За прошлый год средний чек в супермаркете значительно вырос. По официальным данным, инфляция в 2021 году составила 8,4% — это максимум с 2015 года, однако по ощущениям кажется, что этот показатель куда выше. Впрочем, не будем ориентироваться на ощущения — в первом материале о ценах мы решили вспомнить, что дорожало сильнее всего в 2021 году, повышения цен на какие продукты нам ожидать в самое ближайшее время и какие общемировые факторы будут влиять на динамику цен.
Что сильнее всего дорожало в 2021 году?
Купить яйца дешевле 100 рублей в Красноярске сейчас уже практически нереально. О том, что они серьезно дорожают, начали говорить еще в апреле, но тогда всё списывали на подступающую Пасху. Однако тогда эксперты говорили о том, что дело не только в этом — стремительно дорожал куриный корм, а вслед за ним и вся продукция из курицы. Об этом же мы писали и в сентябре: кроме яиц, подорожало и куриное мясо, когда на подорожание корма наложилась ситуация на Алтайской птицефабрике. Там произошел пожар и возник дефицит продукта, поэтому поставщики, а следом и магазины были вынуждены повышать цены.
Летом по всей России начали дорожать овощи — сильно взлетел индекс борща. Если еще в марте в торговых сетях Красноярска морковь стоила около 45 рублей, то к июню она подорожала до 70 рублей, а к июлю — 90 рублей. С 40 до 70 рублей выросла цена на картофель. Несколько дешевле лишь свекла, которая и без того стоила уже больше 100 рублей за килограмм. Причиной этому стал дефицит: в Красноярском крае закончился местный картофель, и на прилавках супермаркетов можно было найти только продукт из Египта, та же история приключилась с морковью, запасы которой закончились в мае. И всё из-за того, что из-за непогоды в Краснодарском крае урожай моркови опоздал на 2 недели.
Из мясных продуктов дорожала не только курица — свинина и говядина тоже выросли в цене из-за увеличения цен на корма, удорожания логистики и эпидемии африканской чумы. В связи с этим поставщики стали предупреждать сети о подорожании сосисок и колбас.
По данным Красноярскстата на осень прошлого года, среди продовольственных товаров самый большой рост показали белокочанная капуста (на 96,9%), лимоны (на 65,5%), картофель (на 63,4%), свекла (на 39,2%), подсолнечное масло (на 36,7%), сахар (на 29,2%), бананы (на 26,7%), говяжья печень (на 26,4%), морковь (на 23,4%), яйца (22,8%), огурцы (на 20,4%) и помидоры (на 21,2%).
Особенно остро повышение цен ощутилось перед новогодними праздниками — за год индекс оливье, по данным Красноярскстата, подрос на 16%. Значительней всего подорожал картофель: по сравнению с ноябрем предыдущего года — на 82%. Морковь увеличилась в цене на 44%, яйца — на 24%, майонез — на 22%, репчатый лук — на 15%, маринованные овощи и вареная колбаса — на 8% каждый.
Что будет с ценами на эти товары в этом году?
В торговых сетях Красноярска прогнозы по ценам на продовольственные товары в 2022 году делают осторожно. Мы спросили, что же будет именно с теми товарами, что сильнее всего дорожали в 2021 году.
— Прогнозируем, что цены на куриное яйцо в ближайшее время будут держаться на уровне прошлого года, изменений пока не планируется. Что касается мяса, то прогнозы делать не можем, мы пока не получали информации от поставщиков о повышении закупочных цен. Цены на овощи до весны должны быть стабильны, пока не закончится местный урожай. Весной придет урожай из Киргизии, Узбекистана и Казахстана, пока предсказать сложно, будет ли повышение, всё будет зависеть от ситуации на рынке, — говорит руководитель коммуникационного центра компании «Командор» Дмитрий Болотов.
Он также уточняет, что уже о грядущем повышении закупочных цен уведомили производители молочной продукции — от 5% до 10%. Они ссылаются на увеличение затрат на покупку материалов и упаковки, на рост цен на закваску и наполнители, а также общее удорожание логистики. А гречка пока дорожать не собирается.
Компания «Красный Яр» на наш запрос не ответила, однако мы решили сравнить цены на продукты в этой сети в апреле 2021 года и сейчас (актуальные данные мы взяли из каталога магазина на сервисе «Сбермаркет»). Например, в апреле 1 кг тушки цыпленка-бройлера стоил 169,98, сейчас с учетом акции — чуть больше 189 рублей. Цена на молоко «Простоквашино» отборное выросла с 65,98 до 79,98, цена на яйцо 1-й категории не изменилась с тех пор — и тогда, и сейчас десяток стоил 84,9 рубля (речь идет о бренде «Село Маслобоево»).
Представленная в Красноярске «Пятерочкой» компания X5 Retail Group по предложению ФАС в этом году ограничит торговую наценку на социально значимые товары, а именно на овощи из борщевого набора, макароны, хлеб и гречневую крупу. Все они будут выделены на полках магазинов специальными ценниками. Размер наценки будет определяться рыночным способом, а верхний предел не будет превышать 10%.
В Министерстве сельского хозяйства и торговли Красноярского края отмечают, что тенденция прошлого года к подорожанию продуктов сохранится, поскольку предпосылок для того, чтобы всё было иначе, нет. Дорожают минеральные удобрения, топливо, энергоресурсы, стройматериалы, которые необходимы в ведении сельского хозяйства, поэтому сельхозтовары продолжат расти в цене.
Что говорят эксперты?
Как и представители торговых сетей, эксперты осторожничают с прогнозами: год только начался, и нужно время, чтобы посмотреть, как развивается ситуация. Экономист Георгий Остапкович уверен только в том, что продукты продолжат дорожать. И повлиять на это может коронавирус.
— Если будет благоприятный или даже консервативный маршрут, то я жду снижения инфляции. <...> Мне кажется, что до марта месяца инфляция будет еще повышаться — не галопирующе, по 0,3–0,5 в месяц, в середине марта ляжет на плато и с начала июня пойдет на снижение, — говорил ранее эксперт.
Что точно изменится в цене, так это алкоголь и сигареты из-за скачка акцизов. Пачка сигарет будет стоить минимум 112 рублей.
— Алкоголь и сигареты подорожают выше инфляции. Во-первых, за счет акцизных составляющих, — поясняет экономист. — Во-вторых, сейчас вроде бы договорились с розничной торговлей, что они будут удерживать цены на товары первой необходимости: молоко, хлеб, яйца. То есть вместо 22% наценки давать 11%. Но они же не дураки, они не будут терять в рентабельности. Они перенесут эти наценки на товары премиум- и люкс-классов, алкоголь и табак.
Руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг в интервью РИА «Новости» отметил, что рост цен на продукты приведет к необходимости субсидирования производства важных товаров и введению продуктовых карточек.
— Что касается потребительских цен, если их рост продолжится или ускорится, то правительство вынуждено будет либо начать субсидировать производство наиболее важных продуктов, либо наступит необходимость вводить в России продуктовые карточки. В сознании россиян продуктовая карточка — это позор, — отмечает специалист.