Экономика «Осенью буду выхлапывать 40–50 тысяч»

«Осенью буду выхлапывать 40–50 тысяч»

Владельцы маршруток требуют поднять проезд до 34 рублей из-за дороговизны — водители честно рассказали, сколько денег в день приносит один автобус и в чем лукавит начальство

На этой неделе 50 % владельцев городских маршруток потребовали от краевого правительства увеличить проезд до 25–34 руб. Тариф чиновники рассчитывают по специальной методике, запрашивая у перевозчиков данные обо всех их затратах. Однако с общественностью ни краевые власти, ни бизнесмены делиться не спешат. Глава ассоциации маршрутчиков Михаил Омышев говорит, что у каждого перевозчика свои цифры и за средними значениями лучше обращаться в минтранспорта. Представитель последнего Алена Лунева ознакомить с данными отказалась на том основании, что эта информация сложна для неэкономистов и конфиденциальна.

Красноярские маршрутчики потребовали радикально поднять цены на проезд: до 25–34 рублей с нынешних 19. Предыдущие 2 попытки пересмотреть действующий с января 2014 года тариф краевое правительство отклонило. Владельцы маршруток жалуются на стремительное удорожание ГСМ и запчастей, прямо говорят: при таких ценах «они в положении быдла» и качества ждать не стоит. Идеальным они считают цену в 45–50 рублей. Обычные водители автобусов рассказали, какую прибыль на самом деле приносит одна маршрутка, кто вынуждает их сломя голову нестись по дорогам и почему им самим невыгодно повышение цен.

