных с просрочкой сдачи дома и некачественной отделкой квартир. Постепенно диапазон целей расширился, стали бороться с недобросовестными «парковщиками» и собаководами, выгуливающими своих питомцев в закрытом дворе. Результатами нашей совместной работы стала более качественная и добросовестная работа управляющей компании: практически избавились от паркующихся на тротуарах и газонах, а также усилился контроль самих жителей за выгулом собак во дворе», — рассказывает Виталий Комаренко, создатель группы «ЖК «Преображенский» Красноярск».
Создатели групп отмечают, что только после объединения соседей управляющие компании начинают более трепетно относиться к своей работе и оперативнее рассматривать обращения. Так, жильцам удаётся добиться утверждённого графика уборки домов, своевременной замены лампочек в подъездах и вывоза мусора с территории.
«Группу во «ВКонтакте» для жильцов «Орбиты» я создал два года назад, и на сегодняшний день в ней объединились для решения проблем более тысячи человек. Как собственника квартиры в этом комплексе меня беспокоили недочёты застройщика, и чтобы привлечь внимание к той или иной проблеме, будь то освещение или установка камер видеонаблюдения, необходимо было коллективное недовольство. Активное обсуждение в группе, которое сопровождается фотографиями и видео, заставляет управляющую компанию «шевелиться» и более оперативно реагировать на жалобы жильцов», — рассказывает Роман Владимирович, создатель группы «ЖК «Орбита» Красноярск».
Примечательно, что количество участников группы не всегда важно, ведь инициативными из тысячи окажутся лишь треть. Но даже небольшое объединение жильцов способно изменить жизнь всего комплекса к лучшему.
«Наш дом сдался относительно недавно, и, учитывая опыт общения соседей посредством групп во «ВКонтакте», я решила создать наше виртуальное сообщество жильцов. Сейчас в группе всего двести участников, но и таким составом нам уже удалось заставить автовладельцев добросовестнее выбирать место для парковки, найти хозяев потерянным животным и начать собирать подписи за установку контейнера по сбору пластика», — рассказывает Анна Андреева, создатель группы «ЖК «Новониколаевский» Красноярск».
Контроль и взаимовыручка
Когда собираешься жить в многоквартирном доме, важно понимать, что придётся взаимодействовать с соседями, а значит — идти на компромиссы и, наоборот, отстаивать свои права на тишину и покой в собственной квартире или на этаже.
«Помимо влияния на работу управляющей компании, стоит отметить и повышение активности среди жильцов. Так, многие объединяются для борьбы с соседями, которые не могут донести мусор до мусоропровода, или с теми, кто устраивает шумный ремонт в выходные. Есть и инициативные соседи, которые составляют документы для обращения в природоохранную прокуратуру или в мэрию, чтобы решить проблему с бродячими собаками или прорывом канализации», — комментирует Роман.
Американская традиция знакомиться с соседями, приходя в гости с пирогом, не особо прижилась в Красноярске, поэтому группы во «ВКонтакте» становятся своеобразной площадкой для знакомств. Здесь же часто появляются уникальные просьбы о взаимовыручке вместо традиционной «одолжите стакан муки».
«Котенок (трёх недель от роду) показался мне беспокойным, очень исхудал, мяукал; оказалось, что у кошки нет молока. В интернете вычитала, что можно покормить молочным детским питанием. Но где его достать в 11 часов вечера? Решила обратиться в группу. Девушка Маша ответила мне практически сразу, я бегом к ним в соседний дом. Поскольку ребёнок у них уже вырос для такой смеси, она отдала полностью коробку. Так мы дожили с котёнком до утра, а сейчас уже купили специальный корм для котят», — рассказывает жительница «Орбиты» Наталья Гладышева.
Вместе мы — сила
Самая, пожалуй, важная польза от интернет-сообществ жильцов — это решение проблем масштабного уровня. К таковым относятся спорные моменты городского уровня, когда жильцы предъявляют требования не только управляющим компаниям и застройщикам, но и администрации города, прокуратуре и недобросовестным бизнесменам.
«Самой громкой победой жильцов стала, безусловно, новая дорога, проложенная до наших домов. Участники группы собирали фотоматериалы, рассылали информацию представителям СМИ и даже создали отдельный сайт для коллективного обращения в прокуратуру. В результате два месяца активных обращений в высшие инстанции были награждены асфальтированным проездом и покоем автомобилистов нашего жилого комплекса», — отмечает Роман.
В свою очередь главной проблемой ЖК «Новониколаевский» стали перебои в подаче электроэнергии. По словам Анны, сейчас участники группы активно публикуют полученные ответы из прокуратуры и собираются довести этот вопрос до конца.
«Одним из самых крупных достижений сообщества жильцов во «ВКонтакте» можно назвать борьбу с частным детским садом, который не устраивал 95 % жителей нашего дома, и в конце марта этот сад закрылся. Но хочу отметить, что садик именно съехал сам, а не был выгнан «злыми» жителями посредством физического воздействия. Соседи неоднократно снимали на видео нарушение безопасности прогулки детей: падение с качели; прогулки возле забора, за которым ведётся стройка; сидение на ступенях в подъезде, потому что воспитатель вывела детей и забыла ключи от группы, а так как няни у сада не было, то группа вынуждена была ждать в подъезде приезда владелицы сада с ключами. Всё это публиковалось в социальных сетях, и потенциальные клиенты этого садика поняли, что лучше подобным «специалистам» не доверять своих детей. Посредством такой «рекламы» в течение двух месяцев садик набрал только троих детей. А это количество, естественно, не может «отбить» даже аренду снимаемого помещения», — комментирует Виталий Комаренко.
Безусловно, не стоит воспринимать объединения жильцов как сообщества «12 злобных зрителей». Большинство вопросов решается мирными способами и путём сотрудничества. Главное — не бояться высказаться в стремлении жить с комфортом, выразить свои предложения и опасения, ведь положительный опыт показывает, что даже сложные проблемы можно решить сообща.
Читайте также, где живётся лучше: в новострое или в старых домах, а также о плюсах и минусах жизни в спальных районах. На портале N1.RU можно подобрать себе подходящую недвижимость, используя не только гибкий поиск, но и карту.
Вероника Головчиц
Фото: участников групп во «ВКонтакте»