18 февраля вторник
СЕЙЧАС -10°С

Россияне предпочитают азиаток. Подводим необычные итоги года на автомобильном рынке

Лучше всего российских автомобилистов понимают корейцы

Поделиться

Хотя уважением в России пользуется немецкий автопром, по факту мы чаще выбираем кореянок

Хотя уважением в России пользуется немецкий автопром, по факту мы чаще выбираем кореянок

В 2019 году продажи автомобилей в нашей стране стагнировали: наметившийся в 2018-м рост иссяк в апреле, и в итоге получился небольшой минус: рынок упал на 2,3 %. Немного, но всё же. Вот пять главных выводов о том, какие машины россияне любили в прошлом году. И да, они предпочитали азиаток.

С раскосыми и жадными очами

Хотя лидером продаж остался АВТОВАЗ, от былого доминирования нет и следа. Например, в 2007 году российский завод продавал более 660 тысяч машин, сейчас почти вдвое меньше (362 тысячи). А если суммировать результаты KIA и Hyundai, которые реализуют, по сути, одни модели в разной упаковке, то корейский альянс выйдет в лидеры, спасибо успеху Solaris, Rio и Creta — самого популярного кроссовера в России. Правда, в зачёте концернов лидирует Renault — Nissan — АВТОВАЗ, а альянс Hyundai — KIA на втором месте.

С моделью Creta корейский Hyundai очень точно угадал предпочтения россиян — модель стала бестселлером с первых месяцев продаж и не увядает до сих пор

С моделью Creta корейский Hyundai очень точно угадал предпочтения россиян — модель стала бестселлером с первых месяцев продаж и не увядает до сих пор

Но если посчитать рейтинг марок по их национальной принадлежности, то Корея будет в лидерах, слегка опережая даже наши марки: 407 против 401 тысячи проданных легковых машин. Если добавить другие восточные страны, включая Японию и Китай, доминирование азиатов становится безоговорочным: 752 тысячи машин, или более 40% рынка. Кстати, наибольшее разнообразие предлагает автопром Японии. В России представлено 11 брендов из этой страны. У Германии, для сравнения, только шесть, у Кореи — три (не считая SsangYong, который продал за год четыре автомобиля).

Очень ликвидны корейские марки и на вторичном рынке, особенно в диапазоне цен от 300 до 500 тысяч рублей.

Китай рвётся в бой (но не всегда успешно)

Для китайских марок 2019 год получился кисло-сладким: продажи в 30 тысяч автомобилей — это немного. Для сравнения: Toyota делает такой объём с кроссовером RAV4.

Марка Lifan была лидером китайского наступления ещё два года назад, но столкнулась с глобальными проблемами и остановила производство в Китае, что сказалось и на российских продажах. Если в 2017-м Lifan реализовал около 17 тысяч машин, то в минувшем не дотянул до 4 тысяч. Последние месяцы дилеры распродавали старые запасы, и в декабре было отгружено всего 137 «Лифанов».

На заводе под Тулой наладили полноценное производство кроссоверов Haval F7, F7x и H9. Для китайских марок это прецедент

На заводе под Тулой наладили полноценное производство кроссоверов Haval F7, F7x и H9. Для китайских марок это прецедент

Но есть и обратные примеры, и самый яркий из них — Haval. После ухода из России его материнской компании, Great Wall, бренду удалось стать лидером «китайцев», только за последний год нарастив продажи вчетверо. И, в отличие от предыдущих попыток, у этого успеха есть разумное объяснение: Haval стал первой китайской маркой, запустившей в России полноценное производство автомобилей, начав с прямого конкурента Kia Sportage — кроссовера Haval F7.

Помимо Haval, бодро продавались Geely (трёхкратный рост), во многом благодаря успеху кроссовера Geely Atlas. Показал рост и Changan с его новым кроссовером CS35PLUS.

В любом случае китайские марки остались миноритариями российского рынка.

Лузеры и триумфаторы

Лидеры рынка выступили ровно, показав продажи на уровне 2018 года. Исключение — Nissan, который снизил продажи сразу на 20%. Отчасти это связано с прекращением производства Nissan Almera, который в хорошие годы расходился тиражом более 40 тысяч машин в год (две трети нынешних продаж Nissan). Из бестселлеров у японской марки остался лишь Qashqai.

Сильно потерял Ford, но это предсказуемо: марка свернула деятельность в России, и вторую половину года дилеры распродавали запасы.

Неважно обстоят дела у Chevrolet, который продаёт в России несколько помпезных кроссоверов и устаревающую модель Niva — продажи упали на 23%. Возможно, это подтолкнуло концерн General Motors продать АВТОВАЗу акции в совместном предприятии, где выпускают Niva, так что скоро модель снова получит бренд Lada.

