21 сентября суббота
СЕЙЧАС +11°С

История кино: как появился и развивался старейший кинотеатр в Красноярске

История старейшего кинотеатра Красноярска от возникновения до наших дней

Поделиться

«Патеграф» через эпохи

«Патеграф» через эпохи

В этом году старейшему из ныне здравствующих кинотеатров Красноярска исполняется 109 лет. Чем не повод стряхнуть пыль с нашего сериала про историю кино и рассказать про самый первый капитальный кинотеатр Красноярска, который нынче носит имя Дома кино. Он стал безмолвным свидетелем смены эпох и государств, сменил множество имен и до сих пор собирает полные залы любителей артхауса и авторского кино. Сегодня мы расскажем, кто стоял у истоков красноярского кинобизнеса.

Те, кто следят за нашим сериалом о кино, знают, что впервые красноярцы увидели движущиеся картинки благодаря мифическому киновояжеру Моржецкому, посетившему губернию на исходе XIX века. Следующие 9 лет кино было подобно гастролирующему цирку — у него не было собственного дома, но все изменил самарский мещанин Василий Александрович Поляков. Он также приехал в Красноярск в 1908 году с гастролями, но его настолько вдохновил прием горожан, что он решил остаться. Первый кинозал стал летним развлечением — дощатый балаган-сарай расположился в Городском саду и получил имя «Кинемо». Плата за вход взималась солидная — от 30 до 60 копеек, для детей 20 копеек. Для сравнения: фунт мяса тогда стоил около 20 копеек. Первые рецензии от местных журналистов были не ахти, но публике демонстрируемые картины вполне заходили — это были немые пятиминутки с кадрами, к примеру, повседневной жизни европейских городов и Москвы, легендарное «Прибытие поезда» или менее легендарный «Человек-змея, гимнастические упражнения на трапеции».

Но лето закончилось, а кино было востребованно. Киносарай был заброшен, а Поляков при помощи купеческой вдовы Яковлевой взял в аренду помещение в здании Купеческого собрания, которое он разделил с музеем восковых фигур Евдокии Лебзиной. В честь изобретателей кино, братьев Пате, новый кинотеатр получил имя «Патеграф». Лебзина же, предчувствуя поражение от конкурента, срочно покупает кинопроектор и основывает «Музей-синематограф Лебзиной». Оба заведения были вполне успешными и радовали владельцев звонкой копеечкой, в день их посещало до тысячи человек, но такой поток разномастной публики быстро привел помещения в ветхое состояние.

Квартал, в котором будет располагаться первый кинотеатр Красноярска

Квартал, в котором будет располагаться первый кинотеатр Красноярска

Арендодатели были в ужасе и отказались продлевать годовую аренду с обоими кинематографистами. На отремонтированные площади вернули магазины, а Поляков был вынужден подыскивать новое помещение. Что же касается Евдокии Лебзиной, она отправилась гастролировать со своим музеем по Сибири и, в конце концов, осела в Барнауле. Поляков же нашел пристанище в свежепостроенном доме красноярского купца Петра Ивановича Гадалова. Уже в то время в доме была автономная система парового отопления и собственная электростанция — 19 сентября 1910 года «Патеграф» был открыт и стал первым капитальным кинотеатром Красноярска. 

Открытие «Патеграфа»

Открытие «Патеграфа»

Впрочем, конкуренции синематограф Полякова не избежал: двоюродный брат Петра Гадалова Николай Николаевич, вдохновившись примером родственника, строит самый красивый кинотеатр Красноярска, который откроется в августе 1912 года под названием «Художественный». В 1913 году в доме Семенова-Романова на первом этаже открылся кинотеатр «Аквариум». Были частные кинотеатры: в доме почты «Биограф», «Мир иллюзий» в доме Либмана, «Луч» в доме Речмедилова в Николаевской слободе. Каждый владелец кинотеатра боролся за зрителя по-своему: одни приглашали знаменитостей, у других перед каждым киносеансом играл оркестр, третьи просто нанимали уличных мальчишек с громкими голосами для заманивания публики. Владелец «Патеграфа» приглашал именитых артистов и исполнителей, например Первый сибирский великорусский оркестр под руководством Игнатия Левицкого, который играл на балконе кинотеатра. Сам же «Патеграф» имел просторное фойе в стиле ампир, внутренняя отделка была выполнена в египетском стиле.

Сам же Василий Александрович не только демонстрировал зарубежные картины, но и снимал свои: в 1911 году он проводит первые съемки в городе Красноярске — снимает парад войск на городской площади в честь 300-летия Дома Романовых. Эти кадры и виды «Столбов» вошли в дальнейшем в фильм «Город Красноярск и его окрестности». В рекламе новых фильмов в газете Поляков всегда делает акцент на своем техническом образовании — «техник В.А. Поляков». 

