История кино: показываем по ретрофото, как балаган-сарай стал кинотеатром «Луч».

Как появился знаковый красноярский кинотеатр, и как он делал тренды

Поделиться

Кинотеатр «Луч» в советские годы

Кинотеатр «Луч» в советские годы

Любители кинематографа, следящие за нашим сериалом об истории кино, уже знают, как в Красноярске проводили первые киносеансы, как власть Советов поставила кино на служение пропаганде и как бизнесмены спасали кинотеатры после развала СССР, чтобы кино переродилось. В буквально каждом материале мы упоминали о кинотеатре «Луч», который давно стал культовым для каждого красноярца. Сегодня настало время полностью посвятить ему наше внимание!

Для многих футуристичный и слегка аляповатый вид кинотеатра на Маркса стал привычной частью городского пейзажа, старожилы еще помнят его вид до реконструкции — облик в стиле советского модерна. А все начиналось с неказистого балаган-сарая, который организовал техник Виталий Поляков в городском саду в мае 1908 года. Первые сеансы получили негативные отзывы газетных критиков, за цену входа 30–60 копеек журналисты ожидали нечто большее, чем смазанные движущиеся картинки. Но Поляков не унывал, качество картин заметно улучшилось, и более того — технику так понравилась любовь публики к кино, что он решил построить первый кинотеатр на городской аллее.

Кинотехник Поляков запросил в Совете старейшин Общественного собрания разрешение построить деревянный барак в восточной части Городского сада. Чиновники согласились, обозначив главное условие: Поляков должен был облагородить и осветить всю боковую аллею, ведущую от главной аллеи на восток. Первое имя кинотеатра — «Кинемо», но вскоре его переименовали в «Патеграф», в честь фирмы «Братья Пате», изготавливающей фильмы, которые охотно покупал и прокатывал Поляков. По очевидным причинам кино прокатывали в неотапливаемом бараке только летом, зимой кинематограф перемещался в здание Купеческого собрания. Впрочем, вскоре кинотеатр выгнали из здания, которое сильно обветшало из-за постоянного наплыва разношерстной публики.

Изначально Поляков платил за аренду земли в городском парке 200 рублей в год, но в 1910 году Садовая комиссия согласилась продлить аренду на дальнейшие 6 лет не меньше чем за 500 рублей в год, однако с одним условием: здание должно располагаться на участке, который определит комиссия. При этом от Полякова требовали строить капитальное здание, ибо прежний балаган, как утверждали чиновники, безобразил вид Городского сада. Тогда и было выбрано место на окраине сада, где и поныне стоит кинотеатр «Луч». Стоимость нового здания должна была быть не меньше 3 тысяч рублей, столько же стоила и полная его страховка, которая Полякову очень пригодится (об этом немного позже).

Из дощатого балагана в Городском саду кинотеатр превратился в деревянный дворец!

Из дощатого балагана в Городском саду кинотеатр превратился в деревянный дворец!

По одному из пунктов договора с Городской Управой значится, что в случае уничтожения здания пожаром вся страховая сумма, 3 тысячи рублей, должна быть передана администрации, а уже чиновники должны небольшими суммами передавать Полякову деньги. 22 сентября 1913 года сильнейший пожар, разгоняемый быстрым ветром, уничтожил кинотеатр, электростолбы, деревья и забор. Здание вспыхнуло как спичка, что немудрено: стены были покрыты масляной краской, быстро сгорающая обшивка внутреннего убранства превратилась в опасные угли. К счастью, внутри никого не было, кроме сторожа Платона Богданова — крестьянина из ссыльных. Сам Василий Поляков тогда рассказал журналистам, что подозревает сторожа в неосторожном обращении с огнем, так как именно с его сторожки и начался пожар. Судьба Богданова в газете не описана, кроме того, что он во время пожара отсутствовал. Общий ущерб же составил 11,6 тысячи рублей!

Кинотехник не унывал и в том же году потребовал разрешения Управы восстановить здание, но получил отказ. Он участвовал в совещании, куда были приглашены представители Городской Противопожарной Комиссии, Пожарного Общества и Общества взаимного страхования, которые всячески на него давили и предлагали расторгнуть договор аренды, но Поляков был непреклонен, даже не желая изменить отдельные пункты арендного договора. Вместе с тем группа городских активистов и вовсе требовала закрыть частные кинематографы и создать один — городской. По мнению гласных, тогдашнее кино развращало публику, а кинематографисты наживают свой капитал на низменных вкусах своих зрителей. Сложилась абсурдная ситуация: кинотехник исправно платил 1500 рублей в год за аренду земли, а чиновники не только ему не отдали страховые деньги, но и как-либо использовать участок запрещали.

Вопрос даже поднимали в Думе, где депутаты проголосовали за выплату законной страховой премии Полякову и разрешение пользоваться по назначению земельным участком. Архитектором нового кинотеатра выступил Сергей Георгиевич Дриженко — это было причудливое здание с башенками, больше напоминающее купеческий дворец. Внутри 130 кресел для зрителей и четыре лоджии — увы, фотографий внутреннего убранства тогдашнего «Патеграфа» в городском саду не сохранилось. Чтобы ситуация с пожаром (и дальнейшей бюрократической волокитой) не повторилась, к зданию подвели водопровод, сделали пожарные краны — 30 апреля 1915 года кинотеатр был введен в эксплуатацию, а в июне уже начали показывать кино. «Кинемо» — такое название теперь получил кинотеатр, «Лучом» он станет лишь в 30-х годах.