С января 2014 года при неизменном проезде за 14 руб. стоимость полисов ОСАГО подорожала на 70 %, расходников — на 45 %, зарплатный фонд — на 20 %, приводит данные из переданных в правительство документов г-жа Лунева. Попытки поговорить с владельцами маршруток натыкаются на шквал эмоций. «Читатели возмущаются? Пусть читатели сами запчасти покупают. Перевозчиков поставили в положение, как будто они быдло. А потом требуют, чтобы они нормально перевозили. Но нынешняя стоимость не покрывает расходы», — негодует владелец автобусов по маршрутам № 43 и 65 Марина Ялтонская. Справедливой она считает «цену как в Москве» — 35–45 руб. за билет. На вопрос «что мешает выйти из неприбыльного бизнеса?» перевозчица парирует: купленные в кредит автобусы по рыночной цене не продашь, вырученных сумм не хватит для расчетов с банками.
Далекие от интересов бизнеса простые водители на общение с журналистами идут не слишком охотно. Однако после обещаний не показывать их лиц открыто смеются: зарплату им никто не повышает и вряд ли повысит, даже если проезд прибавит в цене 10 руб. Пожилой водитель маршрутки у ж/д вокзала уверяет, что зарплату задерживают уже месяца три. «Все подорожало: и еда, и за жилье заплатить. Не знаю, поднимут нам зарплату, нет. У нас начальник есть, с ним разговаривайте. У нас только на солярку в день уходит больше 3000 [руб.]».
«Повышение цен — повышение плана. Цены повышаются, владелец повышает план и все. Нам от повышения цен на проезд ни жарко, ни холодно», — рассказывает водитель маршрута № 34. Жена работает здесь же кондуктором. При 5-дневной рабочей неделе в месяц выходит около 30–40 тыс. «Куда нам идти? Все разваливается», — жалуется мужчина.
Еще один пожилой водитель маршрута № 1 делится: «в день за 6 кругов провожу 600–700 человек. В день получаю 1200. Есть еще оклад, но нам его не платят с мая».
«Все врут. Парк обновлять не хотят. Это хлам, их давно списывать пора. Автобусы больше 5 лет не должны ездить. Если тысячу в день выкатываю себе — хорошо. Нерусские работают по одному, мы париком. В месяц выходит 20–25 тыс. за 15 рабочих дней. Уходил отсюда, стоял на бирже 7 месяцев, ничего не нашел. В день нужно в бак залить на 2–2,5 тысячи, владельцу отдать план за перевезенных за наличку — 1000 руб. и 5–6 тыс. за тех, кто по карте едет. Ну а себе что остается. Езжу без кондуктора — платить нечем. Если нанять кондуктора, то тогда проще на диване лежать», — жалуется водитель небольшого пазика на конечной у Железнодорожной больницы.
По рассказам маршрутчиков, их зарплата — то, что остается после выплаты плана и заправки автобуса. Размер плана разнится от 1000 до 1500 руб. Зарплата в среднем 1000 руб. в день, кондукторы получают на 200–300 руб. меньше. На этом фоне оплотом стабильности выглядит работа в муниципальном автопарке — 25–30 тыс. руб. в месяц. «Я ушел с маршрутки к муниципалам 3 года назад. Нужно было брать ипотеку, там — никаких документов, справок для банков», — рассказывает водитель маршрута № 55 Костя.
По данным мэрии, около половины поездок в городе совершается по транспортным картам. Перечисленные по карте деньги переводят владельцам маршруток, но простые водители их не видят. «У нас плана по бабушкам с картами нет, учитывается только наличность. За 16 часов за рулем — 1000–1500 в день в дом несешь. Летом совсем плохо», — говорит водитель маршрутки. По его словам, в среднем он перевозит 500 человек, из них по карте — 200. Наличными в день выручка составляет 5700: 2 тыс. — в бак, 1,5 — перевозчику, остальное делишь с кондуктором.
В департаменте транспорта Красноярска, подводя итоги первого полугодия, заметили резкое (на 46 %) снижение жалоб от пассажиров. Чаще всего красноярцев возмущает проезд остановок, нарушение правил движения и отклонение с маршрутов: 706 жалоб из 1140, поступивших в мэрию. Для 47 человек поездка в маршрутках закончилась травмами. Сами маршрутчики свои гонки по городу объясняют системой оплаты труда. «Нам нужно кровь из носу выполнить этот план. Конкуренция бешеная. Зазевался, постоял на забитом перекрестке и все — несешь с работы 100 руб., и такое бывает», — жалуется водитель маршрута № 77.
Остановка «Ветлужанка», конечная 10 городских маршрутов. Дымя сигаретами, водители и кондукторы спорят о том, нужно ли повышать цену на проезд или нет. Пожилой водитель 91-го напирает на то, что даже на его легковушку масло подорожало на 40 %, что уж говорить про автобусы. Его молодой коллега с того же маршрута считает, что увеличение цены погоды не сделает: «В городе много дублирующих маршрутов. Перед нами всегда идет 51-й и 2 троллейбуса. В среднем в день летом провожу 400–500 человек. Вот и считайте». В этом году автобусу, на котором мужчина возит горожан, исполняется 15 лет. «Да нормальный, не сильно ломается».
Загаженные туалеты — первое, что видят, выходя из автобусов, пассажиры на остановке «Ветлужанка». В нос бьет резкий запах нечистот. «Департамент транспорта должен чистильщиков нанимать, но никто не убирается. Уже и звонили, и писали, бесполезно», — выдают кондукторы.
В паре метров от зловонных туалетов — пара ларьков с шаурмой и горячими обедами. Плов и котлета — 110 руб., шаурма с чаем выходит на 100 руб. В 14:00 у ларьков выстраивается очередь женщин-кондукторш, мужчины курят или обсуждают, кто и кого где «подрезал».
На вопрос о том, что заставляет в таких условиях проводить дни и годы, водители выдают один ответ: нет других вакансий. За все время общения с маршрутчиками лишь один водитель маршрутки № 84 не драматизирует ситуацию: «Сейчас лето, студентов нет. Осенью буду выхлапывать 40–50 тыс., если голова на плечах есть, можно крутиться. Работаю без сменщиков, ухожу полдевятого. В "муниципалы" не уйду никогда». Что нужно делать, чтобы зарабатывать на перевозках пассажиров по 50 тыс. руб. в месяц, мужчина не раскрыл, однако признался: мечтает устроиться на маршрут № 7 «Северный — Октябрьский мост — Щорса». Мужчина слышал, что там в день заработок водителя доходит до 5 тыс.
Антон Понарин

Фото Артема Ленца
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства