Опрос Зарплата.ру показал четыре качества, которые могут фатально ухудшить ваше собеседование. Это ложь, высокомерие, критика бывшего начальства и опоздание на встречу — этого достаточно, чтобы работодатель дал от ворот поворот, даже если резюме казалось блестящим. Эксперты объясняют: чаще всего соискатели лгут о причинах увольнения, замалчивая конфликты и проваленные задачи. Высокомерие усложнит период адаптации — причем страдают им и топ-менеджеры, и узкие специалисты.
Служба исследований Зарплата.ру опросила 896 российских работодателей и выяснила, какое поведение на собеседовании мешает трудоустройству. Респоденты могли выбрать несколько вариантов ответа. 46 % рекрутеров назвали причиной отказа ложь, 43 % — высокомерие, 34 % — негативные высказывания в адрес бывших коллег или начальника. Четверть не приемлют опозданий.
А вот зазвонивший во время собеседования телефон или неуверенность кандидата впечатления не испортят — только 3 и 7 % работодателей соответственно отказывали соискателям по этой причине.
Самым страшным грехом на собеседовании интервьюеры считают ложь, отмечает Ольга Павлюченко, руководитель пресс-службы Зарплата.ру: «По сути, это 100%-ная утрата доверия к кандидату, и, конечно, о приеме на работу речь уже не идет. При этом какие-то важные факты о сотруднике могут всплыть уже в процессе работы, тогда негодование работодателя будет еще сильнее. Лучше быть честным и заранее подготовить ответы на вопросы, которые являются для вас проблемными, чтобы не растеряться на собеседовании».
«Данная статистика совпадает с нашими наблюдениями», — признается Илья Гольдовский, партнер компании «Психология трудоустройства». Чаще всего кандидаты врут о причинах увольнения и прошлых переходов, пытаются скрыть конфликт с руководством или заваленные задачи. «Выявить ложь достаточно просто — соискателя нужно расслабить, вывести на позитивную волну, а затем начать незаметно задавать уточняющие вопросы. Если человек врет — он начнет "путаться в показаниях"», — отмечает эксперт.
Чтобы проверить порядочность будущего риэлтора, в компании «Этажи» на собеседовании обсуждают гипотетические ситуации. «У вас совместная сделка с коллегой. Вы все документы к сделке подготовили, а коллега не успевает подготовить документы. Есть риски переноса даты сделки. Ваши действия». Или: «Вы приходите на показ раньше вашего клиента-покупателя. По фотографиям квартира очень понравилась клиенту, и он практически готов ее купить. Вы смотрите квартиру и замечаете, что протекает угол. Через 15 минут придет покупатель. Ваши действия?» — привела примеры Татьяна Порошкова, менеджер по персоналу риэлторской компании «Этажи» в Новосибирске.
Поправь корону
Высокомерие вызывает сомнения — как новый сотрудник будет общаться с коллегами, клиентами и партнерами, признается Илья Гольдовский. По его словам, нередко снобизмом страдают претенденты на топовые позиции, считающие HR-ов недостаточно компетентными. «Если кандидат высокомерен, сразу становится понятно, что он может не вписаться в корпоративную культуру, не умеет работать в команде, а это приводит к отказам», — уверен эксперт.
Высокомерие характерно и для специализированных вакансий, заметил Александр Алексеев из компании «Работа это проСТО». «Условно говоря, это водители электропогрузчиков, комплектовщики, грузчики. А HR-ы — девушки, которые не всегда понимают, что такое складская логистика, ричтрак и штабелер», — поясняет он.
Расстались по-плохому
Недавно Николай Пацков, генеральный директор компании-разработчика конструктора документов FreshDoc.ru, провел собеседование с разработчиком интерфейсов. Резюме уверяло в самостоятельности, неконфликтности, умении работать в команде. На собеседовании кандидат заявил, что уволился из-за потребности в новом компьютере и софте — из-за этого работа велась медленно, а сроки срывались. Однако работодатель якобы отказался улучшить условия труда. «На поверку получается, что узкоспециализированный работник с очень хорошей зарплатой показывает низкую эффективность в силу причин, которые решаются быстро и просто», — удивляется Пацков. Эта история показала ему, что кандидат не способен донести и отстоять свою позицию, достичь компромисса с руководством и будет винить других в своей некомпетентности.
В таких случаях работодатель думает, что когда-нибудь и сам окажется на месте «плохого бывшего», о котором ему поведали во всех красках, добавляет Илья Гольдовский, партнер «Психологии трудоустройства».
«Фактически негативный отзыв о предыдущем месте работы — это отличная возможность расписаться в собственной некомпетентности. Жалобы на негодяя-начальника, коллег-бездельников и директора-который-ничего-не-понимает-в-бизнесе — это замечательный "звоночек", который позволяет отсеивать кандидатов, стремящихся винить в своих неудачах остальных, не умеющих выстроить здоровые рабочие отношения с коллегами и руководством, не способных искать компромиссные пути решения проблемы», —
уверен Николай Пацков, генеральный директор компании-разработчика конструктора документов FreshDoc.ru.
Что же здесь хорошего
Собеседование — обычно большой стресс для кандидата, признает директор по персоналу производственной компании NPM Анна Гречко. «Зачастую какое-то не совсем адекватное, на первый взгляд, поведение: попытки показаться лучше, чем есть, кажущаяся высокомерность, скованность или, напротив, болтливость и др. могут быть обычной защитной реакцией человека на ситуацию. Поэтому опытный специалист всегда оценивает общую картину, а не только поведение во время собеседования», — резюмирует она.
Опрошенные Зарплата.ру рекрутеры назвали, что говорит в пользу кандидата (кроме опыта и образования): когда тот ведет себя на равных и активно интересуется вакансией (73 %), уважительно отзывается о прошлых местах работы (46 %), внешний вид соискателя соответствует должности (35 %), кандидат приходит вовремя (31 %), демонстрирует знание информации о компании (28 %).
Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com