«Шепот» – триллер о бандитах-неудачниках, которые совершили самую страшную ошибку в своей жизни, похитив дитя самого сатаны и оставшись с ним наедине где-то в лесной глуши. Поскольку впечатлить зрителей новостью о том, что за детской мордашкой может скрываться демон, вряд ли получится, главный аргумент в пользу просмотра «Шепот» – это занятый в главной роли телевизионный красавец с мужественным профилем Джош Холлоуэй, он же – Сойер из «Остаться в живых».
- Эй, мальчик! – говорил Билл. – Хочешь получить пакетик леденцов и прокатиться?
Мальчишка засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича.
О.Генри «Вождь краснокожих»
Еще один повод посмотреть «Шепот» – тот факт, что в Красноярске эта неделя выдалась на редкость бедной на заметные кинопремьеры. Две основных российских премьеры вчерашнего дня – всеми силами интригующая зрителя нью-йоркская катастрофа «Монстро» и претендующая на «Оскар» и уже получившая «Золотой глобус» драма «Искупление» – до нас доберутся попозже («Монстро» – через неделю, «Искупление» – почти через месяц).
Итак, Макс (Джош Холлоуэй), бывший заключенный, мечтает открыть ресторанчик на пару с любимой девушкой и зажить в ладу с законом. Но, чтобы получить стартовый капитал, нужно провернуть последнее криминальное дело. По заказу некого мистера Джонса, Макс, его девушка Роксанна (Сара Уэйн Коллис) и еще пара дуболомов берутся за похищение восьмилетнего Дэвида (Блейк Вудрафф).
Переодевшись плохим Сантой, Макс проникает на детский праздник, устроенный для Дэвида. Раз! – и вместо детки под елочкой лежит только выложенное из разноцветных буковок, вырезанных из журналов, письмо в стиле «До скорой встречи. Фантомас». В ожидании выкупа, банда отвозит Дэвида в пустой летний лагерь где-то в заснеженных лесах штата Мэн. С ребенком похитители обращаются хорошо. Но ребенок отвечает на доброе отношение чернейшим и мрачнейшим злом достойного отпрыска адского сатаны...
Некоторую избитость задумки в целом и всех основных сюжетных поворотов в частности попытались компенсировать широким выбором дьявольских трюков. Вокруг лесного убежища, в которое привезли Дэвида, кружат, клацая зубами, черные псы, явные посланцы ада, судя по горящим глазам. В «Шепоте» есть и голоса в голове, постоянно нашептывающие вредные советы, и ходячие мертвецы, и способности Дэвида проходить через стены, видеть будущее (у тех, кто оказался рядом будущее обычно включает нелепую и мучительную смерть), управлять предметами на расстоянии и с невинным видом манипулировать взрослыми, сталкивая их между собой...
В США «Шепот», снятый с небольшим бюджетом и не самой именитой творческой группой, вышел в прошлом году, в основном на DVD (плюс в ограниченный прокат в кинотеатрах), что заведомо наводит на некоторые сомнения. Сомнения подтверждаются – под стать безликому названию «Шепот» представляет собой стандартный, сделанный прямо-таки по учебнику триллер, аккуратно и даже местами красиво перерисовывающий жанровые образцы, а потому безнадежно предсказуемый.
Справка: Страх перед тем, что ребенка могут подменить черт знает чем, знаком человечеству еще с дохристианских времен. В кино же демонические детишки, ставящие под сомнение традиционное представление о невинности и чистоте ребенка, громко заявили о себе в 60-70-е годы. Тогда вначале появился снятый Романом Поланским «Ребенок Розмари», история женщины, которая то ли сходит с ума, то ли и правда беременна от самого сатаны, кино, обнаруживающее потусторонний ужас в повседневных сценках средь солнечного дня. Позже вышел «Экзорцист», мучительный репортаж об изгнании беса из маленькой девочки, включающий одну из самых знаменитых, страшных и регулярно пародируемых сцен в кино – девочку, поворачивающую голову на 180 градусов.
И наконец, в конце 70-х годов выходит «Омен», история усыновленного семьей дипломата (Грегори Пек) ребенка, который, подрастая, все больше проявляет сатанинские наклонности. Его панически боятся животные, а сам он не может войти в церковь, вокруг него загадочным образом погибают люди, а он только зловеще улыбается под не менее зловещий оскароносный саундтрек Джерри Голдсмита. Все три ленты обросли жутковатыми слухами и домыслами сразу после выхода, а за последующие годы обзавелись многочисленными продолжениями, переложениями и подражаниями.
Елена Полякова