Чего только нет на берегу Енисея на участке между «Перьями» и Краевой больницей: диваны, бутылки, строительный мусор, средства личной гигиены. Все это стекает «ручьями» с обрыва, и убрать, не опасаясь за свое здоровье, свалку могут разве профессиональные альпинисты со страховкой. Даже стоять на краю небезопасно.
Так выглядит ул. Кубанская, пролегающая по берегу от заправки «Магнат-РД» на ул. Партизана Железняка до ЖК «Перья». Грунтовая дорога, если верить 2ГИС, лежит между 7 частными домами. На деле их чуть больше. В первом доме журналистам не рады. «Вы к кому?» — недружелюбно спрашивает грузный насупившийся мужчина. Позже выяснилось почему: ночами по улице рыскают наркоманы в поисках закладок. Иногда прикрываются, что ищут ключи.
В соседнем доме на Кубанской, 57 о незваных гостях хозяев предупреждает не алабай, а 18 горластых гусей. Под их крик хозяйка Анастасия рассказывает, что ее семья купила дом 10–11 лет назад, успела обзавестись хозяйством и на место не жалуется. До остановки идти 5 минут пешком. Но есть минусы — вода из колонки и доступность: «Была бы вода, было бы прекрасно. Такси и "скорая" нас найти не могут. Ходим встречать на дорогу: то мимо уедут за "Каньон", то говорят, что на картах нет».
Деревянные домики, говорит Анастасия, хвастаясь красивой курицей породы брама, собирались снести два раза. Сначала «Лада-центр» под стоянку. Сейчас — под строительство пешеходного моста на остров Татышев и благоустроенную набережную. «Нам сказали, что все дома снесут, а нас с соседями трогать не будут».
Частных домиков с их стайками и банями в новом генплане Красноярска до 2033 года и правда нет. На их месте — сплошная зеленая зона вдоль берега Енисея. Между «Домом молитвы» и несостоявшимся 5-звездочным отелем Marriott на остров стоит пешеходный мост.
Осенью прошлого года по поводу пешеходного моста в горсовете разразился скандал: сначала Владимир Чащин, а после Разим Абасов просили изменить зонирование участка, убрать мост, а на его месте построить жилой комплекс. Земля под строительство гостиницы была получена без торгов, недоумевал тогда депутат и строитель Геннадий Торгунаков: «Почему кто-то должен участвовать в торгах и платить огромные деньги, а другой — получать участки просто так?». В итоге стороны договорились: мост останется на месте, а компания «Крепость-отель» остается при своем участке и вместо гостиницы возводит многофункциональный центр с офисами, ресторанами, большим спа-центром, гостиницей и жильем. «Это будет тот же Marriott, но в усеченном варианте», — рассказывал нам Разим Абасов и обещал презентовать макеты весной. Но последнего еще не случилось.
Идем дальше по ул. Кубанской. Чтобы облагородить здесь набережную, будущим инвесторам явно придется приложить усилия — берега осыпаются, мусор разбросан. От ЖК «Перья» мимо гаражного массива идут вот такие трубы.
На склоне одна из труб обвалилась, а вода течет небольшой непрекращающейся струйкой в сложившийся ручей. Здесь же — горы отходов, которые явно лежат не первый год.
62-летний житель одного из домов под лай грозной овчарки говорит, что переезжать из обжитого в течение 35 лет дома не хочет: «Смотря куда, мне нужен частный дом, я привык. Мне предлагали 3-комнатную квартиру — отказался». Место нынешнего ЖК «Перья», вспоминает собеседник, при советской власти занимал гараж на 300 машин.
Две усадьбы сегодня занимают приезжие рабочие из Таджикистана: «Сосед с бабушкой уехали в Кемерово — сын забрал. Потом дом продали Пуртову (директор компании-застройщика «Омега», ЖК «Перья». — Ю.Г.). Или как его? Это его таджики, они же работают здесь». С новыми соседями живут дружно, только вот боятся пожара, говорит собеседник: «Баню спалили два года назад, я пожарных вызывал — потушили. Они же варят на костре, на улице! Это после того пожара мебель в овраге появилась. Плюс строительный мусор, упаковка со стройки разлетается».
На улице, говорит 62-летний мужчина, они наводят порядок сами. Но до оврага дело не доходило: «Крапивой зарастет». На проезжей грунтовке даже в жаркий день стоит лужа — сюда сливают воду после мытья бетономешалок.
В мэрии о погрязших в мусоре берегах знают, признается представитель администрации Советского района Анна Тарасова. Места уже занесены в реестр и при возможности будут убраны: «Самое интересное, люди скидывают, делают, а потом администрация должна выделять средства. Их можно было бы потратить на куда более полезные вещи, благоустройство. А мы вынуждены тратить на уборку свалок. Такой уровень сознания у наших граждан».
Дальше по берегу, прямо под зданием Краевой больницы, расположились еще три частных домика. Вокруг царит обстановка как в ухоженной деревеньке. Пахнет летним воздухом, свежеобрезанными деревьями, на солнце пригрелись ленивые щенки. На заборах предупреждающая запись: «Находится под охраной», а для украшения — колпаки с колес.
Занятые рассадой и теплицами жители с журналистами общаться не спешат. «Тебе надо, ты и иди», — перепирается семейная пара за калиткой. В итоге участь рассказать об истории мини-поселка из 3 домов на ул. Соревнования выпадает пожилой хозяйке: «Никакой улицы не было — был песчаный карьер, откуда возили песок на стройки. Люди сами навозили земли 50 лет назад. Не было здания "краевой" — только поле для картошки, позже появилось легочное отделение».
О том, что их могут выселить, жители не переживают: «Здесь проходит много коммуникаций, копать нельзя, строить нельзя». Единственное неудобство: те же наркоманы, что и на ул. Кубанской, и насосная станция краевой больницы, спускающая канализационные стоки к Енисею, когда сломается насос.
Когда красноярцы смогут прогуляться пешком на о. Татышев по новому мосту, в департаменте градостроительства прогнозов не дают. Ранее про продолжение зеленой зоны от парка 400-летия Красноярска до острова с гордостью рассказывал бывший главный архитектор Андрей Макаров. Сегодня проектов в разработке нет. Возможно, пешеходный мост перекочует в следующий генплан, после 2033 года.
Фото Артема Ленца, фрагмент генплана Красноярска с admkrsk.ru (6)