7 декабря суббота
СЕЙЧАС -6°С

«Я пропиталась запахом крови»: 38 лет назад в Норильске разбился самолет. Воспоминания очевидцев

Трагедия произошла в аэропорту Алыкель

Поделиться

Обломки упавшего самолета 

Обломки упавшего самолета 

16 ноября 1981 года самолет, выполняющий рейс SU-3603, вылетел из аэропорта Красноярск-Северный в Норильск. Когда авиалайнер Ту-154Б авиакомпании «Аэрофлот» заходил на посадку, он потерял высоту и приземлился на взлетное поле до ВПП, после чего врезался в насыпь курсового радиомаяка и разрушился. В результате этой катастрофы погибли 99 человек, но так уж вышло, что вспоминают о ней крайне редко — небольшая статья в «Википедии», пара старых сюжетов и обрывочные записи на сайтах, посвященных авиации.

Что известно об авиакатастрофе? Когда самолет заходил на посадку, над землей стояла дымка, перед снижением экипаж провел предпосадочную подготовку в полном объеме, командир предупредил, что заход на посадку будет осуществлять он сам с включённым автоматом тяги в связи с необходимостью тренировки второго пилота. Однако посадочный вес был рассчитан неверно, самолет был перегружен более чем на 2000 килограммов. В результате манипуляций с учетом этих расчетов экипаж зашел на посадку на расстоянии к ВПП меньше, чем это было необходимо. Ниже была и посадочная скорость самолета, но во время приземления она непроизвольно набралась, и в итоге самолет приподнял нос, ударившись о землю хвостом. В 430 метрах от ВПП авиалайнер врезался в восьмиметровую насыпь курсового маяка и полностью разрушился. Обломки разбросало на сотни метров от места происшествия.

79 человек и 4 члена экипажа, в том числе КВС, второй пилот, штурман и старший бортпроводник погибли на месте. Потом за неделю в больницах от ран скончались еще 16 человек. 68 человек выжили. 

Мы смогли найти тех, кто выжил, но вспоминать эту историю мало кто хочет, однако свою версию случившегося рассказали их родные. Поделилась воспоминаниями с нами и медсестра, которая в тот роковой день дежурила в аэропорту. Мы приводим их воспоминания в нашем сегодняшнем материале.

Самолет вылетал из аэропорта Красноярск-Северный, где сейчас находится автовокзал 

Самолет вылетал из аэропорта Красноярск-Северный, где сейчас находится автовокзал 

Елена Тихонова

— Меня до сих пор потряхивает, когда я вспоминаю эту историю. Мне было где-то лет 25, тогда я только начинала работать, но на смене уже оставалась одна в здравпункте. Обычно медсанчасть работает до 4 часов вечера, врачи разъезжались, а на месте оставались фельдшера. Мы проводили предполетный и пересменный медосмотр, то есть выпускали пилотов, осматривали диспетчеров и водителей.

В тот день смена у меня шла как обычно, хотя в конце рабочего дня я почувствовала тревогу. Я почему-то чуть заранее поставила кипятить шприцы (одноразовых тогда не было). А еще в то время у нас был генеральным директором авиаотряда такой человек (фамилия у него — Масловский), который часто проводил аварийно-спасательные учения и часто — в мою смену. Я такой человек, который всё делает по протоколу, как будто учебная тревога — настоящая. Поэтому у меня на случай ЧП всё было готово.

Вечерней электрички всё не было, смена кончалась, и тут звонок — упала «тушка». Я подумала, что это тревога, но никто не мог сказать, что случилось на самом деле, и я начала действовать, как и должна была — по протоколу. Я схватила чемодан и побежала на поле. Из-за холода нельзя было сделать инъекции, поэтому ждали вертолеты, они прилетели быстро — сразу два, увезли самых тяжело раненных. Остальных повезли в город электричкой. Прибежали солдаты, чтобы помогать людям, сильно пахло керосином.

Елена Тихонова в молодости 

Елена Тихонова в молодости 

Людей завели в накопитель, мы начали оказывать им первую помощь, давали обезболивающее, сортировали по степени тяжести. На тот момент состояние было такое, что бояться или переживать я не могла, делала всё по схеме, как робот. Особо запомнила, как сидит мужчина — на тот момент я решила, что это командир (КВС погиб. — Прим. ред.), — я подхожу к нему помочь, а он: «Дочка», иди к ним».

Потом раненых начали грузить в электричку, помогали солдаты. Рядом сложили тела погибших, я подошла и увидела перед глазами, как среди этой горы трупов лежит девочка: белая коса до пола и голубой бант. Лет 15 на вид. Эта картина всё еще стоит перед глазами.

Живых затолкали в электричку, она поехала до города без остановок, время в пути составило минут 40, хотя обычно шла раза в два дольше. Главврач горбольницы зашел в вагон с ранеными и помог погрузить людей в скорые. Всех быстро увезли.

Мне казалось, что я вся пропиталась этим каким-то непонятным запахом: крови, керосина и чего-то еще. Потом уже вызвали в горисполком, начали расспрашивать, что там было, грамоту почему-то дали санитарному врачу, а мне ничего не дали, хотя я одна из первых медработников была на поле. Всё еще немного обидно.

Елена Тихонова на аэродроме 

Елена Тихонова на аэродроме 

Алла В., в авиакатастрофе пострадал ее двоюродный брат

— Мой двоюродный брат учился на первом курсе Красноярского университета и играл в баскетбольной команде. Поэтому на ноябрьские праздники не смог приехать в Норильск на каникулы и сообщил, что прилетит 18 ноября. А 17 случилась эта трагедия, но мы были уверены, что Иван прилетит 18-го. Вечером к нам в дверь на улице Богдана Хмельницкого, 10 позвонила молодая девушка и сообщила, что Иван в больнице, что он был на этом самолете. Что у него сотрясение мозга какой-то степени, ожоги тела какой-то степени, но он жив и с ним всё в порядке.

Никогда не забуду то раннее утро следующего дня, когда я в полубессознательном состоянии шла в больницу: вход, длинный коридор. Уткнулась в списки, а там: скальпированный человек, ребенок скончался и прочее. Страшно стало до жути, что же с нашим Иваном. Посетить его можно было в этот же день, но позже. И мы поехали в Талнах подготавливать к такому известию его мать. В этот же день мы его увидели, а через 15 дней его выписали, как оказалось, со сломанным ребром. С тех пор при любой возможности он старается пользоваться ж/д транспортом в поездках по материку.

Со слов Вани всё происходило, как всегда: «Наш самолет производит посадку в аэропорту города Норильска». Народ у нас нетерпеливый всегда и стал вставать, доставать одежду. Очнулся уже на взлетном поле, на морозе. На нем не было ботинок, шапки, пальто расстегнуто. Его прижало крылом, и с крыла на него капало топливо. Увидел вокруг обломки самолета, стал замерзать, увидел, что идут мужики, стал их звать, они попытались его вытащить — не получается, хотели уже бросить. Оказалось, что он прижат крылом. Вытащили. Посадили их в автобус. Автобус долго ехал до города. Не доехав чуть до больницы, автобус сломался. Иван чувствовал, что замерзает, и пошел пешком. Сам зашел в отделение, его положили на носилки, он предупредил врачей, что еще будут пострадавшие. В больнице ему дали чаю. Это всех удивило. Об этом даже в газете к какой-то годовщине катастрофы писали. Потом он потерял сознание и всего этого не помнит. Потом всё это ему рассказал врач.

Аэропорт Алыкель, наши дни&nbsp;<br>

Аэропорт Алыкель, наши дни 

Нэлли Кузнецова-Лонгинова, ее отец работал в Норильском авиаотряде

— Мой отец Лонгинов Юрий Михайлович 38 лет отработал в Норильском авиаотряде (он так тогда назывался) авиатехником на авиационно-технической базе. В ночь катастрофы отец был на смене. Когда катастрофа уже произошла и он оказался на месте происшествия, отец схватил двух детишек и побежал с ними в здание аэропорта, в медпункт. Детишки были травмированы. Передал их медсестре смены и снова побежал к самолету. В медпункт еще стали заносить детей. Вызывались машины скорой помощи. Кресла все были перекорежены. Там лежали покалеченные люди.

Были и совсем удивительные случаи. Отец увидел на снегу голову с открытыми глазами. Подошел ближе: живая голова. Вытащили мужчину из снега. Его вот так закинуло в сугроб. На тот момент его осмотрели, и он сказал, что сильно ушиб коленку и толком ничего не понял. Когда приземлились, мужчина встал с кресла и потянулся за шапкой к полке. Встал раньше времени. В этот момент самолет, вероятно, задел крылом насыпной бруствер. Именно тогда и началась эта мясорубка, и мужчину выкинуло из самолета в сугроб. Его отправили в больницу.

оцените материал

  • ЛАЙК 1
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 2
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Авангард
17 ноя 2019 в 12:15

Про такие аварии в Советском Союзе не писали в СМИ, всё как всегда было засекречено, полный молчок, как будто ничего и не было. Ведь всё советское - это значит лучшее!:)) Это сейчас в наше свободное время о любой аварии пресса сообщает немедленно и открыто, ничего не утаивая, а тогда нет, тогда такое было низзззяяя.. Спрашивается, а почему нельзя, если это уже произошло, а вот просто нельзя и всё.

Командир
17 ноя 2019 в 12:55

Расскажите как сбили самолёт ту-134 маганским дивизионом с-75 когда он влетел в зону Железногорска, это были не учения с ошибочным автовыбором ракетой цели, это было целенаправленное уничтожение воздушной цели, которая двигалась в зону ЗАТО

дешево и сердито
17 ноя 2019 в 13:33

и про мародёрство припаханых солдатиков не напишут.
потом деды отобрали у них добычу 100%, те возмущались-где ж справедливость, ладно бы пополам...это особо ностальгирующим по ссср на заметку.