Как и сейчас, «Луч» был неизменной точкой маршрута многих городских парадов

Как и сейчас, «Луч» был неизменной точкой маршрута многих городских парадов

«Луч» был уже тогда, когда квартал вокруг него только начали строить: краевая библиотека, отделение связи, множество жилых домов и, конечно же, здание МВД, которое занимает целый квартал. 5 марта 1953 года деревянное здание кинотеатра окружила огромная толпа красноярцев — в тот день горожане узнали о смерти Иосифа Сталина и, убитые горем, ожидали, что с трибуны на углу площади кто-нибудь из руководителей края произнесет речь, но к ним так никто и не вышел. Местные чиновники ждали команду из Москвы. Сам же снимок, сделанный молодым фотокорреспондентом «Красноярского рабочего» Николаем Игнатьевым, в тот день опубликован не был. Публицист Коминт Попов гораздо позже писал про снимок: «Повертел-повертел его в руках редактор и молвил: "Чего-то здесь недостает. Сделаем, что в крайкоме скажут"». Уже тогда кинотеатр был безмолвным свидетелем многих исторических событий.

Фотография, сделанная у «Луча» в день смерти Сталина в 1953 году

Фотография, сделанная у «Луча» в день смерти Сталина в 1953 году

Время шло, дерево ветшало, и в 60-х годах было принято решение построить новое здание для кино. «Красноярскгражданпроект» начал работать над проектом в 1965 году, а 22 апреля 1970 года здание уже ввели в эксплуатацию. Это было типичное для времен брежневского застоя здание, которое, впрочем, легко вплелось в урбанистическую картину центра Красноярска. «Луч» стал вторым широкоформатным кинотеатром после «Юбилейного». В зале на 800 мест на том самом широком экране показывали художественные фильмы, в зале поменьше, на сотню мест, крутили кинохроники. Что примечательно, вход во второй зал был свободным. Первых зрителей пригласили уже через восемь дней после открытия, показывали фильм «Бурьян»: сеансы проходили каждые два часа, первый начинался в 10 утра, последний — в 10 вечера. Зал кинохроник начал работать немного позже, крутили там, естественно, агитку: «С тобой, Россия», «Подвиг», Штрихи к портрету». Для своего времени «Луч» считался одним из лучших кинотеатров и даже участвовал на выставке ВДНХ в 1980 году.

Первым фильмом, показанным после открытия нового здания кинотеатра, стал «Бурьян» 

Первым фильмом, показанным после открытия нового здания кинотеатра, стал «Бурьян» 

С появлением видеосалонов, а позже и видеопроката, скептики не раз поднимали вопрос о будущем «важнейшего из искусств» — удивлять зрителей одним лишь большим экраном становилось все сложнее. О положении дел муниципальных кинотеатров в этот период вы можете подробнее узнать в нашей предыдущей статье. Если кратко, муниципальные кинотеатры оказались никому не нужны, поэтому чиновники спешно их отдавали на откуп рыночникам — так, к примеру, кинотеатр «Енисей» превратился в рынок, а те, кому повезло меньше, и вовсе пришли в запустение. 

Так выглядел большой зал до реконструкции

Так выглядел большой зал до реконструкции

Более сметливые бизнесмены взяли городские кинотеатры в аренду и начали превращать в мутильплексы. Вот и с «Лучом» произошло нечто подобное: в 2001 году его в аренду взял «Малтат», крупный экспортер красноярского леса и производитель рыбы. Местный промышленный гигант реконструировал уже порядком обветшавшее здание, добавил дополнительных площадей, добавив дополнительный зал, бильярдную и кафе. 

Раньше стены были облицованы белым мрамором

Раньше стены были облицованы белым мрамором

«Заказчик поставил очень сложную задачу перед нами, перед строителями. В условиях не очень простой площадки нужно было получить максимум площадей, максимум выразительности, максимум комфорта для зрителей. Много приходилось начинать сначала, наработанное приходилось выкидывать и начинать снова, снова и снова», — рассказывал главный архитектор проекта Евгений Зыков. 

В 2001 году строители начали разбирать по кирпичикам старый фасад

В 2001 году строители начали разбирать по кирпичикам старый фасад

Владельцы быстро смекнули, что на одном только кино много денег не заработаешь, и формат мультиплекса, который тогда опробовали в западной части России, принесли в Красноярск. Кинобизнес стал для компании одним из ключевых источников дохода (кинокомплексы открыли еще в Абакане и Лесосибирске), 60% дохода кинотеатра — это продажа попкорна, мороженого, напитков, а также развлечения между сеансами.

Надстройка нового этажа

Надстройка нового этажа

Отечественные фильмы демонстрировались со скидкой 10% по договору с городским управлением культуры. Сеансы начинались с интервалом в 30 минут, — в любой момент, придя в кино, можно попасть на какой-нибудь сеанс. Средняя посещаемость кинотеатра от 5000 до 7000 человек в день.

Работы в большом зале кинотеатра «Луч»

Работы в большом зале кинотеатра «Луч»

Справедливости ради отметим, что первым мультиплексом Красноярска все же была «Пикра» (бывшее «Совкино»), где было два зала, но после реконструкции «Луча» она быстро стала сдавать позиции. Дело в том, что в «Луче» создали до того неведанный формат нон-стоп: три фильма по цене одного на всю ночь. Формат жив до сих пор, как и сам «Луч», несмотря уже на общую «усталость» здания. Крупные федеральные гиганты вроде «Каро-Фильм» и «Синема-парка» так и не смогли выжать с рынка старожила кино.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Виктор
    15 июн 2019 в 08:13

    Смотрите ка, даже в царской России чиновники занимались беспределом в отношении бизнеса до тех пор, пока из центра по шапке не получили. Чтим традиции!

    Моряк
    15 июн 2019 в 08:37

    Эх ностальгия, хорошее время было.

    крас
    15 июн 2019 в 13:46

    Когда был маленький, думал, что деревянный "Луч" это церковь и боялся туда заходить))