Ряд бизнесменов Красноярска получили странные письма из прокуратуры Центрального района. Надзорный орган просил предпринимателей пожертвовать деньги в определенный благотворительный фонд. Средства были нужны на выплату долгов по зарплате сотрудникам ряда обанкротившихся фирм. К письму прилагался бланк договора жертвования. В конце письма была просьба ответить прокуратуре к определенной дате — будет ли пожертвование и в какой сумме. Разбираемся, что всё это значит.
Благотворительность по указке органов?
Получив «письма счастья», обескураженные бизнесмены обратились к общественнице Юрате Армонайтите. 16 декабря она обнародовала документ. Позже в прокуратуре подтвердили его подлинность.
Это вызвало большой резонанс среди членов благотворительных организаций города. В Красноярске ранее никто не слышал, чтобы прокуратура так продвигала один конкретный фонд. К тому же бизнесмены восприняли письмо надзорников как нечто «добровольно-принудительное»: вроде никаких обязательств письмо не накладывает, но как отказать органу власти, способному провести проверку твоей деятельности?
Красноярские общественники посчитали это давлением на потенциальных жертвователей. Главы известных благотворительных фондов города назвали ситуацию настоящим ударом по сектору НКО.
— Тема благотворительности и так непростая, столько мошенников греют руки на ней. Сколько усилий мы с коллегами прикладываем, рассказывая и показывая, как честно и открыто работают наши организации. [...] И тут на сцену благотворительности города вышла прокуратура Центрального района! [...] в своем письме они пишут про конкретный фонд, которому предприниматели должны перечислить денежные средства. Это что? Это благотворительность? — возмутилась директор АНО помощи онкобольным «ВМесте» Татьяна Золотарева.
Позаимствовали раскрученный бренд
Была в этой ситуации и еще одна странность. Фонд, в который просили пожертвовать, называется «Феникс». При этом в Красноярске уже давно работает другой фонд «Феникс», заслуживший хорошую репутацию. Его возглавляет Татьяна Станкевич. В результате и бизнесмены, и коллеги по сектору НКО подумали, что это именно Татьяна «выбивает» пожертвования таким способом.
— У меня чуть не возник конфликт с сообществом НКО, потому что все посчитали, что я такими методами работаю, — поделилась с NGS24.RU Татьяна Станкевич.
— Почему именно новый фонд, которому еще нет и полугода, получает такую мощную поддержку надзорных органов? Где гарантия его устойчивости, прозрачности, открытости? У него пока нет ни отчетов в Минюст, ни годового бухгалтерского баланса, ни результатов независимой аудиторской проверки, ни своих активов, ни целевого капитала, он не входит ни в один реестр СО НКО, — задается вопросами Татьяна Станкевич.
Почему прокуратура «помогла» именно фонду Федюнина?
Новый фонд «Феникс» в августе этого года зарегистрировал член Общественной палаты Красноярска, владелец туристической фирмы «Манго» и известный в городе бизнесмен Василий Федюнин. Ранее он вступил в партию «Единая Россия» и баллотировался от нее в горсовет в 2013 и 2018 годах. Став членом Общественной палаты, он, согласно правилам, приостановил свое членство в политической партии. Однако, на сайте ЕР остается его профиль, а сам Федюнин участвует в пиар-акциях ЕР.
В новом фонде Федюнина среди членов попечительского совета есть еще один известный единоросс — это депутат краевого парламента Виталий Дроздов.
Василий Федюнин сообщил нам, что идея собирать деньги на помощь сотрудникам фирм-банкротов исходила от прокуратуры. В июне этого года перед Общественной палатой Красноярска выступил зампрокурора Красноярска и сообщил о проблеме: некоторые фирмы банкротятся, а их работники остаются без денег. Прокуратура исчерпала все меры воздействия на бывших работодателей, но часть долгов по зарплате осталась. Прокурор предложил членам палаты взять пример с Норильска — там создан фонд, из которого помогают сотрудникам, ставшим жертвами работодателей-банкротов.
— На тот момент я, как общественник, планировал создание фонда. При этом диалоге присутствовали все члены Общественной палаты Красноярска. Мы реагировали со своей стороны, что есть вопрос, мы включили в фонд программу «Поддержка», согласовали ее с Министерством юстиции и начали работать. Действия прокуратуры в рамках программы я не могу прокомментировать. Мы выполняем свои задачи в четко установленном законом порядке, — пояснил Федюнин журналистке NGS24.RU.