Премиум-сегмент стабильно рос в 2019 году. Деньги кончились не у всех

Премиум-сегмент стабильно рос в 2019 году. Деньги кончились не у всех

Что до триумфаторов, то из первой десятки сильнее всех нарастила продажи SKODA. Хорошо чувствуют себя премиум-марки: BMW приросла на 17%, Mercedes-Benz — на 11%, Volvo на — 14%, Porsche на — 18%, Genesis — на 24%.

Suzuki, одна из немногих «народных» марок без собственного производства в России, сумела прибавить в продажах, в том числе благодаря выходу рестайлинговой Vitara и совершенно нового Jimny.

В 2019 году в Россию вернулся Opel, но полноценные продажи начинаются только сейчас. Впрочем, первые 13 машин были реализованы в декабре.

В рейтинге моделей — стабильность

Самой популярной моделью России стала Lada Granta, сменив на этом посту Vesta — лидера 2018 года. Кстати, в последние годы борьба шла жёсткая: в 2017-м лучше всего продавались KIA Rio, за год до этого — Hyundai Solaris. А вот в более ранние годы доминировали разные модели Lada, включая «Гранту», «Приору», «Калину» и классику (2015–2107).

Не сдают позиции и упомянутые корейские модели, а Creta по-прежнему опережает Renault Duster в борьбе за звание лучшего кроссовера. И опережает серьёзно: если в момент выход «Креты» на рынок они боролись ноздря в ноздрю, то сейчас перевес чуть ли не двукратный. В сегменте среднеразмерных кроссоверов лидирует KIA Sportage, а KIA Optima хоть и уступает в продажах Toyota Camry, но не безнадёжно: 26 против 34 тысяч.

SKODA Kodiaq после неважного старта в 2017 году существенно прибавила в популярности и сегодня является одним из самых популярных кроссоверов такого формата

SKODA Kodiaq после неважного старта в 2017 году существенно прибавила в популярности и сегодня является одним из самых популярных кроссоверов такого формата

У концерна VAG хорошо продаются две пары родственных моделей Volkswagen Polo и SKODA Rapid, а также Volkswagen Tiguan и SKODA Kodiaq — последняя показала полуторакратный рост продаж.

Не сдают позиции Lada Largus и 4 x 4 («Нива»), причём последнюю в очередной раз модернизировали, добавив боковую подушку безопасности. Но упал спрос на Lada XRAY, которая продаётся в три раза хуже Vesta.

Renault Arkana пытается отчасти повторить успех «Дастера», но цена более миллиона рублей сократило количество претендентов на руку и сердце.

У Renault, помимо Duster, хорошо шёл Logan, чуть хуже — Sandero, а новый купе-кроссовер Arkana вышел только весной и не успел попасть в топ-25 продаж.

У Toyota, помимо Camry, стабилен спрос на RAV4, который в конце прошлого года перешёл на новую платформу.

Автомобили опять подорожали, и минимальная стоимость новой машины составляет сегодня 456 тысяч. Если нужна машина дешевле, выход один — вторичный рынок, где за такие деньги можно купить не пустую Lada Granta, а компактный полноприводный кроссовер.

В 2020 году на рынок окончательно вернётся Opel, а SKODA и KIA начнут продажи новых компактных кроссоверов.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Вадим
16 янв 2020 в 10:48

P.S. "-С моделью Creta корейский Hyundai очень точно угадал предпочтения россиян — модель стала бестселлером с первых месяцев продаж и не увядает до сих пор" Потому что нет альтернативы, верните время 2005 года когда японские авто ввозили не по таким сборам, эту Creta за километр обходили. Были куда достойнее варианты например Harier. Взгляните на новый Harier и это позорное "авто" Creta, это же дичь. Все познается в сравнении, навезли всякие Haval - он же задом на перед Лаваш и радуемся. Весь мир на гибридах а мы.... Лада - это позор полный

Вадим
16 янв 2020 в 10:55

Мое мнение - весь мировой неликвид везут нам и производят. Вы в Китае видели на чем они ездят и сравните что они везут нам? Теперь Казахстан везет альтернативу лады, вопрос зачем? наш авто рынок просто мертвый, есть мерседесы за 10 млн и лада. Выбора нет вовсе как и конкуренции. Модельный ряд тойоты в Японии какой - просто сказка, а хонды и т.д. Весь мир отказывается уже от бензина, а мы коробку в 21 веке решили поставить автомат, нива, таблетка - это разве машины?

Вадим
16 янв 2020 в 10:40

ИМХО Предпочитаю высокотехнологичные, гибридные, качественные, красивые японские автомобили. Минус один конечно - правое расположение руля, но это дело привычки. Особого дискомфорта не испытываю.
Отечественный автопром за машину не считаю и не рассматриваю в принципе, русской сборке "японских" авто не доверяю. Поэтому буду всегда брать для себя японские автомобили. Испытывать судьбу с корейцами, китайцами не вижу смысла. Мы не настолько богаты чтобы покупать этот хлам.