Реклама техника В.А. Полякова

Реклама техника В.А. Полякова

Он явно гордился своим титулом и пристально следил, чтобы он везде упоминался правильно. Право на звание техника давало начальное специальное училище. В кинопредпринимательство он пришел, уже имея опыт. В газетных заметках не раз упоминались различные усовершенствования, произведенные им в своих заведениях: улучшенная проекция, перепланировка зала, усиленное освещение экрана. Все это Поляков придумал сам и сделал собственными руками.

Михаил Прокопьевич Чулков

Михаил Прокопьевич Чулков

В 1913 году начинается карьера еще одного кинодеятеля Красноярска — Михаила Прокопьевича Чулкова. Уроженец Балахты, сын работника винного завода после окончания железнодорожного училища трудился по профессии на Востоке страны. Вскоре он переехал в Красноярск и устроился работать в железнодорожных мастерских. Пораженный магией немого кино, Чулков задался целью освоить новое мастерство: в 1910 году он связался с французами из фирмы «Братьев Пате» и выписал кинокамеру со станком для позитивов. С того времени он начал снимать местные виды: события в Красноярске, красноярские дачи, железнодорожный мост, окрестности города, Енисей, ручную разработку золота. В 1913 году французские предприниматели фирмы Gaumont купили у Чулкова часть пленок, в результате чего короткометражки «По реке Мане», «По реке Бирюсе» и «Красноярские Столбы» демонстрировались во французском Лионе под общим названием «Медвежьи уголки Сибири».

«Патеграф» переименовали в «Арс»

«Патеграф» переименовали в «Арс»

Когда в стране произошла революция, а «Патеграф» превратился в «Арс», кинотеатр возглавил именно Чулков, став первым в стране директором кинотеатра. После революции 1917 года ввоз импортных кинокартин в страну по понятным причинам прекратился, показывать было особо нечего — вот тут-то и пригодились таланты Чулкова, а конкретно его фильмы.

В 1932 году в кино произошла техническая революция: из Ленинграда в Красноярск привезли новое оборудование, которое монтировали ночью, днем же проходили привычные киносеансы. 17 декабря красноярская публика была шокирована первым звуковым фильмом, точнее киножурналом «Новости дня», который прокрутили перед привычным сеансом. А всего через несколько дней зрителям явили полнометражный звуковой фильм «Златые горы».

Киноаппаратная

Киноаппаратная

С того же года кинотеатр стал государственной собственностью и в очередной раз был переименован — теперь его имя «Рот-Фронт». Название дано в честь интернационального жеста-приветствия. А в 1942 году кинотеатр уже переименовали в «Октябрь». Именно в бытность его «Октябрем» на фасаде появился барельеф той самой пылкой революционерки с серпом и молотом за авторством Ишханова, Давыдова и Панова. Авторы вдохновлялись знаменитой «Свободой на баррикадах» Делакруа. В 1977 году в кинотеатре была проведена масштабная реконструкция: был убран балкон, придававший заведению театральный вид, в большом зале появились уходящие вверх ряды кресел, было изменено месторасположение киноаппаратной, прежде находившейся под балконом, над зрительными местами, — ее переместили на второй этаж.

Зрительный зал кинотеатра «Октябрь»

Зрительный зал кинотеатра «Октябрь»

В 1985 году происходит еще одна техническая революция, но масштабом поменьше: «Октябрь» становится стереокинотеатром и является таковым следующее десятилетие. Как вспоминают нынче в Доме кино, билеты тогда раскупались на несколько месяцев вперед. В конце 80-х зал стал функционировать в формате ночного клуба — на арт-чердаке был установлен экспресс-бар, работал диджей и проводились танцевальные дискотеки и вечера. После реконструкции 2007-го года арт-чердак принял вид малого уютного кинозала, где прошлое символически сохранено не только в открытой для глаз зрителей кирпичной кладке, но и в «клубном» освещении — любовно сохранённом диско-шаре и вращающемся световом оборудовании. В легендарном 2007 году прошла очередная реконструкция, которая превратила арт-чердак в уютный кинозал, сохранив прошлое в кирпичной кладке и ламповом освещении.

Барельеф, установленный в 70-е годы

Барельеф, установленный в 70-е годы

Сегодняшний Дом кино продолжает собирать свою аудиторию, радуя зрителей авторским кино и артхаусом. Барельеф революционерки является неотъемлемой частью пейзажа красноярского центра, здесь не только смотрят кино, но и обсуждают его, слушают лекции и смотрят выставки.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Фото пользователя
    11 сен 2019 в 18:41

    Классная статья 👍

    Баблюся
    12 сен 2019 в 17:02

    Для меня он навсегда останется Октябрем...

    Катя
    12 сен 2019 в 12:35

    Интересно очень! Только "Луч"-то все же постарше будет. )