Чередой громких событий запомнился красноярцам 2015 год. Среди них открытие 4-го моста, запуск платных парковок и протесты родителей против методов ликвидации очереди в детсады. Чем обернулись громкие начинания 2015-го и стоит ли ждать решения острых проблем горожан в наступающем году, корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил у первых лиц Красноярского края.
Рост цен на еду
За год, только по официальным данным статистиков, цены на продовольствие выросли на 9,3 %. Почему это произошло?
Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края: «Курс [рубля] упал вдвое и потенциальный коридор роста был очень большим. Системных фактов спекуляций на рынке не было. Однако на товары, где наряду с российскими производителями есть импортные компании (растительное масло, некоторые фрукты), были такие тенденции. Некоторые компании не имели роста издержек, но все равно поднимали цены вслед за иностранными.
На импортируемые товары — чай, кофе, фрукты, — зависимость от которых не преодолена, цены выросли на 20–30 %. Но рост на основные товары удерживался на уровне 2–3 %, поэтому в сумме инфляция составила 10–11 %. Сдерживались цены при помощи ярмарок, договоров с торговыми сетями, которые почувствовали, что мы собираемся больше торговать на улицах.
В отличие от этого года, когда реальные доходы населения сокращаются, в следующем году мы выйдем на рост доходов, одинаковый по ритму с инфляцией».
«Туманная» экология
В ноябре несколько дней подряд на Красноярск опускался странный резко пахнущий туман. Режим неблагоприятных условий, когда власти советуют покинуть город, в 2015 году в общей сложности длился месяцы. Кто портит городской воздух?
Роман Ткаченко, главный природоохранный прокурор края: «Со 100%-ной уверенностью нельзя сказать, от какого источника исходит неприятный запах. Предполагаем, что в Ленинском районе это [идет] от полигона отходов, в том числе опилок, местного целлюлозно-бумажного комбината. В Советском районе конкретный источник запаха не определен. Скорей всего, это совокупность факторов от деятельности промышленных предприятий, работы котельных, в том числе несанкционированных, и выбросов от автотранспорта. Причины возникновения тумана в начале декабря выясняются.
В этом году количество дней с режимом неблагоприятных метеорологических условий увеличилось с 60 до 63. Не потому, что предприятия стали больше выбрасывать, а именно погодные условия, штиль влияют на количество режимов НМУ. При введении режима предприятия должны выполнять ряд мер по снижению выбросов. Но проверки показывают: не все это делают».
Детсады на окраинах
В конце года красноярские родители возмутились тем, что чиновники отправляют детей в сады не по месту жительства, чтобы хоть как-то ликвидировать очередь в дошкольные учреждения. Сколько человек вынуждены водить детей в другие районы?
Алексей Лапков, глава управления образования: «Из 20 тыс. красноярцев, стоящих в очереди, мы обеспечили местами в той или иной форме 19 тыс. Около тысячи родителей, которым мы предлагали [пути решения], как правило, хотели очень определенный сад рядом с домом, и они не рассматривают другие меры. Скольким людям дали место в отдаленном районе — у меня нет такой статистики. Каждой семье предлагались ежемесячные выплаты, коммерческие сады, стоимость которых мы компенсируем, варианты обмена. Водил ли бы я сам ребенка в садик в другом районе? Я не отвечаю на вопросы о семье».
Пустой 4-й мост
Долгожданный 4-й мост не пользуется популярностью у водителей, а центр по-прежнему стоит в пробках. Почему так вышло?
Сергей Еремин, министр транспорта края: «Расчетные показатели первой очереди моста — от 750 до 2100 автомобилей в час. По данным подсчетов департамента горхозяйства, интенсивность движения соответствует этим показателям. Мы с первых дней строительства моста говорили, что это первый этап. Да, он знаковый, но мост — это только часть. Даже в преддверии Нового года нам никто не даст волшебную палочку, и мгновенно вторая очередь — магистраль по Волочаевской — не появится.
Зафиксировано снижение интенсивности движения транспорта по Коммунальному мосту на 15–20 %. Во многих СМИ, в социальных сетях автолюбители фиксируют изменения: даже в час пик свободнее стало движение по Коммунальному мосту, на Предмостной площади, Матросова, Свердловской, Дубровинского в сторону Речного вокзала. Раньше в этом направлении в течение дня фиксировались постоянные заторы.
Еще одной причиной невысокой загруженности моста можно считать то, что многие автолюбители в настоящее время морально не готовы удлинить маршрут, зато проехать его быстрее по времени и в спокойной обстановке».
Парковки в скандале
Почему проект платных парковок не принес деньги в казну и погряз в депутатских проверках, прокурорских претензиях и судебных тяжбах?
Эдхам Акбулатов, глава Красноярска: «В большом городе без платных парковок порядок в центре не навести. Надо относиться к проекту как к тестовому режиму — и с точки зрения размещения мест, и с точки зрения механизмов оплаты и санкций. Отработав этот тест, мы перейдем к следующим этапам, количество мест будет расширяться. Платные парковки созданы не для зарабатывания денег, а для того чтобы обеспечить нормальный транспортный трафик в центре. Независимо от того, куда приехал водитель — на совещание, в магазин, на работу, — он создает помеху для движения. Исключение могут составлять социальные учреждения: в больницу, в социальные учреждения».
Билетик в «сарай»
Еще осенью проезд в автобусах подорожал на 3 руб. Даже в обращениях к мэру горожане называют автобусы «сараями». Почему пассажиры не увидели повышения качества?
Игорь Ким, глава департамента транспорта: «Парк подвижного состава постепенно меняется. В течение 2011–2014 годов коммерческими и муниципальными перевозчиками приобретено 282 автобуса и 20 троллейбусов. За 10 месяцев 2015 года приобретено 17 автобусов.
На сегодняшний день тот тариф, что утвержден правительством края, обоснован. Необходимость назрела. Действительно, [за период с прошлого повышения в январе 2014 года] возросла и стоимость подвижного состава, и другие затраты. От экономики отойти и загонять предприятия в тупик мы не можем.
В I квартале 2016 года мы будем проводить конкурс среди перевозчиков на маршруты. Победитель получит документы на 5 лет. Будет учитываться состояние автобусов, год выпуска, участие в ДТП, нарушения. Могу сказать, что уже сейчас перевозчики работают на качество. Думаю, уже весной мы увидим на маршрутах совершенно другие автобусы».
Викентий Чекушин
Фото depositphotos.com