Дороги и транспорт «Альтернативы просто нет... и не надо»: почему на дороги Красноярска каждый день выходят более 400 пазиков

«Альтернативы просто нет... и не надо»: почему на дороги Красноярска каждый день выходят более 400 пазиков

Со слов перевозчиков, современный ПАЗ уже не тот «колхозный» автобус, что был раньше

Пазик — самый массовый автобус средней вместимости в Красноярске

ПАЗ по итогам прошлого года стал самым продаваемым автобусом в России. По данным агентства «Автостат», сразу три верхние строчки лидеров продаж заняли ПАЗы разных моделей. Самым массовым стал ПАЗ-3205 — как раз та самая «колхозная» модель (автобус изначально разрабатывался для эксплуатации в сельской местности, для поездок на небольшие расстояния. — Прим. ред.). Таких автобусов продано 3604 штуки. Далее идет модель ПАЗ-3204 и 2700 проданных штук, на третьем месте ПАЗ-4234 и 1194 штуки. НЕФАЗов продано чуть больше тысячи штук, ЛиАЗов — 700.

Логично, что на дорогах разных российских городов, в том числе и в Красноярске, пазики разных модификаций можно увидеть довольно часто. А некоторые города даже получили прозвище «Столиц пазиков», поскольку там эти автобусы занимают бóльшую часть автопарка общественного транспорта. В Красноярске каждый день на линию выходит больше 400 ПАЗов разных моделей. Если точнее, перевозчики имеют в наличии 462 машины этой марки, но около 10 процентов автобусов стоит в резерве. Это данные департамента транспорта Красноярска.

Некоторые пазики выглядят немного «потрепанными», но машин старше 15 лет в городе практически не найти

Но едва ли Красноярск за это можно назвать «Столицей пазов», говорит председатель Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. Во-первых, даже в таком большом количестве автобусов этой марки у нас не более 40 процентов (всего в распоряжении всех перевозчиков общественного транспорта в городе порядка 1200 автобусов. — Прим. ред.). Во-вторых, практически все пазики у нас относительно «молодые».

— Было время, когда старые пазики массово скупали и буквально заполонили ими такие города как Пенза, Пермь и даже Омск. Там массово шла замена тех же «Газелей» на пазики. В этих городах скупали огромное количество старых ПАЗов, в том числе и у нас, — говорит Омышев.

— В нашем городе ПАЗов старой модели, которой больше 30 лет, практически не осталось. Этот автобус был действительно создан для сельских дорог, в городе осталось 35 или 36 штук из тысячи единиц подвижного состава. А остальные ПАЗы уже других модификаций. Это так называемый «средний класс» с дизельным двигателем и количеством мест в полтора раза больше, чем вышеназванный автобус. Пазики городского класса сейчас низкопольные, с широкими проходами, с поручнями, с площадками для маломобильных пассажиров. Они и для пассажиров приятные, и экономика на них хорошо складывается. Когда на маршруте перевозится 600–800 пассажиров, какой смысл ставить туда среднего, а тем более большого класса автомобиль? — резюмировал эксперт.

Серьезное модельное обновление пазики в Красноярске получили благодаря Универсиаде. Тогда в город пришло более 30 автобусов «ПАЗ-Вектор». Среди характеристик модели — специализация под городские и пригородные перевозки с интенсивным пассажиропотоком, панорамное остекление, подъемник для инвалидов и специальные места в салоне для людей с ограниченными возможностями. У этой модели есть следующее поколение «Вектор Next», там уже и «понижение шума в салоне», и «улучшенная эргономика рабочего места водителя», и «высокий уровень климатического контроля». Но закупать пазики с кондиционерами перевозчики не спешат.

Тот самый «Вектор Next» всё же можно увидеть на маршрутах в городе. На машине эмблема другого производителя — ГАЗ, но это все тот же ПАЗ, который давно входит в группу Горьковского автомобильного завода
Этот же автобус внутри довольно просторный. Есть места для пассажиров с ограниченными возможностями

Если муниципальные перевозчики для обновления парка рассчитывают на бюджетную помощь, то частники обновляются за счет кредитов. Выплачивать их становится всё сложнее. Срок окупаемости среднего пазика теперь не 4–5 лет, как раньше, а около 10. Вообще стоимость машины — самый главный показатель. Альтернатива пазикам есть, например низкопольный автобус МАЗ, но он в два раза дороже автобуса от Павловского завода.

— Денег при существующей экономической ситуации и тарифах в Красноярске на обновление подвижного состава нет. Число пассажиров уменьшается. Еще и перевозчики три месяца не получают компенсацию за провоз льготников, а это до 30 процентов от общего числа пассажиров, — говорит Омышев.

Тем не менее, если не обновлять подвижной состав, убытков будет еще больше. Старые пазики с узкими проходами, высокими подножками (в советское время автобусы, особенно в сельской местности, отправлялись от высоких платформ. — Прим. ред.) и одной дверью для входа пассажиров идут по маршруту медленнее других, — делится наблюдениями предприниматель в сфере городских пассажирских перевозок Константин Кнапнугель.

Еще одна модификация пазика — это типичный городской автобус

— Элементарно, мы больше времени проводим на остановках, теряем время. Когда появились ПАЗы с низким полом и широкими дверями, мы сами начали их приобретать, — говорит перевозчик.

Сейчас на предприятии Константина Кнапнугеля 43 автобуса ПАЗ. Самые старые — 2012 года выпуска, их осталось 9 штук. В год получается обновить 10 процентов автопарка, в прошлом году на предприятии закупили автобусы 2019 года выпуска.

— С одной стороны, я согласен с разговорами, что пазики — это не лучшее, что может быть. Но с другой стороны, альтернативы особой нет. Мы используем автобусы 320414 на маршруте № 90 с двойной дверкой, полностью соответствующие всем стандартам. Почему ПАЗ? Потому что это средний класс. На сегодняшний день российского производства автобусов среднего класса нет никаких, кроме ПАЗа. Есть НЕФАЗ, которых выпускается две тысячи в год, но и их не всегда получается купить. У одного перевозчика в Красноярске была идея закупки этих автобусов, но их все забрала Москва для своих нужд. Есть еще Hyundai «Богдан». Но он, на мой взгляд, неудобен для использования в городе. У него неравный пол, узкие проходы, — говорит Кнапнугель.

Пазики более старых моделей сейчас можно увидеть разве у предприятия по уборке улиц

— Если сравнивать автобус модели 32054, который все в основном и критикуют, стоимость этого автомобиля примерно 1,6 миллиона. А то, что мы берем, стоит не меньше 4–4,5 миллиона рублей. И все автобусы ПАЗ, которые мы брали на 90-й маршрут в прошлом году, все стоят от 4 миллионов рублей. Понимаете, это не тот ПАЗ, который был раньше. В нем ведь нет ничего российского. Там двигатели американской фирмы Cummins, форсунки стоят Bosch, электроника и пневматика итальянская, мосты корейские. Там только резина российская. Вы знаете, это как с «Волгой». Был же ребрендинг, и автомобиль вроде бы уже другой сделали абсолютно (речь идет о Volga Siber, который был сделан на платформе Chrysler. — Прим. ред.), но люди всё равно «носом ведут», что поделаешь? — резюмирует эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства