23 октября среда
СЕЙЧАС +2°С

Вот кто достоин: история уникальной женщины-пилота, работавшей в Красноярске

Она стала единственной женщиной в СССР, кто был удостоен звания «Заслуженный пилот»

Поделиться

Ираида Вертипрахова с 1955 до конца 80-х годов работала в Красноярске

Ираида Вертипрахова с 1955 до конца 80-х годов работала в Красноярске

Аэропорты 45 регионов страны предложено назвать именами известных соотечественников. Мы уже фантазировали на эту тему и объявляли голосование на тему: именем кого Вы бы назвать аэропорт. В нашем голосовании победил вариант «Дмитрий Хворостовский». На втором месте оказалось не имя, а местоположение — красноярцы не против, чтобы аэропорт назвали «Центр России». Среди предложенных NGS24.RU вариантов был и аэропорт имени Ираиды Вертипраховой (он набрал 3% голосов).

21 октября — день рождения советской летчицы Ираиды Вертипраховой. Мы решили рассказать о ней подробно.

Она родилась в 1931 году в Красноуфимске в многодетной семье простого рабочего. После семи классов школы поступила в медучилище и закончила его, но решила пойти в аэроклуб. Как-то гуляя по городу и увидев прохожего мужчину в форме пилота, спросила, где принимают на лётчиков. Оказалось, что она стоит прямо возле нужного здания. Вертипрахова настойчиво добивалась, чтобы ее приняли, но потом, поступив, решила оставить заня­тия — учеба была не из лёгких. Уже после случайно столкнулась с директором клуба, который убедил ее не сдаваться. Вернувшись, Ираида не пропустила ни одного занятия вплоть до окончания в 1952 году.

«Ты раньше летала?» — спросил ее инструктор, когда Ираида выполнила вираж, в первый раз оказавшись в кабине самолета. Он был уверен, что она уже имеет достаточный опыт полетов, поэтому и выполнила задание блестяще.

Затем Ираида выпустилась из Саранской летней школы, и в 1955 году ее направ­или в Красноярский аэроклуб уже в каче­стве летчика-инструктора по парашют­ной подготовке. Удивительно, но у нее самой было очень мало опыта, до этого она совершила всего лишь 3 прыжка. Совершенствуя технику прыжков сама, она начала обучать этому других.

В самом начале авиационной карьеры с ней чуть не произошел несчастный случай. Во время прыжка сначала не пошло кольцо основного парашюта, а потом запутались стропы у запасного. Уже после Ираида была уверена, что спастись ей помогло только чудо. Умудрившись очутиться на земле, да еще без всяких повреждений, она лежала и счастливо улыбалась. Ираида рассказывала об этом так: «Я увидала бегущих ко мне людей и грузовик. Порядок, подумала, стропы собирать не придется».

После она начала работать в Красноярском объединённом авиаотряде. Вначале летала на самолёте Ил-14, потом прошла переобучение на Ил-18, командиром которого она являлась в течение многих лет.

В 70-е годы Ираиде пришлось переучиться на пассажирский самолёт Ил-62. Это было решающим поворотом в ее карьере и судьбе. Ираида Вертипрахова стала первой в мире женщиной-командиром самолёта Ил-62, возглавив «сборную Аэрофлота», состоящую из шести девушек. Экипаж установил шесть мировых рекордов!

Громадный самолет женский экипаж освоил всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести

Громадный самолет женский экипаж освоил всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести

Примечательно, что шестой рекорд команда установила в день рождения Ираиды в октябре 1977 года на беспосадочном перелёте София — Владивосток, который длился 13 часов. После этого Вертипрахова и получила зва­ние «Заслуженный пилот СССР».

После установления мировых рекордов Ираида продолжила лётную карьеру в Красноярском объединённом авиаотряде. Но эксплуатировать самолеты Ил-62 начали только в 80-е годы, когда в Красноярске был построен новый аэропорт Емельяново, у прежнего не было таких возможностей. Поэтому Ираиде снова пришлось переучиваться, она освоила среднемагистральный самолёт Ту-154, став его командиром.

Ее подруга Людмила Логвиненко, руководитель пассажирских перевозок, рассказала NGS24.RU об Ираиде: «Как друг, как человек Ираида была неподражаема. Она настолько страшно любила свою работу. Могла без проблем согласиться взять пассажира лишнего, но перегрузок мы не допускали. Ираида понимала пассажиров, входила в их положение, ей были не чужды неприятности людей. Она как-то сказала: "В каком бы состоянии ни оказался мой друг или просто любой человек, я ему помогу, если надо, даже до дома провожу".

В компаниях она была главным заводилой, ее душой. Были мы как-то на юбилее у подруги. Запомнилось, как она встала на стол, а сама была довольно высокой, и давай стихотворения рассказывать, анекдоты, петь частушки про каждого из нас, прямо на ходу сочиняя. Настоящий талант».

Красноярский аэропорт в советское время

Красноярский аэропорт в советское время

За 22 года полётов Вертипрахова ни разу не имела нареканий в работе, но все изменил роковой случай в Сочи.

В 1981 году при приземлении в аэропорту города самолёт Ту-154 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, но инцидент сказался на карьере Вертипраховой. По прямому указанию руководства она была переведена во вторые пилоты устаревшего самолёта Ил-18, проработав затем в этой должности несколько лет. А из Москвы последовала еще более жесткое указание: на «кукурузник» Ан-2.

После этого инцидента Ираиде пришлось завершить свою лётную карьеру.

«Мы ее очень уважали, сокрушались, когда так несправедливо с ней обошлись в министерстве, унизили. Мы просили за нее, понимали, что небо для Ираиды — все. У нее ведь не было семьи. Фразу "Экипаж — большая семья" сказали про нее» — вспоминает Максим Жиров, председатель клуба заслуженных пилотов.

Летчики про нее говорили: с ней хоть в огонь, хоть в воду

Летчики про нее говорили: с ней хоть в огонь, хоть в воду

Потом Ираида работала диспетчером, но со временем вернулась в родной Красноуфимск. В Красноярске она свою квартиру отдала государству, в Красноуфимске обещали дать другую взамен, но этого так и не произошло, сказали, что «у ее мамы уже есть 2-комнатная».

Там она жила в одиночестве, по праздникам иногда приходили поздравления от коллег из Красноярска, но никого из близких у Ираиды Вертипраховой не было.

Ее подруга Нина Литюшкина объясняет, почему Ираида так и не обрела личного счастья: «Она была одинока, тогда в авиацию попасть было очень сложно. Вся жизнь — это только работа. Приходилось жертвовать семьей, женским счастьем. Она не была замужем, видимо, так и не встретила своего человека».

В 2006 году на 75-м году жизни после тяжелой продолжи­тельной болезни Ираида Вер­типрахова скончалась.

В 2001 году новый лайнер Ту-204 компании «Красэйр» предложили назвать ее именем. К сожалению, этого так и не произошло. В 2016 году в Красноуфимске установили памятную доску, а в Ванкувере в честь Ираиды был открыт барельеф и ее именем названа аллея. В нашем городе, где она проработала всю жизнь, Вертипрахова даже такого не заслужила.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Фото пользователя
    21 окт 2018 в 12:49

    На фотографии у неё чисто мужская внешность, отсюда видимо и мужской характер. Но всё равно она молодец! Ну а то, что ей квартиру не дали, сказали что у её мамы уже есть двухкомнатная, так тут ничего нового нет. Это типичные реалии той советской эпохи, когда людей за людей не считали, тогда было так, если ты не замужем, то живи до старости лет в общежитии. Холостым людям никогда не давали отдельное жильё, если и были редкие исключения, то их можно считать чудом. Ну что тут можно сказать, только одно - Дурость, Унижение и Несправедливость. Хорошо помню этот советский строй и поэтому знаю что пишу.

    махно
    22 окт 2018 в 08:58

    Зато сейчас мы стали более лучше одеваться, везде отсутствие контроля, деньги и коррупция рулят

    Фото пользователя
    22 окт 2018 в 08:40

    А в Ванкуреве - это где?

    И пусть меня повесят, но вряд ли я испытал другое чувство, кроме крайней степени тревоги, если бы мимо меня по проходу в кабину пилотов прошествовал женский экипаж.
    Женщины сильны в других областях. Впрочем, в какой степени женщиной была Вертипрахова? Вопрос...