Дороги и транспорт «На заправку трачу 400 рублей в месяц»: почему красноярцы пересаживаются на электромобили

«На заправку трачу 400 рублей в месяц»: почему красноярцы пересаживаются на электромобили

Край занял девятое место в России по числу экологичных машин

За последние четыре года количество электрокаров в Красноярске выросло с 5 до 223

Количество электрокаров в Красноярске растет огромными темпами. Ровно четыре года назад мы писали, что в городе было всего пять электромобилей, а к сентябрю 2020-го их уже 223. Мы встретились с владельцами «электричек» (такое название закрепилось среди сообщества водителей электрокаров) и покажем вам несколько вариантов самого массового автомобиля — Nissan Leaf, а также машин, которые ездят по региону в единственном экземпляре.

Александр Волков, Nissan Leaf 2011 года

До электрокара у Александра было больше 20 автомобилей. Последняя, Mitsubishi Lancer, прослужила дольше остальных и была продана за 380 тысяч месяц назад. Этих денег хватило, чтобы купить девятилетний Nissan Leaf в Железногорске.

— Перед покупкой я всё тщательно просчитал. Специально сложил все чеки: по обслуживанию (двигатель, коробка), затраты на топливо — у меня на километр выходило 5 рублей на прежней машине. А сейчас выходит 50–60 копеек. Все зависит от того, на какой заправке заряжать машину. Если дома у меня 4,35 рубля за киловатт, на MixMax — 5 рублей, на «Нефтекоме», где стоит итальянская заправка, — 12 рублей. Все «лифоводы» со временем становятся жадинами. И ты думаешь — на 50 рублей ты заправишь или на 120. Но это вообще смех для тех, кто ездит на бензине, — заправляться на такие суммы.

Александр владеет электрокаром чуть больше месяца

Александр договорился с жильцами своего дома и сделал себе зарядку во дворе. Несколько лет назад мы писали о неудачном опыте другого «лифовода», соседи которого вынудили владельца продать машину.

Сейчас полной зарядки хватает, чтобы проехать по городу 80–90 километров. Чтобы сохранить такой пробег в зимнее время, владельцы электрокаров прибегают к разным дополнительным надстройкам. Например, устанавливают дизельный подогреватель, прикрепляют кабель обогрева на батарею к днищу автомобиля.

Александр заряжает машину от щитка на фасаде дома — соседи не против, он сделал опрос в мессенджере. Если нужно подзарядиться в течение дня, выбирает одну из электрозаправок в городе
Чтобы зарядить полную батарею, хватит 3–4 часа на «медленной» зарядке возле дома

С использованием электрокара коммунальные платежи семьи увеличились на тысячу рублей.

Далее едем на одну из «быстрых» зарядок у делового центра MixMax. Там в течение дня можно даже в очереди постоять — одновременно здесь есть возможность заряжать только два автомобиля.

Заправка возле делового центра появилась в начале года
Цена зарядки здесь сопоставима с домашним тарифом, но времени нужно меньше 

Коротко переговорили с владельцем еще одного Nissan Leaf, который стоял на зарядке по соседству. Мужчина работает в известной службе доставки продуктов. И если его коллеги, заезжая на заправку в течение дня, тратят около 700 рублей, то он — 40, и это производит ошеломительный эффект на других курьеров.

Виктор Судаков, Nissan Leaf 2013 года выпуска

Следующий владелец электрокара пересел на него с «семерки» BMW в конце прошлого года, осознав огромную экономию на топливе и обслуживании.

Виктор владеет электрокаром с декабря прошлого года

— Я из крайности в крайность. Раньше была машина с расходом 24 литра. Поэтому сейчас я просто улыбаюсь. У меня только на бензин тысяч 15 уходило в месяц, а сейчас вот — 400 рублей (с учетом других платежей у Виктора получается тысяча рублей расхода на машину. — Прим. ред.). Я изначально присматривал бюджетный вариант, остаточная емкость батареи у меня 60 процентов, и машина стоит 420 тысяч. Если емкость будет хотя бы на 10% больше, то цена автомобиля будет сразу на 100–150 тысяч больше. Но платить такие деньги за дополнительные 20 км запаса хода не вижу смысла. Я как-то ездил на дачу и обратно, получилось 93 километра. Приехал домой, и у меня еще 10 процентов батареи оставалось, — говорит Виктор.

Водители электрокаров хвастаются, что получают «красивые» номера без каких-либо просьб и вознаграждений — привилегия для владельцев таких авто 

Виктор ставит машину на закрытом паркинге в одном из ЖК, место для стоянки он купил вместе с квартирой. В этом случае никаких проблем с несогласными соседями, как при парковке во дворе, нет. Кстати, тянуть кабель из квартиры к уличной парковке смогут только жители невысоких этажей. Всем остальным придется договариваться с УК и подключаться к общедомовой системе.

А вот первые зимние месяцы у Виктора еще не было теплого паркинга, и как он говорит, «пришлось помучиться». Машина передвигалась от зарядки к зарядке, плюс в морозы в ней было ощутимо холодно: никаких «фенов» на солярке Виктор под капот не устанавливал.

Алексей Аверин, Nissan Leaf 2017 года выпуска

Известный медиаменеджер Алексей Аверин (радиостанция «Серебряный дождь», газета «Коммерсантъ») купил одну из последних моделей распространенного Nissan Leaf. Автомобиль заметно отличается от своих собратьев и стоит гораздо дороже — полтора миллиона рублей. Но и запас хода у нее в 2,5 раза больше — до 260 километров на одном заряде. И если у предыдущего поколения Nissan Leaf батарея емкостью 24 киловатта, то у новой модели — 40 киловатт.

