Криминал интервью «У них нет иерархии и авторитетов — только бизнес»: как расследуются кражи автомобилей в Красноярске

«У них нет иерархии и авторитетов — только бизнес»: как расследуются кражи автомобилей в Красноярске

Интервью с начальником отдела угрозыска по расследованию краж авто

Как расследуются автомобильные угоны и кражи в Красноярске

Во время крещенских купаний 35-летний мужчина угнал «Тойоту», не заметив ребенка на заднем сиденье — мальчик сам вызвал помощь, и угонщик бросил машину. В 2017 году прямо из салона BMW похитили две дорогих иномарки, один из автомобилей до сих пор не найден — эта кража стала самой дерзкой в Красноярске за последние годы. Чаще всего новости об угонах носят скорее комический характер, но еще несколько лет назад ситуация был если не катастрофической, то довольно напряженной. Корреспондент NGS24.RU встретился с начальником отдела по расследованию краж автомобилей Андреем Гришиным, который рассказал об уловках угонщиков, опасных для автовладельцев районах и о том, как обезопасить свой автомобиль.

Андрей Викторович Гришин пришел в органы из школы милиции в 1997 году, будучи 19-летним парнем. Начал службу в РОВД Советского района, был назначен оперуполномоченным уголовного розыска. Через два года был назначен старшим оперуполномоченным по расследованию краж и угонов автомобилей. В начале нулевых начальник краевой милиции Александр Горовой дал указания создать специальный отдел по расследованию автомобильных краж. Молодой оперативник Андрей Гришин был переведён в этот отдел на должность оперуполномоченного. Более 20 лет он занимается расследование автомобильных краж и угонов, а также разработкой преступных групп.

Уже более 20 лет Андрей Гришин занимается расследованием угонов и краж автомобилей

— В конце 90-х начался вал преступлений — в сутки по 8–10 машин угоняли. И это были не ВАЗы, как раньше, а уже хорошие иномарки среднего класса. Тогда на базе УВД города создали отдел из 30 человек. В нем было сразу несколько отделений — кто-то занимался аналитикой, другие — группа быстрого реагирования, которая выезжала на каждое преступление. Было отделение, которое занималось разработкой преступных групп, а их тогда было много. Техники у нас особой тогда не было, как и камер по городу — у нас были наручники, пистолеты и одна видеокамера.

— А что у угонщиков?

— В начале нулевых, где-то с 2003 года, профессиональные преступники заказывали с Запада оборудование для угона. Простой сканер, который сейчас можно купить тысяч за 50, на тот момент стоил где-то 300 тысяч по тем деньгам. Чтобы его окупить, нужно было очень плодотворно поработать. В Красноярске же вообще началось все с глушилок: угонщики подъезжают к ТЦ, включают глушилку, сигнализации не работают. Они следят за водителями, которые ничего не могут понять и запирают машину на ключ. Только он отойдет, жулики вставляют инструмент «проворот» в замок, ломают его — все содержимое машины и она сама в руках преступников. А ведь люди тогда оставляли в авто огромные суммы денег. Подобных групп было огромное количество, у всех были разные каналы сбыта. Кто-то работал под битые машины, кто-то работал на возврат, кто-то сбывал в других регионах.

— Со сбытом понятно, а что значит «под возврат» и под «битые машины»?

— Возврат законному владельцу. За очень приличное вознаграждение. Про битые машины — злоумышленники выкупают аварийные автомобили и уже под них похищают такой же. Кузов и содержимое переносится на базу аварийного. Они его покупают тысяч за 80, а продают уже за 350 тысяч — неплохая разница. В последние годы стало много мошенников в сфере страхования. То есть человек покупает дорогой автомобиль, страхует в КАСКО, сам у себя угоняет — автомобиль продает в страны ближнего зарубежья, потом заявляет об угоне и получает страховку. Вот в Казахстан, как границы открыли, они туда свободно уезжают. Мы эти автомобили потом находим через местных, а Казахстан нам говорит: там же добросовестные покупатели этот автомобиль приобрели, у нас же он на момент пересечения границы в угоне не числился, мы вам его не отдадим!

— А какой арсенал у современного угонщика?

— Все зависит от модели авто, на которые они ориентируются — для «Лексусов» одно оборудование, для «Мазды» и «Тойоты» — другое. Но, если отталкиваться от стандартного набора, — это сканер, радиостанция для общения друг с другом, радиостанция на волне ГИБДД, глушилка, на тот случай, если стоит GPS-маячок. Для современных автомобилей, которые заводятся с кнопки, они используют дополнительно компьютер, чтобы прописать в бортовом компьютере свой ключ.

­— Есть определенные марки автомобилей, которые угонщики игнорируют?

— В основном это «немцы» и «европейцы» — с ними гораздо сложнее. Да они, в принципе, и не нужны — при выезде из автосалона новый автомобиль сразу же теряет 10% своей стоимости. Вот про «Крузера» и «Лексусы» такого нельзя сказать. Во-первых, все «немцы» стикерованы — на каждой запчасти нанесен VIN. Значит с ним надо заморачиваться и каждый VIN перебивать, а у жуликов цель — поскорее сбыть краденое и получить выгоду. Была у нас группировка даже, которая заказывала комплект деталей за границей — автомобили-двойники. Ездит где-нибудь в Германии «Лексус» с определенным VIN-номером, под него угоняют «Лексус» в Красноярске, меняют детали, прописывают в бортовом компьютере соответствующий VIN, лепят госномер и отправляют в Москву или в Иркутск. Пока такому автомобилю не залезешь в «мозги», то и не поймешь, что он угнанный. Наши эксперты копаются в кодах и восстанавливают исконный VIN.

— То есть обычному человеку, не эксперту, это вычислить не под силу?

— Более того, даже сотрудники ГИБДД, которые ставят машину на учет, иной раз не могут определить изменялись ли агрегаты. Матерые сотрудники, которые уже давно работают, обращают внимание на мелочи и приглашают эксперта — у каждого есть фирменные фишки. У нас таких экспертов 12 на весь Красноярский край и 7 на Красноярск. Наш отдел занимается в основном организованными группами — он для этого и был создан. Все люди давно устоялись, в этом году только пришел молодой сотрудник — лейтенант — остальные все майоры. Я и двое моих замов — подполковники. Текучки у нас, как в других подразделениях, нет. Все сотрудники у нас с «земли» пришли — 100% все прошли через районные отделения, всё понимают и горят.

— У нас на территории края еще много организованных группировок осталось? У них есть своя структура и иерархия?

— Работают не только местные, но и транзитные группировки — в прошлом году мы взяли иркутскую группу, которая специализировалась на дорогостоящих иномарках — Lexus 570 и Cruiser 200. С местными операми провели совместную разработку, возбудили ряд дел и поехали задерживать. Но в группировках не состоит много членов, организаторы не посвящают лишних людей и ограничиваются двумя-тремя, часто близкими знакомыми. То есть один за рулем, другой сопровождает, третий имеет связи для сбыта. Все стараются не светиться при продаже украденного авто и зачастую подбивают на это дело совершенно левых людей. Они знают, что с машиной есть какая-то заморочка, но ничего конкретного, поэтому стараются быстрее ее сбагрить.

— Похожая история была с похищением двух BMW из красноярского автосалона? Дело же сейчас уже в суд ушло?

— Да, как раз наш отдел занимался расследованием. С таким преступлением мы в Красноярске столкнулись впервые, а потом, когда начали разбираться, схему такую проворачивали и в других регионах. Преступники обзванивали автосалоны, там были и Porshe, и KIA, и Toyota. Сидит человек в Питере, звонит в салоны и говорит, мол, открываем филиал в Красноярске, для дирекции требуется несколько автомобилей такой-то модели. К вам приедут наши водители, заключат договор, попробуют, поездят — мы уже скажем. Говорят продавцу, что хотят закупить порядка 10 авто. Водителей они набирают через объявления «Авито», через интернет заключают договор, платят ему тысяч 30 за перегон авто. Тот и думает, что все законно. Водитель приходит в салон, расписывается в договоре о тест-драйве, особо его не читая, спокойно садится и едет в другой регион.

Один водитель, который BMW X5 вел, сразу заподозрил неладное: автомобиль весь в наклейках «тест-драйв», а его надо в Питер гнать. Он сестре позвонил, рассказал, она ему и говорит: садись на самолет, лети домой. Он автомобиль бросил.

Нам из Новороссийска позвонили, сказали, что пару лет назад у них такую же схему провернули. Пробили по номерам — та же самая область, из которой звонки шли. Ну и дальше разработали, нашли причастных. В Питере нашли запись с камер, где была передача BMW 7 от водителя заказчику — молодой девушке. Но автомобиль ушел, мы его так и не нашли. Но информация по нему есть, так что поиски еще продолжаем. Автомобили, конечно, в КАСКО, и салон получил страховку.

— Если говорить о статистике, как она менялась за последние пять лет?

— Если кратко — в лучшую сторону. В 2013 году было 1129 преступлений, в 2014-м — 1003, в 2015-м — 918 преступлений, в 2016-м — 620, в 2017-м — 510 и за прошедший год — всего 340. За эти пять лет посадили многих. А если не могли посадить, то всегда стараемся выдавить преступников из региона различными методами. Отсидевшие жулики снова возвращаются к своему ремеслу, но для этого требуется довольно продолжительное время — найти новых подельников, канал сбыта, оборудование. Заключение рушит связи преступной группы, мы стараемся создавать такие ситуации, чтобы разобщить подельников — столкнуть лбами. Никакой иерархии и авторитетов в криминальном мире у них нет, для них это просто бизнес.

А в каких районах чаще всего угоняют автомобили?

— Раньше это был район ТРЦ «Планета» — люди оставляли машины и пропадали на несколько часов, а возвратившись не обнаруживали своего авто. Но сейчас это уже неактуально, так как везде установлены видеокамеры. Поэтому автомобили воры подбирают в спальных темных районах, дворах, не оборудованных шлагбаумами и камерами. Большой интерес представляет «Взлётка», потому что там можно найти машины на любой вкус. Жулики могут несколько часов следить за водителем, а иногда и несколько дней, чтобы запомнить привычки и распорядок дня. Жертва в таких случаях даже не догадывается, что скоро лишится автомобиля.

— Как можно обезопасить авто от угона?

— На сегодняшний день самое эффективное средство — диалоговая сигнализация, в Красноярске пока нет оборудования для ее обхода. В мастерских водителям часто предлагают комплекты хитрушек, цена которых сильно варьируется. Стопроцентно защитить автомобиль от угонщика они не могут — опытные преступники умеют их быстро находить, но они могут замедлить угонщика, а ведь очень часто они похищают авто на скорость.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства