22 октября вторник
СЕЙЧАС -5°С

Как не бояться летать на самолёте после трагедии в Шереметьево: два простых совета от психолога

Что делать, если аэрофобия накрыла уже в салоне

Поделиться

Страх перелётов — один из самых часто встречающихся

Страх перелётов — один из самых часто встречающихся

Авиакатастрофа с пассажирским самолётом Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» потрясла всю Россию. 5 мая самолёт, следовавший рейсом Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в Шереметьево, во время которой загорелся. На борту лайнера погиб 41 человек из 78.

Соцсети наполнились сочувственными, гневными и эмоциональными публикациями, во многих из которых люди пишут о страхе авиаперелётов. После такой катастрофы он заметно усилился у многих.

Откуда возникает этот страх и как от него избавиться, рассказывает профессор, доктор психологических наук Надежда Клюева.

— Аэрофобия — это один из самых распространённых видов страха. Рациональный анализ здесь не помогает: вы можете тысячу раз говорить о статистике, что на тысячу самолётов всего столько-то погибших, что это не идёт ни в какое сравнение с автокатастрофами. Но это рациональное не изменяет вашу внутреннюю эмоциональную установку, — говорит Надежда. 

И называет несколько причин страха:

1. Потеря опоры.

Человек — существо, привыкшее иметь под ногами опору. Когда нет ощущения заземлённости, возникает дискомфорт.


2. Высокая степень недоверия.

Люди привыкли контролировать вокруг себя всё. Чаще всего в этом списке, как ни странно, оказываются бизнесмены, предприниматели, директора крупных компаний, управляющие огромным количеством людей. А в самолёте возникает ситуация, когда человек должен чему-то довериться. Мы видим проявление гиперконтроля, гиперответственности, которое выливается в страх.

3. Базовый страх смерти.

Когда человек взлетает к небу, могут возникнуть подсознательные ассоциации: ближе к небу, к Богу, ближе к смерти.

4. Клаустрофобия.

Это боязнь замкнутого пространства, ощущение, что выхода нет.

5. Страх большого скопления людей.

У каждого из нас есть понятие интимного личностного пространства, а тут оно нарушается.

6. Плохие новости.

— Также есть класс объективных факторов, при которых страх является нормальной реакцией на ненормальные условия. Например, информационная составляющая. Так, в советское время информация об авиакатастрофах практически не мелькала в газетах и на телевидении. Сейчас информационный поток открыт, мы не ощущаем надежности, — считает Надежда Клюева. — Дискредитирован профессионализм летчиков: мы не знаем, где их готовят и как. А в новостях слышим про ошибки при проектировании ракет, самолётов, неудачные запуски. Для человека это информация о ненадежности, а значит, о невозможности прогнозировать безопасность для себя.

Как с этим бороться?

Есть несколько уровней проявления страха. Первый — телесный, когда дыхание сбивается, повышается потоотделение, учащается сердцебиение, возможны спазмы мышцы.В этот момент попробуйте пить воду, сжимать и разжимать мышцы, чтобы ощущать контроль над телесными проявлениями. А также контролируйте дыхание: четыре вдоха, четыре выдоха. Тогда концентрация пойдёт не на ситуацию, которая вызывает страх, а на самого себя.

Есть психологический уровень. Смоделируйте ситуацию перелёта. Когда садитесь в самолёт, представьте, с кем можете поговорить, чем заняться в это время, чтобы сознание немного переключилось со страха.

Психотерапевтическая работа также предполагает использование препаратов, которые снижают уровень тревожности.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Петруха
8 мая 2019 в 09:49

Такие советы я бы тоже мог дать. Психолог называется.

Александр
8 мая 2019 в 09:45

Препараты медикаментозные и алкоголь- все это ерунда. Боялся раньше летать до дрожи в ногах. Потом случайно встретился с пилотом Люфганзы у нас в ресторане при гостинице утром. Разговорились. Очень приятный человек оказался. Рассказал ему свою проблему, на что он ответил ,что это вполне нормально.Страх в большей степени от неизвестности и непонимания тех или иных поведений самолета. Я начал погружаться в авиацию и изучать природу полетов. Начал с азов - формирования подъемной силы и техники посадки. Минимальных знаний мне хватило, чтобы побороть аэрофобию. После этого меня не бросало в пот, после того, как двигатели переводили на малый газ или наоборот добавляли этого самого «рёва» добавляя тяги для увеличения вертикальной скорости при посадке. Страхи в голове , пока ты от них не избавишься , можешь пить все что угодно- не поможет

Чинушь
8 мая 2019 в 09:46

Ну а что полетов боятся. В большинстве случаев умрешь быстро. А вот на автомобиле можно по пути в тот же аэропорт врезаться или в тебя врежутся и мучительно умирать несколько часов.