18 ноября понедельник
СЕЙЧАС -7°С

История кино: как типовой советский кинотеатр превратился в главное развлечение на правобережье

История кинотеатра «Эпицентр» с тех пор, как он был «Юбилейным»

Поделиться

Кинотеатр «Юбилейный» в Красноярске был построен к пятидесятилетию Октябрьской революции 

Кинотеатр «Юбилейный» в Красноярске был построен к пятидесятилетию Октябрьской революции 

Мы продолжаем вместе с вами узнавать историю кино в Красноярске и городских кинотеатров. Ранее мы писали, как кино прибыло в Красноярск в дореволюционную эпоху, как советы вывели киноискусство в массы, построив тысячи кинотеатров по всей стране, а также на примере культовой «Родины» увидели, как кинотеатрам пришлось выживать в условиях самостоятельной хоздеятельности без поддержки города и государства. Как балаган-сарай вырос в популярный и самобытный кинотеатр «Луч». На этот раз мы вам расскажем историю главного кинотеатра правобережья, который ныне носит название «Эпицентр».

Вообще это не единственный кинотеатр на правом берегу — есть еще «Мечта», который бывший кинотеатр «Мир», но история его скучна и банальна: десяток лет он был на консервации, а после стал разменной монетой в покупке «Совкино», который отошел «Пикре». Более возрастное поколение по-прежнему называют «Эпицентр» «Юбилейным» — это имя кинотеатр носил до начала нулевых.

Итак, первый широкоформатный — красноярский «Юбилейный» был типовым советским кинотеатром, которых по Союзу строили десятками в честь 50-летия советской власти. В декабре 1967 года состоялся первый кинопоказ. Кинотеатр на 800 мест попросту не смог вместить всех желающих, а показывали излюбленное кинопредставление для детей и взрослых «Айболит — 66».

«Айболит» был тогда хитом для детей и взрослых

«Айболит» был тогда хитом для детей и взрослых

«В зале медленно затухает свет и раздвигается атласно-голубой занавес, обнажая громадный полукруглый экран. С операторского пульта управления можно не только дистанционно открывать и закрывать занавес, но и отрегулировать звук, поправить резкость. Здесь предусмотрен узел, который позволит при демонстрации недублированного фильма на иностранном языке с пульта оператора переводить его на русский язык», — восторгается журналист «Красраба» Костерин в репортажном очерке с открытия кинотеатра.

Тогдашний современный кинотеатр поражал зрителей не только широкоформатным вогнутым экраном, но и объемным звуком: динамики были встроены за боковым панелями зрительского зала и за экраном.

Волшебство же происходило в маленькой каморке киномеханика. Аппараты громко гудели, потому будка механика была звукоизолированной, а изображение проецировалось в зал сквозь застекленное окошко. Киноэкран же, напротив, был покрыт миллионами мелких отверстий, пропускающих звук к зрителю. Киномеханик же человек особый, должен обладать не только специальными навыками, но и сноровкой. Кинокартины демонстрировались зрителям с двух проекторов: ленты для транспортировки резались на 300-метровые куски, так что на стандартную бобину помещалось два-три десятка хронометража. Когда катушка подходила к концу, зрители могли заметить на экране в верхнем левом углу «сигаретный ожог» — это сигнал механику, что пришло время менять пленку. Нужно было за 8 секунд подогнать конец одной бобины к началу другой стык-в-стык, чтобы переход произошел незаметно, в профессиональной среде это называлось «перейти с поста на пост».

Редкие кадры строительства «Юбилейного»

Редкие кадры строительства «Юбилейного»

Ранее мы общались с заместителем директора «Юбилейного» Ольгой Барабановой. В 1981 году она оставила работу учителем русского языка и решила попробовать себя в кинобизнесе. Ольга Федоровна вспоминает, как на сеансы французских комедий народ валил толпами. Особенно красноярцы полюбили «Укол зонтиком» с Пьером Ришаром в главной роли. На одном из таких сеансов произошла страшная трагедия — погиб ребенок.

— Дневной сеанс тогда стоил 10 копеек, вечерний — 70 копеек. Детишки, чтобы попасть на «Укол зонтиком», брали билет на дневной сеанс, смотрели детский фильм, а потом в темноте пробирались на сцену и по лесам забирались под потолок. Лежали два-три часа наверху и смотрели фильмы. Бывало и клей в пакетах нюхали. Мальчишке было лет 12 тому. Во время сеанса с потолка валится тело. Быстро включили свет, вызвали скорую. Держу его на руках, говорю: родненький, только не умирай. Скорую ждали минут сорок, — рассказала Ольга Федоровна.

