18 февраля вторник
СЕЙЧАС -10°С
Фото пользователя

Яков Калинин

Редактор отдела криминала NGS24.ru
Фото пользователя

Яков Калинин

Редактор отдела криминала NGS24.ru

«В любой непонятной ситуации вини видеоигры»: почему в России их так отчаянно пытаются запретить

Честное мнение корреспондента NGS24.RU Якова Калинина

Поделиться

Многие политики считают, что видеоигры — главная причина агрессии населения

Многие политики считают, что видеоигры — главная причина агрессии населения

В октябре срочник Рамиль Шамсутдинов застрелил восемь сослуживцев и ранил двоих, после чего сдался военному патрулю. Рамиль признался, что всему виной неуставные отношения: парня регулярно избивали эти же сослуживцы, а в тот день обещали «опустить» — изнасиловать с позволения лейтенанта. В Минобороны заявили, что нервный срыв не связан с прохождением службы. Председатель Комитета солдатских матерей (уже отстранена) Флера Салиховская заявила, что во всем виноваты компьютерные игры и Интернет. 

Это частный случай, но он четко дает понять, насколько некомпетентны люди, которым доверили жизни россиян и заботу об их правах. Не так давно в России пытались запретить продажу очередной части Call of Duty, когда врагами всего цивилизованного человечества вновь были русские. В Красноярске богатейший депутат Заксобрания Владимир Рейнгардт призвал очистить интернет и запретить игру Minecraft: «А что такое Майнкраф? Кровь, убийства».

Игры и иностранные сериалы требовал и продолжает требовать запретить Виталий Милонов. После трагедии в Керчи, где студент колледжа расстрелял 15 студентов и 5 преподавателей, член Совета Федерации Елена Мизулина потребовала штрафовать за сцены с насилием в видеоиграх. По словам сенатора, данные по подобным преступлениям в России и за рубежом показывают, что «все нападавшие были активными пользователями соцсетей» и «увлекались компьютерными играми, содержащими сцены насилия». 

Перечислять эти новости можно было бы очень долго, но факт остается фактом: после подобного сотрясания воздуха пользователи этих самых «интернетов» и игровых сервисов могут получить разве что «налог на Гугл» — игры дорожают, подростки продолжают нападать и убивать своих обидчиков.

Вы можете мне возразить: точно такие же разговоры и скандалы гремят на Западе, также после массовой стрельбы с большим количеством жертв. Только в отличие от России, группы ученых и психологов проводят исследования того, как насилие в играх влияет на пользователя. Российский же обыватель верит на слово всему, что доносится из телевизора. «Денди» посадит кинескоп в телевизоре, тамагочи доводит детей до суицида, аниме (оно же «китайские мультики») доведет чадо до эпилепсии — эти и многие другие байки конца 90-х и начала нулевых проповедовали родители, бабушки, учителя с подачи журналистов, охочих за копеечными сенсациями.

Я не психолог, не ученый и не сенатор, но люблю пару часов после рабочего дня снять напряжение в симуляторе смешанных единоборств, погонять с друзьями в Apex Legends, сыграть партейку в «Червячков» с девушкой и при этом (парадоксально!) не убиваю людей. Странно, что я не вписываюсь в статистику сенатора Мизулиной, возможно, мне стоит чаще смотреть «Вечер с Соловьевым», верить в сказки про радиоактивный пепел от Киселева, пересматривать мультики про российские сверхтехнологичные ракеты, которые избранный президент показывает Федеральному Собранию.

Но речь не об этом. На Западе ни одно из проведенных исследований не доказало связи между сценами насилия в играх и агрессией игрока. Один из экспериментов показал, что на агрессию влияет сложность игры, но довольно непродолжительное время — исследование провел Эндрю Пржыбыльски (Andrew Przybylski) из Оксфордского университета. Опрос STAXI показал, что двухмесячная игра в GTA не повлияла на уровень агрессии у игроков. В 2011 году в результате продолжительного исследования немецкие ученые пришли к выводу, что не жестокие игры делают детей агрессивными, но напротив — жестокие дети выбирают жестокие игры. Более того, ученые из трех университетов США заявили, что дурные поступки в видеоиграх делают людей более чуткими к моральным запретам и табу. Однозначной корреляции о насилии виртуальном и реальном не смог добиться ни один из исследователей.

В России же таких исследований не проводилось, по крайней мере, их не публиковали. Зато при каждом удобном случае политики сваливают всю ответственность на игроделов и игроков, как ребенок, разбивший вазу, пытается всё свалить на кота или силу гравитации. Возможно, Рамиль Шамсутдинов действительно мог перед службой в армии играть в Manhunt и GTA, но вряд ли это стало решающим фактором, когда ему пригрозили изнасилованием.

Вместе с тем умиляют родители, которые говорят, мол, ребенок от рук отбился, уроки не делает, на предков огрызается, сутками играет в «Доту 2», и ничего не помогает. Помогает внимание, участие и доверительные отношения, но в стране, где 20 миллионов населения вынуждены выживать и работать на трех работах, времени на это самое участие и внимание у многих не остается. 

Другое дело — возрастные рейтинги. Если ваш четвероклассник давит виртуальных пешеходов в GTA, а вы на это не обращаете внимания — вы плохой родитель: либо вы сами купили/дали денег на игру, не обратив внимания на пометку «18+», либо ваш ребенок — пират, а значит, с малых лет занимается воровством. Да, можете закидать меня камнями, но я уверен, что любой труд должен быть оплачен, потому пиратство — это зло.

Сегодня мы стоим в шаге от «Чебурнета» (он же «суверенный интернет»), принят закон о физлицах-иноагентах, существенно ограничивающий свободу слова в России, в прошлом году в силу вступил «Пакет Яровой» — все эти решения приняли люди, обвиняющие во всех бедах интернет, но ничего в нем не понимающие. Рискну предположить, что такие люди несут более серьезную угрозу для общества, чем жестокие видеоигры, предназначенные для взрослых игроков.

Я работаю криминальным журналистом на NGS24.RU уже не первый год. Большинство героев криминальных новостей, вроде парня, который убил девушку с ребенком и неделю жил в квартире с трупами, или наркомана, пытавшегося съесть сердце своей подруги, видеоиграми в принципе не увлекались.

Согласны ли вы с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК0
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ0
    • ПЕЧАЛЬ1

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Фото пользователя
    26 ноя 2019 в 17:03

    С малых лет ходил к маме на работу играть во второй дум. С ранних лет познакомился с такими играми как manhunt, gta, doom, serious Sam, vivisector, во всех этих играх присутствовала расчлененка. Повлияло ли это как-то на меня? Вряд ли. Может потому, что родители мне объяснили, что избивать проституток в игре - это одно. Избивать и грабить в жизни - совсем другое. Для меня игры - возможность (даже сейчас в уже сознательном возрасте) отвлечься и выплеснуть свой негатив в картинки на экране. Также многие игры помогают развивать мозг и думать, мыслить логически. Но про это все забывают, ведь гораздо проще врать и лицемерить, что именно игры - катализатор всех кровавых историй, что мы читаем в новостных лентах. Ну или как с тем же новым COD, когда некий блогер, некогда подтиравшийся одной религиозной книгой, закричал свое "фи". И все принялись орать в голос, игру запретить, игра плохая. А это всего лишь набор пикселей на экране вашего монитора. Не более того

    В шоке от вас
    26 ноя 2019 в 21:54

    Почитал комментарии - вокруг одни игроманы. Теперь понятно, почему страну с колен поднять не можем, да некогда, надо в игры играть и ни о чём больше не думать, а уж тем более ничего не делать. Страна виртуальной реальности!

    26 ноя 2019 в 16:16

    Мне кажется все намного глубже, вопрос возможно и не в жестокости детей от игр. Просто я считаю, что подобные игры не дают ребёнку/подростку какого-то развития, постановки целей на будущее. Время проходит бездарно и подросток играющий на протяжении нескольких лет хуже адаптируется к окружающей среде и жизненным реалиям.