Но председатель Общественной палаты Лев Ткачев рассказал нам эту историю несколько иначе. По его словам, члены палаты выслушали зампрокурора и дали понять, что пример Норильска сложно масштабировать на весь край. В Норильске есть одно всем известное крупное предприятие, которое жертвует деньги в указанный фонд и закрывает все его потребности. В Красноярске подобное повторить сложно. Так что Общественная палата не имела отношения к фонду Федюнина.
Что касается согласования программы поддержки «брошенных» работников в Минюсте, то из диалога ниже видно, что под согласованием Федюнин понимает какой-то личный разговор.
По поводу названия «Феникс» Федюнин сообщил нам, что, разумеется, он знал про другой фонд «Феникс». Но он проконсультировался с юристом и убедился, что закон позволяет регистрировать одинаковые названия. К тому же полные названия организаций отличаются: у Татьяны Станкевич — Благотворительный фонд социальной помощи и реабилитации граждан «Феникс», а у Василия Федюнина — Благотворительный фонд поддержки гражданских инициатив «Феникс».
В прокуратуре нам рассказали, что у них уже есть такой опыт, когда одни компании добровольно и бескорыстно гасят долги по зарплате других компаний. Например, этим летом «Крассети» выделили средства для выплаты зарплат работникам обанкротившегося застройщика ПСК «Союз» — люди ждали этих денег три года, а с самого застройщика взять уже было нечего.
А теперь такую помощь решено собирать через фонд Федюнина. В прокуратуре нам подчеркнули, что фонд не имеет с этого ни копейки прибыли — 100% собранных средств уходит на погашение долгов по зарплатам. При этом фонд не приобретает никаких дополнительных прав — например, права требовать возмещения с фирмы-банкрота. Безнадежные долги по зарплатам просто списывается. В ведомстве говорят, что обращались с предложением о таком сотрудничестве в разные фонды, но кроме Федюнина желающих не нашлось.
Что не так в этой истории
В результате семь известных в городе благотворительных организаций обратились к прокурору края, чтобы поговорить о допустимых и недопустимых методах сбора пожертвований. Жалобу на действия районной прокуратуры подписали представители БФ «Счастливые дети», АНО «ВМесте», местного отделения «Всероссийского общества слепых», регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов» Красноярского края, «Федерации кинологического спорта», КРОО «Солнце в наших сердцах» и старого БФ «Феникс».
19 декабря общественники встретились с представителями прокуратуры и Василием Федюниным. По итогам двухчасовой беседы прокурор Центрального района обещал, что больше никаких подобных писем предпринимателям рассылать не будут, в других районах города тоже. А Федюнин обещал внести в название своего фонда изменения, чтобы избежать путаницы. Также после встречи на сайте фонда Федюнина появился документ «Положение о благотворительной программе "Поддержка"», которого раньше не было.
Но история на этом не закончена.
— Проверка по нашему обращению еще идет, потому что закон действительно был нарушен. Это было лоббирование одной организации в ущерб другим. Если уж прокуратура решила поддержать какой-то фонд, то, наверное, надо было сначала проверить, насколько устойчив этот фонд, а потом максимум — максимум! — ознакомить бизнесменов с имеющейся программой. Но официальную программу на тот момент никто в глаза не видел. Зато вместо программы к письму прилагался договор пожертвования. Людям намекали: подписывайте и переводите деньги, — говорит Татьяна Станкевич.
По завершении проверки мы расскажем о ее результатах.
Напоследок перечислим те фирмы из Центрального района Красноярска, которые оставили своих сотрудников без зарплат. Судя по письму прокуратуры, они задолжали 16 миллионов рублей 170 работникам. Именно ради помощи этим работникам всё и затевалось.
1. ООО «Авекс» — это частная клиника. Находится в процессе банкротства. По данным сервиса rusprofile.ru, в разные годы тут было от 11 до 17 сотрудников. Учредитель — Дрянных Андрей Анатольевич.
2. ООО «Родничок», находится в процесс ликвидации. Сфера деятельности — производство мучных изделий. В 2022 году было 14 сотрудников. Учредитель — Фирсанов Юрий Михайлович.
3. ООО «Люкс». Этой осенью фирма сама обратилась в арбитраж с просьбой признать ее банкротом. В 2022 году было 37 сотрудников. Основной вид деятельности по ОКВЭД — производство пара и горячей воды. Учредитель — Крюков Константин Брониславович.
4. АО «СибирьПромГрупп». Компания тоже недавно подала на саму себя в суд ради банкротства. В 2022 году было 711 сотрудников. Сфера деятельности — строительное проектирование. Учредитель — Сидоров Иван Викторович.