«Юбилейный» наравне с «Лучом» и «Родиной» были главными кинотеатрами советской эпохи. Соответственно и боролась троица за все новые фильмы, но по сложившейся традиции новинки первым всегда получал «Юбилейный». Но с обесцениваем советской идеологии и рушившимися скрепами дряхлели и кинотеатры. Мы уже и ранее писали про увядание муниципальных кинотеатров в 90-х, но «Юбилейному» повезло хотя бы потому, что из него не сделали рынок или ночной клуб. «Юбилейный» и «Совкино» отдали коммерсантам, которые знают, как заработать деньги на кино.

В 1999 году «Юбилейный» по договору муниципальной аренды заняло ООО «Зеленая Зона», договор до 2053 года. С тех пор бизнесмены провели масштабную реконструкцию. От элегантного и минималистического здания с широкими витринами, увы, осталась только коробка. При этом внутренности вырвали и заменили. Собственники дали понять всем: кино — это не только важнейшее из искусств, но еще и главное развлечение.

«Юбилейны» стал эпицентром развлечений на правом берегу. И получил соответствующее название

«Юбилейны» стал эпицентром развлечений на правом берегу. И получил соответствующее название

Дизайн интерьеров разработали новосибирские архитекторы. Просто представьте: фойе, выложенное цветными плитками, разрезает трещина земной коры, в которой бурлит лава. Одна стена «обрушивается», тут же стоит башня, похожая на Пизанскую. Такой своеобразный эпицентр катастрофы, который производил определенный эффект на публику нулевых. Тут же расположена бильярдная, кафе, в просторном фойе можно потанцевать. Открытие «Эпицентра» в конце февраля 2000 года стартовало с показа 19-го фильма про Джеймса Бонда «И целого мира мало». На крышу кинотеатра даже пригласили актера в образе легендарного спецагента, который приветствовал публику.

Это по-прежнему был кинотеатр-однозальник, но собственник поменял оборудование: сферический экран французской фирмы «Орей» со звуковой системой Dolby, как отмечали тогдашние публицисты, стереосистемы была кручей той, что установлена в «Пикре». Еще новшество — кресло-диван для зрителей за 150 рублей. «Эпицентр» практически моментально становится главной кино-жемчужиной правобережья, конкуренции в начале нулевых в территориальном плане нет. При этом, как мы помним, большую часть прибыли владельцы кинотеатров получают не с демонстрации картин, а с продажи напитков, закусок и развлечений. Все это было в «Эпицентре» еще тогда.

Вот только палки в колеса вставлял муниципалитет: цена аренды здания из года в год увеличивалась, к 2014 году она достигла 1 миллиона рублей в год. При этом аренда под восьмизальник в ТРЦ достигала всего 800–900 тысяч. «Зеленая зона» пыталась через Арбитражный суд снизить аренду, но в иске им было отказано. Тогда бизнесмены приняли решение приватизировать здание с земельным участком. В первую очередь это нужно было для того, чтобы провести реконструкцию кинотеатра — однозальник был нерентабельным и неконкурентоспособным.

Чиновники затребовали за здание и участок 130 миллионов — эту сумму назвал приглашенный ими оценщик. Арендатор же назвал такую цену слишком завышенной и предложил выкупить кинотеатр за полцены — 56,5 миллиона, опираясь на цифры уже своих оценщиков. Хоть и не сразу, но суд согласился, что оценщик от мэрии «указал недостоверную стоимость имущества». «Зеленая зона» выкупила кинотеатр и в 2014 году приступила к реконструкции.

— Мы полностью хотим реорганизовать внутренние помещения кинотеатра. Мы уже убрали гардероб с первой линии, тем самым увеличили пространство фойе на первом этаже для большого кинобара. Весь второй этаж превратится в полноценный мультиплекс. Помимо уже существующего большого зала на 500 человек, здесь появятся два малых — по 50 мест каждый, и два средних зала, каждый из которых будет рассчитан на 100 человек, — рассказывал тогда директор Сергей Липов.

В ноябре 2015 года «Эпицентр» стал первым мультиплексом правобережья. Экраны в залах стали «парящими», в декабре 2017 года появился четвертый зал (с приставкой VIP) с кожаными диванчиками. «Эпицентр» остается одним из самых знаковых кинотеатров Красноярска, но поколение постарше по-прежнему называют его «Юбилейным».

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Мишка
27 июл 2019 в 13:18

На редком кадре строительства изображен кинотеатр "Енисей", а не "Юбилейный". Еще можно было бы добавить в статью кадры проекта, по которому нынешние комерсы хотят пристроить к нему гостиницу, коих у нас в городе дефицит.

Просто Мимохожий
27 июл 2019 в 14:07

Поколение ЕГЭ пишет статьи? Особенно про кинотеатр Мечта(бывший Металлург), все в кучу и Мир, и Совкино и Пикру.

Сева Румын с п.Водники
27 июл 2019 в 15:34

На втором фото кинотеатр "Енисей".
ЗЫ Всем кто стрелял в тире(старый советский автобус), что стоял подле "Юбилейного" большой привет !