Развлечения Названы смартфоны с самым сильным излучением. Узнаем, опасен ли именно ваш гаджет

Что такое излучение от смартфонов: как его узнать, есть ли опасность, можно ли снизить

Электромагнитные излучения от смартфонов признаны канцерогенами

В начале февраля ленты новостей облетела новость под заголовком «Составлен список радиоактивных телефонов». Судя по рейтингу, одинаково «фонят» и дорогие роскошные «яблочные» гаджеты, и шустрые экономустройства из Китая.

Тема про радиацию от смартфонов давно превратилась в своеобразную городскую легенду. Об этом много говорят, раздаются советы по спасению, иногда весьма экзотические. Мы решили разобраться в ситуации.

Видел новость про самые радиоактивные телефоны. О чем это?

Данные об излучениях от смартфонов достаточно регулярно публикует англоязычный портал статистической и маркетинговой информации Statista. На его данные и ссылаются международные и российские новости.

В свою очередь специалисты Statista основываются на исследованиях немецкого Федерального ведомства по радиационной защите ФРГ. Ведомство изучает аппараты на предмет излучений с 2002 года. Сейчас база ведомства насчитывает около 5 тысяч смартфонов разных моделей и производителей.

Однако в новостях про радиоактивные смартфоны есть ошибка. Немецкая госслужба измеряла не радиацию, а электромагнитное излучение. Для этого измерялась скорость, с которой излучение поглощается клетками организма. Ученые используют специальный показатель — удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии (SAR). Он измеряется в ваттах на килограмм.

Как считается излучение?

Этот показатель отличается в зависимости от того, прикладывается ли включенный смартфон к голове во время разговора или носится в кармане. При этом в каждой стране свой показатель.

Например, в Европе считается безопасным показатель 2 ватта на килограмм. Такой показатель в 2003 году был признан безопасным Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения. В США — 1,6 Вт/кг.

Распределение удельной скорости поглощения (SAR) на поверхности головы во время звонка по мобильному телефону.

Красный — значения SAR около 1 Вт / кг; Синий — значения SAR ниже 0,002 Вт / кг

Также в Германии работает организация Blue Angel. Она присваивает товарам, соответствующим жестким экологическим стандартам, специальную марку — аналог российского «Знака качества». Эколейбл Blue Angel присваивается только смартфонам, если скорость поглощения излучений головой человека 0,59 ватт на килограмм.

Взяв базу немецкой службы, значение и требования организации Blue Angel к излучениям, аналитики составили список самых опасных смартфонов.

У каких гаджетов повышено излучение?

В топе телефонов с самым высоким излучением в результате исследования Statista оказались только китайцы. Xiaomi Mi A1, если приложить его к уху и начать разговаривать, выдает 1,75 ватт на килограмм. У ОnePlus 5t и Xiaomi Mi Max 3 уровень излучения превышает почти в 3 раза рекомендованные экологами значения.

Мы решили отобрать 3 десятка телефонов и посмотреть, сколько человек при разговоре получает от них излучения.

Смартфоны с самым высоким излучением
Излучение от разных моделей смартфонов

Судя по таблице, новые модели смартфонов имеют более высокое излучение, чем старые. К примеру, у Xiaomi Mi Max первого поколения уровень SAR в 3 раза ниже, чем у последней третьей модели.

При этом оба устройства имеют большой экран (6,4 и 6,9 дюймов), большой аккумулятор (4850 мА⋅ч и 5550 мА⋅ч), имеют металлические корпуса с пластиковыми вставками, работают в сетях 3G и LTE. Также в табличке можно увидеть, что относительно новый аппарат Lumia 630 имеет SAR выше, чем аппарат 2015 года.

Основными источниками электромагнитных излучений в смартфоне являются и приемники, и передатчики связи. На профильных порталах говорится, что отличия SAR в смартфонах связаны с мощностью передатчиков, а также с особенностями их расположения внутри аппарата.

В 2017 году коллектив авторов Первого Санкт-Петербургского медицинского университета с помощью специальных устройств оценивали, как излучения от разных устройств распределяются на человека во время разговора. Выяснилось, что в зависимости от расположения в устройстве антенн сильнее всего излучения получают лицевой отдел, лобные доли и зона над ухом.

