Волну обсуждений в Красноярске вызвала новость о хулигане-четверокласснике, который терроризирует целый класс в одной из городских школ на протяжении всех четырех лет обучения. Устав от бесконечных издевательств и унижения своих детей, родители учеников написали коллективную жалобу сразу в три инстанции, в том числе прокуратуру, так как в школе с ним ничего не могут сделать.
Подобные ситуации достаточно распространены — по закону исключить ученика, который сам не учится и другим не дает, — нельзя. Он наравне со всеми имеет право на бесплатное образование. Что же тогда делать родителям остальных детей и учителям — мы спросили у экспертов в области образования, психологии и права.
- В классе хулиган. Что делать?
- Как мирно решить конфликт между учеником и классом?
- Кому жаловаться на задиру?
- Школа не решает конфликт. Что делать?
- Как вести себя детям, если в классе есть хулиган?
- Стоит ли переводиться в другой класс?
- А если хулиган — мой ребенок?
В классе хулиган. Что делать?
Единого регламента, как действовать в случае появления неуправляемого ребенка в классе, нет, уверяет директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЭГО» Дмитрий Юрков.
— Есть разные виды агрессии, которую транслирует ребенок. К примеру, есть агрессия прямого типа, когда ребенок «захватывает» территорию либо, защищаясь, нападает первым. Далее, как правило, на него вешается ярлык, что он псих, неадекват и что с ним что-то не так. И он начинает этот сценарий «отрабатывать». Проблема в том, что педагогическое сообщество реагирует медленно и успевает дать ребенку этот ярлык, не проработав ни с ним, ни с его семьей, — считает руководитель центра.
Если ситуация уже случилась, главное, что нужно делать родителям, — договариваться, заверил специалист.
— Всем собраться и предложить добровольно второй стороне (хулигану и его родителям) поговорить с ними, обсудить. Понять, что вместе можно изменить. Это принесет результат, только если все согласятся добровольно. В приказном порядке это не работает. Всё только усугубится, — уверен педагог.
Как правило, если конфликт уже назрел, классный руководитель и директор школы уже в курсе, и в их интересах в том числе разрешить ситуацию мирно, в пределах школы. Если решить самостоятельно проблему не удается, можно обратиться в управление образования — там привлекают необходимых специалистов для решения конфликта.
Как мирно решить конфликт между учеником и классом?
На поддержание благоприятного эмоционального фона в каждой школе сейчас направлена работа психологов, соцработников, служб медиации. Но и родители, и сами ученики также должны быть заинтересованы в решении проблемы, уверены специалисты. Прежде чем искать крайних и виноватых, важно помнить, чему мы учим своих детей.
— В практике есть так называемая техника «Круги переговоров». Это одна из эффективнейших технологий работы с групповым конфликтом. Это работает, когда людям нужно договориться, понимая, что никого исключить нельзя. Есть «малый круг» — когда собираются только дети, есть «большой круг», когда собираются родители и дети.
К примеру, я вел «круг», в котором решалась ситуация: десятиклассника бросила его девушка, и он написал на ее стене «сука». Класс поделился на две враждующие группировки, подключились родители. Все забыли про учебу, целыми днями обсуждали только этот конфликт. Мы собрали всех в актовом зале и начали находить решение этой ситуации. В «круге переговоров» не голосуют, там договариваются, — объясняет директор центра «ЭГО» Дмитрий Юрков, — если нужна коррекционная помощь семье, это тоже решается там. Если родителям в лоб сказать — у вашего ребенка проблемы, он будет доказывать, что с его ребенком всё в порядке. Конфликт усугубится. Важно понимать, что ребенок транслирует ту ситуацию, которую он принес из дома.
Кому жаловаться на задиру?
Если ваш ребенок страдает от рук или слов одноклассника, в первую очередь необходимо связаться с классным руководителем. Тот привлекает к работе школьного психолога, социального работника или службу медиации.
— Мы стараемся, чтобы каждый классный руководитель знал всё про своих детей, — объясняет технологию работы с трудными подростками директор школы № 32 Татьяна Руднева. — Один школьный психолог на тысячу детей не способен всё распознать. Проблема в том, что проводить работу со школьником психолог может только с согласия родителей. И тут уже специалист выясняет, эта проблема связана со здоровьем, с проблемами в семье или с поведением ребенка.
