Очередная рейтинговая оценка сливочного масла прошла в Красноярске. После лабораторных исследований более десятка популярных марок масла из красноярских магазинов во вторник, 12 апреля, в Красноярском ЦСМ эксперты нюхали и пробовали их на вкус. Корреспондент НГС узнал, какие марки масла вызвали восторг дегустаторов и сколько образцов вовсе не являются маслом.
Шестая в истории Красноярского центра стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ) рейтинговая оценка сливочного масла прошла во вторник, 12 апреля. Ровно в 10:00 за большой стол уселись 11 экспертов: представители предприятий-изготовителей, чиновники профильных министерств и сотрудники самого ЦСМ. Представители Роспотребнадзора на дегустацию не пришли, сославшись на «уважительные причины».
Накануне специалисты ЦСМ закупили в красноярских магазинах масло, изготовленное в Новоселовском, Емельяновском и Сухобузимском районах, а также в Назарово, Красноярске и Минусинске. Продукция других регионов была представлена маслом, произведенным в Алтайском крае, Новосибирске и НСО, Москве и Подмосковье. Всего 12 образцов: 10 из них с массовой долей жирности 72,5 %, один — 73 % и один — 82,5 %.
На стол дегустаторов попали как популярные марки — «Простоквашино», «АгроЯрск», Viola, так и менее известные бренды, по цене от 189 до 743 руб. за кг. После краткого вступления собравшиеся загремели вилками и ножами — поддевая кусочки, осторожно нюхали и пробовали их на вкус. Ассистентка постоянно подливала дегустаторам чай и воду. «Чтобы вкусовые рецепторы освежать», — улыбнулась председатель комиссии Надежда Воронкина. Каждый образец вызывал у экспертов жаркие споры. «Это излишне ароматизированное, вкус какой-то неестественный… Вот этот образец отдает прогорклостью и затхлостью… Слишком эластичное по консистенции… Здесь однозначно есть пальмовое масло», — то и дело доносились эмоциональные реплики. Эксперты не имели представления о названиях марок до конца дегустации — а растянулась она на 2 часа.
В отличие от прошлогодней оценки, на этот раз масло не проверяли на наличие бактерий и микробов: образцы оценивали на соответствие кислотному составу, проверяли его органолептические свойства — вкус, запах, консистенцию — и определяли, есть ли в нем недопустимые по технологии растительные жиры. Когда зачитали результаты предварительно проведенных лабораторных исследований, выяснилось, что 6 образцов оказались «немаслом» — в них выявлены растительные жиры, что говорит о фальсификации продукта.
Особенно остро критиковали новосибирские образцы, признав их самыми худшими: «Тут сразу несколько жиров — и пальмовые, и кукурузные… Не то что невкусно, это просто безвкусно… Вкус несвойственный для масла».
Лучшим единогласно признали минусинское масло «Сибиржинка». «Пахнет пломбиром… Больше всего похоже на настоящее масло, несмотря на излишне белый цвет», — не сдерживали восторженных эмоций дегустаторы. Никаких нареканий не вызвали масло от «АгроЯрска» (Сухобузимский район) и Viola из Подмосковья. Нарекания по вкусу и консистенции вызвали образцы масла «Таежный исток» (Сухобузимский район), «Молочные продукты из Березовки» и «Никольское здоровье» (Емельяновский район) — но проверку они прошли. Автор вместе с экспертами по очереди пробовал все образцы, однако каких-то особых различий во вкусе не почувствовал.
«Из года в год показатели по фальсификату ухудшаются, — подвела итоги оценки Надежда Воронкина. — Если в 2012 году было 35 % фальсификата, в 2015-м — 41 %, то в 2016-м — уже 50 %. До сих пор под видом масла в продажу попадает спред — смесь молочных и растительных жиров. Это прямой обман покупателя». Выявленные нарушения, по ее словам, ЦСМ направит в краевые минсельхоз, минпромторг и управление Роспотребнадзора — напрямую наказать недобросовестного производителя ведомство не может.
Коммерческий директор ООО «Агрореконструкция» (торговая марка «Анаш premium») Кирилл Чепрасов утверждает, что из их цехов фальсификат поступить на прилавки не мог, — все претензии он списал на магазин, в котором эксперты покупали данный образец.
«Значит, под нашу марку кто-то делает фальсификат — будем разбираться, кто туда поставил это масло», — говорит он.
Отличием нынешней оценки от предыдущих стало еще и то, что днем ранее эти же 12 образцов впервые тестировали студенты 3-го курса торгового института СФУ. Примечательно, что мнения будущих товароведов разошлись с оценками старших коллег — например, первое место за «пломбирный вкус» они отдали маслу «Алтайская буренка», провалившему испытания.
«В эпоху фальсификата у молодежи потребительские предпочтения формируются неправильно. Если они всегда ели масло с заменителями молочного жира, то что такое масло из натуральных сливок, они уже и не знают», — объясняет этот парадокс начальник отдела стандартизации ЦСМ Татьяна Мельник. Солидарна с ней и доцент кафедры товароведения ТЭИ СФУ Галина Рыбакова.
Сливочное масло, по словам г-жи Воронкиной, наряду с колбасой и сосисками является одним из самых часто подделываемых продуктов — чаще всего в него добавляют растительные жиры на основе пальмового и кокосового масел. Рынок сегодня наводнен фальсификатом настолько, что доходит до совсем диких случаев — за год Роспотребнадзор выявил 2 случая продажи в Красноярске масла от несуществующих производителей: в декабре ведомство потребовало убрать с прилавков масло с Алтая, а в марте — из Омской области.
Замгендиректора ОАО «Молоко» (торговая марка «Сибиржинка») Людмила Полякова отмечает, что «у настоящего масла не должно быть посторонних привкусов и запахов, на срезе оно глянцевое, не должно крошиться, есть легкий вкус сливок и пастеризации, не такой яркий, как у масла с химическими добавками — сливочными ароматизаторами, усилителями вкуса. За счет них масло кажется вкуснее натурального».
По словам руководителя испытательного центра Красноярской ветеринарной лаборатории Елены Тайгачевой, если в масле есть растительные жиры, это не значит, что оно вредное и его нельзя есть — просто нужно быть осторожнее людям, предрасположенным к аллергиям. «Другое дело, что производитель обязан об этом честно сообщать и продавать его как спред, а не как сливочное масло — то есть дешевле. Иначе это банальное стремление нажиться на покупателе», — добавляет эксперт.
Максим Косов
Фото автора (1–4)