У моего телефона высокий SAR. Это повышает риск заболеть раком?

В интернете много информации о влиянии электромагнитных излучений на здоровье, в том числе на образование раковых клеток. Однако никаких всеобъемлющих исследований, которые основывались бы на большом массиве статистических данных, нет.

На сайте Всемирной организации здравоохранения сказано: «На сегодняшний день каких-либо неблагоприятных последствий для здоровья, вызываемых пользованием мобильными телефонами, не установлено». В качестве кратковременных последствий активного использования смартфонов ВОЗ называет повышение температуры мозга. Также организация ссылается на масштабное исследование Международного агентства по изучению рака (МАИР), которое продолжается 10 лет в 13 странах. Ученые выяснили, что самый высокий уровень заболеваемости раком у тех, кто чаще пользуется телефонами.

Однако называть излучение от смартфонов основной причиной появления опухолей мозга аналитики МАИР не стали. «Погрешности и ошибки ограничивают надежность этих заключений», — говорится на сайте ВОЗ. Также исследователей смущает, что мобильные телефоны распространены только последние 15 лет. А последствия от использования смартфонов в виде онкологии могут появиться у потребителей позднее.

В итоге МАИР относит электромагнитные излучения к числу возможных канцерогенов и продолжает исследования.

В научном сообществе единого мнения о последствиях излучений нет. В 1998 году в американском научном журнале Environmental Health Perspectives вышла статья об исследовании 14 тысяч жителей Норвегии и Швеции. Авторы утверждали, что пользователи телефонов, разговаривающие по мобильникам 60 минут в день, чаще жалуются на головные боли, чем те, кто говорит 2 минуты. Однако сами авторы признавали, что жалобы не могут быть четким критерием опасности.

В 2003 году в том же журнале были опубликованы итоги эксперимента, в рамках которого крыс ежедневно облучали электромагнитным излучением и заметили изменение нейронов. После экспериментов шведский комитет по радиационной защите пришел к выводу: длительное облучение ЭМИ сотового телефона при SAR 1,5 Вт/кг и выше может привести к повреждающей реакции нейронов.

В статьях доктора медицинских наук, заведующего лабораторией радиопатологии Медицинского радиологического научного центра Леонида Жаворонкова описано несколько зарубежных исследований влияния телефона. По словам ученого, в некоторых экспериментах добровольцев подвергали воздействию ЭМИ. У испытуемых наблюдалось понижение некоторых гармонов, умеренное понижение сердечного ритма.

Однако, по данным Жаворонкова, однозначного мнения о связи излучений и опухолями мозга нет. В 2000 году в журнале Американской медицинской ассоциации приводятся данные исследования больных раком мозга. С другой стороны ряд исследований в странах Скандинавии говорит о повышенном риске опухолей у лиц, часто пользующихся смартфонами.

Сотрудник Первого Санкт-Петербургского медицинского Университета Артур Балабян в одной из статей пишет: «Все проведенные исследования в этой области не позволяют полностью опровергать связь между излучениями от телефонов и риском возникновения рака».

Как снизить SAR у своих смартфонов:

• При покупке телефона нужно смотреть на удельный коэффициент поглощения излучения. Некоторые производители указывают значение SAR на сайтах. Можно пользоваться базой Федерального ведомства по радиационной защите ФРГ. Стоит помнить: производители указывают максимально возможный уровень, у конкретного устройства он может быть и ниже.

• Выбирать оператора с хорошим качеством связи. В труднодоступных местах, в условиях нестабильной связи повышается нагрузка на телефон. Косвенно об этом говорит и повышенный расход аккумулятора устройства в местах с плохим приемом сигнала.

• Можно попытаться ограничить время разговора по мобильному устройству. В ряде исследований оптимальным называют до 60 минут в день.

• Ряд исследователей предлагают довольно оригинальные способы снижения SAR. К примеру, из научных статей Артура Балабяна можно сделать вывод, что лучше не носить телефон в карманах, на нательных шнурках и использовать чехол.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber