Глава Сбербанка России Герман Греф рассказал, как его компания выкручивалась в кризис. Спустя время бизнесмен оценивает ряд действий как суетные. Однако, несмотря на это, Сбербанку удалось реструктуризировать работу, чтобы поддержать кредитных клиентов. И при этом не уволить ни одного сотрудника.
За две недели до появления коронавируса в стране сменилось правительство. Герман Греф признался, что это событие стало для него неожиданностью, но оценку давать ему не стал, отметив, что с обоими премьер-министрами у него хорошие, уважительные отношения.
— По себе знаю, насколько тяжел труд в правительстве, и не готов ни в кого бросать камень. Из-за коронавируса им не позавидуешь, с этим можно сравнить разве что дефолт 1998 года, случившийся вскоре после прихода Сергея Кириенко в Белый дом.
Греф отметил: для него эта весна стала самой тяжёлой. И хотя в качестве руководителя Сбербанка он пережил уже 2 кризиса, с полной приостановкой деятельности в 11 отраслях столкнулся впервые.
— Авиакомпании летают на самолетах, которые находятся в собственности у нас, а в лизинге — у них. Мы обязаны ежемесячно получать платежи, рассчитываться с теми, кому сами должны. А все кредиты в момент перестали обслуживаться, — объясняет Греф.
Чтобы поддержать кредитных клиентов, компания вместе с Кабинетом министров сутками напролёт пыталась провести гигантскую реструктуризацию. И это удалось: за неделю переоформили такое же количество кредитов, что за прошлый год.
В итоге реструктуризацию получили почти все, кто за ней обращался. В эту операцию пришлось вложить не только правительственные гранты с субсидиями, но и собственные деньги. Из-за этого Сбербанк не досчитается не одной сотни миллиардов рублей.
— По бизнес-плану этого года цифра прибыли должна была вплотную приблизиться к триллиону рублей. Но, конечно, теперь мы этой цели не достигнем, — констатировал руководитель банка.
В то же время Сбербанк вместе с другими банками отстоял права владельцев крупных коммерческих помещений, чьи арендаторы просили отсрочку платежей. Такое расторжение договора в одностороннем порядке, да ещё и без компенсации потерь, могло подорвать экономические отношения. И заставить арендодателей подстраховываться при заключении подобных сделок, увеличивая финансовые затраты.
Кстати, сами сотрудники Сбербанка в первую неделю работали в сложных условиях: Греф признал, что поначалу компания столкнулась с отсутствием масок и перчаток в продаже.
— Массовых вспышек у нас не было, но за весь период более 200 отделений приходилось временно закрывать. Если заболевал сотрудник, его коллег отправляли на карантин, проводили полную дезинфекцию в отделении. И формировали туда новую команду на 2 недели, — говорит президент Сбербанка.
В этот период выпал раздел акций между Сбербанком и «Яндексом». Но Герман Греф отказывается считать его разводом и делением имущества, объясняя, что над этим решением компании работали целый год, найдя, наконец, взаимовыгодный вариант.
— «Яндекс.Деньгам» уже 7 лет: компания выросла в капитализации во много раз и точно останется в системе «Сбера». У нее большой запас кеша на балансе. «Яндекс.Маркет» в период кризиса тоже мощно добавил в развитии.
Говоря о целях, Греф упомянул: хочет, чтобы их клиентские сервисы помогли изменить качество госуслуг и улучшить модель управления в стране. Для воплощения мечты площадки Сбербанка ему более чем достаточно.
— У меня сейчас самая интересная работа в жизни, — поделился Герман Греф.
Теперь же Сбербанк может похвастаться передовыми технологиями, которые заимствуют и другие площадки. При этом президент банка заметил: он может ставить, казалось бы, неисполнимые цели, а заряженные на результат сотрудники их достигают.