Ежегодно 17 января в мире отмечают День детских изобретений. В честь праздника мы решили рассказать, какие изобретения создают красноярские школьники. Они помогают хранить секреты, собирать космический мусор и передвигаться слепым.
1. Сейф-охранник
Необычный сейф собрали на станции юных техников № 1 восьмиклассники Лев Будкеев и Николай Голиков. Ученики смастерили деревянный короб, обклеили его чёрной плёнкой и установили кодовый замок. Идею такого изобретения предложили сами дети.
— Идея всегда идёт от проблемы. Лев живёт в большой семье и ему нужно место, где бы он мог хранить личные вещи. Дома их всё время кто-то находит, вытаскивает, забирает. Поэтому он решил сделать сейф, — рассказывает педагог дополнительного образования Андрей Федоров.
Собрав первый прототип сейфа из деревянных досок, школьники решили его усовершенствовать — сделали чертежи и вырезали новый короб из фанеры. Отдельную нишу спроектировали, чтобы спрятать провода на внутренней стороне двери.
В планах у ребят также сделать многоступенчатую систему защиты — добавить чиповый замок с картой и подключить смс-оповещения, чтобы при открытии сейфа на мобильный телефон приходило уведомление, «как в Google-аккаунте». Когда итоговый прототип будет готов, школьники хотят изготовить полноценный сейф из стали с огнеупорным покрытием.
2. Лунная база
Базу для добычи минералов и полезных ископаемых на Луне создали школьники из кружка робототехники в школе № 149.
Прототип лунной базы ученики собрали из конструктора Lego. Работает он по следующей схеме: люди в шахте добывают минералы, по конвейеру грузят в лифт, и он поднимает ископаемые на поверхность.
По словам ответственного за проект 12-летнего Артура Ермилова, добывать на Луне можно европий, гелий-3, золото, серебро и платину.
— Луна изучена на одну десятую процента, и там находится очень много ископаемых, мы решили их добыть. Этот проект окупится в любом случае, потому что минералы стоят дороже, чем сама база, — уверяет создатель.
Разрабатывать проект школьники начали в начале учебного года и уже успели поучаствовать в конкурсах по робототехнике — на «Робосибе» в Иркутске даже заняли 1-е место.
В будущем ребята хотят усовершенствовать проект — подключить к «цепи» конвейер и создать автоматизированную систему отгрузки из лифта.
3. Спутник по сбору космического мусора
Еще один космический проект учеников школы № 149 — спутник, собирающий космический мусор. 6-классник Лев Михель и 7-классники Егор Старцев и Вика Шалда собрали из конструктора Lego прототип реального спутника. При помощи четырех лапок он будет загребать в специальный отсек космические отходы.
— Когда ракета летит, от нее отсоединяются ступени и остаются плавать в космическом пространстве. Наш спутник будет заниматься именно этим — собирать детали ракет и прочих спутников, — поясняют школьники.
Аппарат будет выноситься на орбиту при помощи ракеты-носителя, а, собрав «полный бак» мусора, возвращаться на Землю. Космические отходы пойдут на переработку.
Сейчас школьники собирают уже второй вариант спутника — он будет оснащен собственным мотором и топливным баком, а также камерой, чтобы засекать мусор на расстоянии. Закончить работу изобретатели планируют к концу февраля.
4. Электронный поводырь
Электронного помощника для слепых разработала группа юных изобретателей из красноярского «Кванториума». Ребята рассказали, что у них есть знакомые незрячие, которым они хотели помочь.
Электронная трость сделана из пластика и оснащена двумя небольшими «коробочками» — в одной находятся аккумуляторы, в другой ультразвуковые датчики. Они реагируют на приближающееся препятствие и подают вибросигнал на руку.
Но главная особенность устройства в том, что оно также включает в себя приложение для Android. Оно помогает незрячему определять своё местоположение, считывать QR-коды или просить о помощи.
— Человек может спросить голосом: «Джарвис, какая цена?», или «расскажи о товаре». Оно включает камеру, наводит на QR-код, считывает информацию и проговаривает, как голосовой помощник. Также есть дополнительная функция — кнопка SOS. При нажатии на нее отправляются данные с текстовым сообщением родственникам или службе помощи, — рассказывает одна из авторов проекта 17-летняя Анна Романченко.
В декабре изобретение уже участвовало в международном конкурсе детских инженерных команд в Санкт-Петербурге, где заняло первое место. Во время соревнования приложение протестировал на себе слепой человек, и нашел его довольно удобным.
— Удобство, в основном, состояло в том, что мы сохранили саму трость, слепому будет тяжело отказаться от нее и использовать, например, шлем. Тем более, если это электронное устройство, оно имеет свойство разряжаться. Но даже в этом случае он все равно сможет им пользоваться, — рассказывает Аня.
5. Преобразователь звука в электроэнергию
Еще одно любопытное изобретение от ребят из «Кванториума» — устройство, которое позволяет получать электричество из звука. Аппарат представляет собой короб из фанеры, в стены которого встроены специальные мембраны.
— Мы сделали несколько видов мембран из разного материала и разного размера. Мембраны среднего диаметра находятся под большим натяжением и воспринимают средние частоты, а басовые частоты лучше воспроизводят большие мембраны, — рассказал один из авторов проекта Виталий Черемных.
Работает устройство за счёт явления электромагнитной индукции, внутри короба спрятаны магнитные катушки, которые и преобразовывают звук в электричество. Например, если использовать 6 катушек и профессиональные колонки с мощным звуком, можно запитать светодиод.
По словам школьников, подобную технологию хорошо использовать там, где много шума — на музыкальных концертах, у оживленных трасс или в аэропортах, как это делает Япония.
— Устанавливаются мембраны вдоль взлетной полосы, и шумом от двигателей самолета можно запитать часть здания аэропорта. Японцы сказали, что с 1 децибела звука у них вырабатывается 30 ватт, — говорит Виталий.
Если ваш ребёнок создал уникальное изобретение, о котором вы хотите рассказать читателям NGS24.RU, пишите на почту news@ngs24.ru или на номер 8 (999) 315–05–05 (Viber, WhatsApp, Telegram).
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)