Если это конфликт — подключается школьная служба медиации. Пытаются договориться. Здесь должно быть четкое взаимодействие «классный руководитель — родитель — психолог». К сожалению, если родители не дают согласие, то ничего невозможно сделать. Говорят: «А вот он у нас дома себя так не ведет». Да, потому что у вас дома не детский коллектив! — возмущается директор красноярской школы Татьяна Руднева.
Руководитель объяснила, что родители не всегда идут навстречу. Многие не признают проблему или боятся, что, если пойдут к специалисту, у ребенка будет «клеймо».
— Сейчас же тоже мода пошла: чуть в школе что-то не так — переводят на семейное обучение. А ребенку дальше в обществе жить. Наша задача — научить их взаимодействовать! — уверена директор.
Школа не решает конфликт. Что делать?
Специалисты образования разводят руками, универсального алгоритма пути решения проблем с трудными подростками в школе — нет.
Если хотите услышать мнение со стороны и получить независимую консультацию, можно позвонить по телефону горячей линии национального проекта «Образование» по номеру 8 800 700-24-04. Здесь любой родитель может получить консультацию как на краевом, так и на федеральном уровне. Звонок бесплатный.
Если консультация не помогла, к более конкретным мерам предлагает прибегнуть адвокат Владимир Барышев. Во-первых, письменно обратитесь с соответствующим заявлением к директору школы. В конце заявления укажите, что в случае отсутствия должных мер вы оставляете за собой право обратиться с жалобой в департамент образования и в правоохранительные органы. Во-вторых, обращайтесь в департамент образования и в правоохранительные органы.
В третьих, зафиксируйте факты причинения вреда здоровью, если они есть (в травмпункте), и узнайте, кто именно издевается над ребенком. Соберите через классного руководителя родительский комитет с вызовом родителей детей-обидчиков.
— Далее — развилка. Тут определят, в отношении ребенка совершено административное правонарушение (КоАП РФ) или преступление (УК РФ). Мы должны понимать, что возраст привлечения к административной ответственности за побои и мелкое хулиганство наступает с 16 лет. По УК РФ также масса составов за причинение вреда здоровью, где возраст ответственности также с 16 лет, за исключением статьи 111 УК РФ «Побои» — с 14 лет, — пояснил адвокат.
Таким образом, несовершеннолетнего хулигана-правонарушителя должны установить правоохранительные органы и принять решение о возбуждении дела об административном или уголовном правонарушении. Раз речь идет о школьниках, то вполне вероятный сценарий — отказ в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста ответственности, прогнозирует специалист.
— Однако вышеперечисленные методы воздействия не исчерпывающие. Несовершеннолетнего хулигана должны поставить на учет, проверить его условия жизни в семье. В случае причинения вреда здоровью можно взыскать компенсацию морального вреда с родителей несовершеннолетнего обидчика. Кроме того, если вред здоровью был причинен в момент нахождения на уроке при отсутствии должного внимания учителя, суд может возложить ответственность в виде возмещения морального вреда на общеобразовательное учреждение, так как согласно статье 41 «Закона об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, — заверил адвокат.
Как вести себя детям, если в классе есть хулиган?
Психотерапевт Анна Плотникова объясняет:
— Нужно очень четко понимать, что хулиган — это тоже ребенок. И важно не ставить границы — вот ты хулиган, и мы тебя не учим. Здесь важно научить детей различным моделям поведения. Очень часто этот круг сужается до моделей родителей, которые чаще всего проецируют дети. Если мы кричим — значит, так можно. Если мы что-то или кого-то пинаем — значит, так можно. Мы бросаем бумажки на улице или обзываем прохожих — значит, так можно, — раскладывает «по полочкам» специалист.
Если в классе вашего ребенка постоянно задевает другой ребенок, объясните ребенку, «что делать, если». «Что делать, если у тебя забрали твои личные вещи?» Ты можешь попросить свои вещи обратно, без оскорблений. Второй раз можно предупредить — «будешь брать мои вещи, я буду брать твои». Ребенок должен понимать, что каждое слово должно быть последовательно его действиям. Психотерапевт уверена, что драк было бы меньше, если бы мы учили детей предупреждать.
— Нужно проговаривать, что предупредить взрослых об ущемлении своих прав — это не жалоба. Наша задача — дать детям представление о границах нормы, — уверена Анна. — Родителям важно понимать, что мы не сможем всю жизнь организовывать благоприятную среду вокруг ребенка и подбирать людей, которые будут его окружать. Но мы можем научить наших детей взаимодействовать с такими людьми, не убегать и не прятаться, а знать, как за себя постоять.
Но не только дети, но и взрослые должны правильно реагировать на происходящее. Со сменой поколения должна меняться и ментальность педагогов, уверена директор школы № 32:
— Учителя — тоже люди. Время меняется, поколение меняется. Подростковый возраст с 14 лет перешел уже на 11 — у них в пятом классе уже начинается сложный период. А учителя всё равно по накатанной — 15, 20 лет работают в школе. А ребенка нужно полюбить.
Стоит ли переводиться в другой класс?
Специалисты сходятся во мнении — исключением проблемного ребенка из класса эти самые проблемы не закончатся.
— На это место может прийти другой ребенок. Либо известны криминальные ситуации, когда ребенка исключают и он потом мстит. Убрав агрессивного ребенка из класса, не закончить конфликт. Более того, так мы не научим детей решать вопросы, вести переговоры, договариваться. Если мы сейчас в школе не научимся это делать, а будем только увеличивать зло путем исключения и подавления, оно будет только расти, — основываясь на своем опыте, утверждает директор Центра психолого-педагогической помощи Дмитрий Юрков.
С мнением специалиста согласна и директор школы № 32 Татьяна Руднева. Задача школы — решить конфликт и научить детей из него выходить, а не прятать голову в песок.
— От проблемы не убежишь. Хорошо сейчас отработана служба медиации — она выступает третьей стороной в решении конфликтов. Многих серьезных последствий таким образом удалось избежать. Бывает, что конфликт пустяковый, а дети оказываются на учете в ПДН. Вот такого быть не должно, — уверена директор.
А если хулиган — мой ребенок?
— Постоянно говорить ребенку о том, что ты себя плохо ведешь, — не вариант. Скорее всего, это вызовет сопротивление, и он начнет пакостить еще больше. Самое оптимальное в такой ситуации — разобраться и ответить на вопрос, что именно ребенок таким поведением хочет показать и доказать? И предложить ему в какой-то конкретной ситуации повести себя иначе. И дать четкий путеводитель «что делать, если». И тогда ребенок начнет меняться. Чем раньше это начнет происходить, тем пристальнее он будет обращать внимание на рекомендации взрослых. Потому что в таком случае взрослые не пытаются его переделать, они предлагают ему варианты, которые он может использовать, — убеждена психотерапевт Анна Плотникова.
Человека нельзя переделать, его можно научить. Ему можно показать. Ему можно дать возможность выбирать и объяснить, что ответственность за этот выбор несет он сам.
— У меня был случай, когда ко мне обратились за помощью. Ребенок очень некорректно себя вел в классе, с ним долго воевали, он матом разговаривал с учителями. Тогда я пришла и посидела на уроке. Выяснилось, что в школе есть правило — оставлять телефоны у администратора во время урока и забирать лишь на перемене. Школьник это правило соблюдать не хотел. Я его попросила отдать мне телефон и пройти на урок. Он мне сказал: «Вы не вернете его», на что я ответила: «Я свое слово держу».
Я отдала телефон администратору, он прошел на урок, и, когда вернулся, вернула телефон и поблагодарила его за выполнение просьбы. У него побежали слезы, — вспоминает психотерапевт, — с ребенком никто никогда подобным образом не разговаривал. И вы знаете, это яркий пример того, что, когда меняем свой шаблон поведения, меняется и поведение людей вокруг нас. И это касается не только детей. Мы не можем изменить другого и понять, о чем он думает. Но мы можем меняться сами, и наши дети поймут, что всё можно решить словами. И для этого необязательно распускать кулаки.