Автомобиль Nissan Leaf поновее стоит 1,5 миллиона рублей 

— Скажу, что именно для меня это очень интересный девайс, а еще — бесплатная машина. До этого я ездил в мерседесе-купе, и еще одну машину я решил не продавать — это Volkswagen Touareg. Нужно же иметь возможность ездить на дальние расстояния. Но в городе я езжу только на электрокаре. Все соседи по Удачному смотрят на меня, я там такой трендмейкер. Кто-то уже купил вслед за мной, многие интересуются характеристиками, а кто-то спрашивает: «Аверин, у тебя что, доходы уменьшились?», раз я пересел на эту машину. Они просто ничего не понимают, — говорит наш собеседник.

Алексей ездит на электрокаре уже год и главным плюсом помимо экономии считает то, что с «машиной ничего не нужно делать». Благодаря электротяге у таких авто меньше износ разных узлов, чем у бензиновых или дизельных.

Два разных поколения одной модели

Также все водители электрокаров говорят о почти мгновенной смене стиля вождения. С электродвигателем они стараются реже использовать тормоз и ездить более плавно. В этом случае у машин включается система рекуперации (заряд батареи).

— Когда я спускаюсь с СФУ до Удачного, у меня батарея заряжается на 1,5–2 процента, — подтверждает Аверин.

Еще один немаловажный плюс — быстрый разгон с места, что удивляет других автовладельцев на светофоре.

Посмотрите на интерьер нового электрокара.

Вместо коробки передач (ее просто нет) в электрокарах стоит вот такой джойстик управления 
В салоне без лишних изысков

Александр Лисович, BMW i3, Tesla Model 3 2020 года выпуска

Переходим к по-настоящему редким электомобилям — по крайней мере, на сибирских дорогах.

Владелец сразу двух электрокаров — основатель проекта AU.RU Александр Лисович. Первым электромобилем в его гараже стал футуристичный BMW i3. Вот как он объяснил логику приобретения таких машин в Красноярске.

Разговор про электрокары Александр начинает с другого топлива, которое у всех на слуху, — с угля

— Понятно, что экология и экономия находятся на разных полюсах. Каждый выбирает то, на что он способен. У нас люди очень любят говорить, что ТЭЦ топят углем и весь город в смоге, но многие в своих частных домах продолжают топить углем. Я живу тоже в частном доме, но я выбирал из восьми видов отопления и выбрал самый экологичный — тепловой насос. И такой же подход у меня к автомобилю. Я понимаю, что у меня есть возможность заряжать его каждый день и нет причин, чтобы не попробовать электромобиль, — говорит Лисович.

Два года назад Лисовчич купил BMW i3 — первый серийный электромобиль немецкой компании

Редкий BMW i3 Лисович нашел в Омске два года назад, машина обошлась ему в два миллиона рублей. На всякий случай решил не продавать бензиновую машину — вдруг что-то с «электричкой» пойдет не так. Но никаких проблем не возникло.

— Прелесть этой модели в том, что есть бензиновый генератор. То есть можно проехать на нем на дальнее расстояние. Но я за два года потратил всего 20 литров бензина, а прежний бензиновый автомобиль продал за ненадобностью, — говорит Лисович.

Этот автомобиль в случае необходимости может перейти на бензин
По мере надобности Александр заряжает машину рядом с домом

Емкость батареи у BMW небольшая — 20 киловатт. При полной зарядке автомобиль проезжает 130 километров, а зимой — 30–80 километров. Лисович как-то поставил эксперимент, когда ездил по поселку в -40 градусов. Машина проехала 36 километров и разогревалась по ходу движения (он запустил абсолютно холодный автомобиль).

Не все понимают, как открываются задние двери. Приходится выходить и помогать, — не без улыбки говорит владелец машины
Помимо BMW у Александра есть Tesla

Еще одна машина с электродвигателем, которая появилась в гараже Александра совсем недавно, — Tesla Model 3. Электрокар стоит ровно в два раза дороже BMW — 4 миллиона рублей. Дальность хода на полном заряде — чуть более 400 километров.

За несколько недель пользования Александр Лисович попробовал новые технологии, которые есть в Tesla, — например, функцию автопилота.

— Автомобиль двигается по городской дороге, анализирует боковую дистанцию и расстояние до впереди идущего автомобиля. В принципе, система работает, но нужно обязательно держать руки на руле. Если их убираешь, то автомобиль сразу сигнализирует и готовится к остановке, — говорит Лисович.

Подробный рассказ про Tesla Model 3 2020 года выпуска — читайте в нашем вчерашнем материале.

По документам, у машины больше 300 лошадиных сил
Небо можно увидеть не только из окна Tesla
Интерьер салона
Владельцу еще предстоит изучить все возможности машины

Все участники нашего опроса, а также большинство владельцев электрокаров в Красноярске состоят в сообществе, которое создал общественник Дмитрий Мотора. По его словам, число машин с электродвигателем в крае прирастает каждый год на 50–60 процентов, чего не скажешь про инфраструктуру.

— «Россети» поставили три зарядные станции, но они предоставляют услугу медленной зарядки, которая по сути не отличается о того, что можно получить у себя в гараже. Есть еще две зарядные станции, которые поставили энтузиасты. Почему это энтузиазм — потому что заработать на этом в ближайшее время не получится, у нас все-таки не так много электрокаров. Сейчас мы ведем переговоры с крупными торговыми центрами, чтобы они сделали часть парковочных мест «зелеными» и предоставляли услуги зарядки за умеренную плату. Это мотивирует людей подольше задержаться в ТРЦ и потрать больше денег на покупки, — рассказал Мотора.

Пока в Красноярске пять зарядок для электромобилей
Если вы являетесь владельцем необычной, дорогой или редкой машины в Красноярске — напишите автору на t.striganova@iportal.ru, и мы сделаем репортаж на эту тему.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства