Накануне Дня кукольника НГС.НОВОСТИ приехали в театр кукол и посмотрели, как делаются куклы и готовятся спектакли
21 марта во всем мире с 2003 года отмечается День кукольника или День кукольного театра.
Красноярский театр кукол был построен гораздо раньше — свой первый театральный сезон он открыл 18 октября 1938 года спектаклем «Три медведя». Сейчас театр постоянно выезжает на гастроли в города Красноярского края, России и даже за рубеж, побеждает в театральных фестивалях и почти каждый день представляет спектакли своим зрителям. Мало кто знает о том, как творятся спектакли в театре кукол — это большой и трудоемкий процесс, в каждом спектакле задействованы десятки людей.
Накануне праздника мы побывали в Красноярском театре кукол, заглянули в подсобные помещения и мастерские, чтобы узнать, сколько этапов нужно пройти спектаклю, чтобы наконец предстать на сцене и узнать, какая главная проблема красноярского зрителя.
Если отбросить все банальности о том, что театр начинается с вешалки, можно с уверенностью заявить, что Красноярский театр кукол начинается с пары небольших помещений на цокольном этаже, где умелые мастера и мастерицы изготавливают куклы.
Как рассказывает заведующая художественной мастерской Ирина Ульянова, сейчас идёт работа сразу над двумя спектаклями. Один из них — это «Концерт», который будет поставлен к юбилею театра осенью, а второй — по сказкам Александра Пушкина, и завершить работу над ним нужно уже вскоре.
Работы много: необходимо изготовить 200 камней из пенопласта и войлока, огромную разборную конструкцию из дерева, марли и металла и, конечно, кукол. А также специальную дверь, скамейку и многое другое. Ставит спектакль режиссер из Петербурга, над его оформлением работает художник — тоже из Петербурга, а с мастерами они связываются по скайпу, также дают все указания. В Красноярск для первой репетиции они приедут уже 28 марта, поэтому весь объем работ нужно завершить к этому числу.
«Художник всё время что-то меняет или придумывает. Сначала по его задумке дверь была с изображением дерева, но, может, она в итоге будет просто синей. Нам еще нужно сделать жемчужину диаметром в 12 см и раковину — заготовка для неё уже готова. Что-то будем делать сами, а что-то — заказывать», — рассказывает Ирина Ульянова.
Ирина работает в театре уже 30 лет и рассказывает, что за это время все сильно поменялось. Меняются спектакли, актеры выходят на первый план, а куклы по своей механике становятся проще. Меняются и принципы изготовления: сейчас в моде крафт, натуральные материалы (дерево, кора, шерсть, холстина), зачастую — даже необработанные. Само производство стало менее вредным: масляные краски и анилин преимущественно заменились на акриловые, в помещении больше не пахнет скипидаром, а работники больше не получают молоко за вредность. Раньше Ирина регулярно ездила на молочную кухню, но от астмы это, к сожалению, её не спасло.
«У нас почти все закончили Красноярское Суриковское училище, раньше, кстати, там специально готовили кукольников, но когда я училась, это отделение уже закрывалось. Я сама училась на театральном, многие другие тоже либо там, либо на художественном. Но основной опыт, конечно, мы получали уже на практике», — делится Ирина.
Татьяна Михайловна — мастер со стажем. Она много лет работала кукольником в театре, ушла на пенсию, но соскучилась по работе и вернулась. Эта хрупкая немолодая женщина сегодня спаивает элементы каркаса: работа эта деликатная, делать нужно всё аккуратно, чтобы спайки не были слишком большими, но при этом достаточно прочными.
Портниха Ольга — единственный человек в мастерских, который шьет. Пошивочный цех маленький и двум работникам там просто не развернуться. Причем костюмы шить приходится и для актеров, и для кукол. Работы много, часто приходится задерживаться, но, несмотря на это, работу свою Ольга любит и делает с удовольствием, а самое главное — качественно и хорошо.
Пока мастера и мастерицы изготавливают куклы, организацией постановки спектакля занимается заведующий постановочной частью Иван Дыбаль. Сейчас он тоже находится в процессе разработки спектакля по сказкам Пушкина, в частности, обсуждает организационные моменты с художником.
«Художник с режиссером только ищут какие-то моменты, а мы начинаем только то, что точно утверждено. Вот дверь: сейчас она такая, неделю назад она была совсем другой. Или вот — бочка. Художник хотел бы, чтобы бочка была такой, а потом артисты снимали с неё кольца и она становилась как цветок. Но мы объяснили, что так сделать невозможно, и сейчас художник думает, как изменить бочку. Вот такой живой процесс», — поясняет Иван.
Вместе с ним мы покидаем мастерскую и поднимаемся на первый этаж, где работа идет уже над тем спектаклем, который будет поставлен сегодня — это спектакль «Рождество» по одноименному произведению Иосифа Бродского. Монтировщик уже собирает сцену и декорации.
«Эта конструкция представляет три яруса. Первый — это звезды, нижний мир — темный, он окутан колючей проволокой, там живет Ирод, а в самом низу живет смерть. По задумке художника и режиссера это показывает круговорот жизни. Актеры, кстати, будут находиться внутри этого круга.
Куклы к спектаклю пока не готовы — ими занимается реквизитор, который придет к репетиции и подготовит главных героев к выступлению. К сегодняшнему показу — они лежат в подсобке театра, но большая часть находится в специальном гараже-ангаре, который, по словам работников театра, находится «далеко». Хранить все куклы в театре невозможно: помещения маленькие, а в последнее время пошла мода на спектакли с большими декорациями. Это работники театра считают главной проблемой. Перед спектаклями за реквизитом приходится ездить своим ходом.
«Здесь мы храним декорации, которые идут в ближайшие две недели. Но есть спектакли, которые всегда живут здесь — «Гадкий утенок» или «Теремок». Они очень габаритные, идут 2 раза в месяц, но возить их туда-сюда нерационально. Тут же лежат куклы от недавних премьер, например, "Колыбельная для мышонка", пока он живет здесь», — рассказывает Иван, показывая помещение, заставленное ящиками, шкафами и, собственно, куклами.
«Это Сашенька, и он тоже хранится в гробу — это его персональный ящик, где лежит, но пока мы его оставили стоять так. Он из спектакля для взрослых "Мелкий бес". Раскрою секрет его создания: мы купили манекен, сняли голову, наш бутафор отлепил голову, ее облепили папье-маше и прикрепили к туловищу. Манекен и голову покрасили, одежду покупали человеческую", — продолжает Иван.
Некоторые куклы настолько большие и тяжелые, что их приходится помещать на специальную тележку и катать по сцене, некоторыми куклами управляет сразу несколько артистов.
Начинается репетиция. Первыми приходит исполняющий обязанности главного режиссера Борис Смелянец. Монтаж сцены продолжается, художник по свету настраивает прожекторы. До спектакля остается несколько часов, поэтому работа в театре буквально кипит.
Борис работает с куклами 25 лет. В Красноярск он приехал из Москвы, до этого работал в Ярославле, в театре «Огниво» в Подмосковье, потом — в программе «Куклы» на НТВ, также в «Звездной семейке» и со своими номерами с куклами в программе Сергея Пенкина, в «Улице Сезам», «Спокойной ночи малыши». Последние два года — в Красноярске.
За время его работы с куклами Борис рассказывает, что в целом сильнее всего поменялись сроки: раньше спектакль ставился полгода, сейчас на постановку дается от 10 дней до двух месяцев. Но не более того, потому что нужно, чтобы репертуар постоянно обновлялся.
«Сейчас у нас 4 спектакля для взрослых, но для меня это деление спектаклей на детские и взрослые довольно больная тема. Мамы плачут на детских спектаклях, мужчины вытирают скупую слезу, а на спектакле "Собака Пес" я сам постоянно сижу с мокрыми глазами. Все зависит от того, насколько вы погружаетесь в спектакль. Бывает, что мамы так погружаются, что даже не замечают, куда там отошел их ребенок. Просто не принято любить театр кукол, хотя сейчас во всех видах театра и даже кино используются элементы кукольного театра», — делится Борис.
Есть, конечно, принципиально взрослые спектакли, куда детей точно не пустят — стоит возрастной ценз «18+». Но проблема в том, по словам режиссера, что взрослые люди не готовятся к спектаклю и не знакомятся с тем, что будут смотреть, воспринимая театр просто как развлечение.
«Если вы не читали Достоевского никогда, не стоит начинать свое знакомство со спектакля по романам Достоевского. То же самое касается Хармса — очень сложный человек, у него самого сложное отношение с классиками. Но это отношение — одно из главных в спектакле, а многие удивляются, почему мы издеваемся над Пушкиным и Гоголем. Но мы не издеваемся, а просто передаем видение Хармса. В последнее время у людей нет привычки работать головой», — сетует Борис.
Тем не менее, по его словам, взрослые спектакли пользуются большим успехом у зрителей.
В преддверии репетиции артисты сидят за сценой, пьют чай, перекусывают, даже играют на гитаре и повторяют текст. Между собой перебрасываются шутками и готовятся к спектаклям на следующей неделе, составляя расписание. На столике перед сценой уже лежат готовые к спектаклю «Рождество» куклы.
В этом спектакле актерам придется петь, поэтому перед основным прогоном спектакля артисты репетируют сцены с песнями. Педагог по вокалу Екатерина работает в Театре Пушкина, но помогает и артистам театра кукол: ругает их за неправильно выбранную тональность, корректирует манеру пения, по-учительски их журит: «Это радостно, а надо еще радостнее, чем радостно!»
Когда она уходит, артисты в последний раз перед выступлением репетируют спектакль, теперь уже с куклами. Совсем скоро двери театра откроются для зрителей всех возрастов и они увидят на сцене историю про Иосифа, Марию и царя Ирода. А пока на короткое время в театре воцаряется тишина.
Фото: Артём Ленц
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)