Образование интервью «Люблю Россию, но уеду из Красноярска»: самый одаренный ребёнок края о том, как достичь этого успеха

«Люблю Россию, но уеду из Красноярска»: самый одаренный ребёнок края о том, как достичь этого успеха

Ученица гимназии № 16 уже несколько лет занимает первое место в рейтинге одаренных детей края

Ирина Меркушева учится в гимназии № 16

Краевое министерство образование ведёт рейтинг одаренных детей Красноярья. Школьникам начисляют баллы за участие в олимпиадах, творческих и спортивных соревнованиях. Уже несколько лет пальму первенства в рейтинге держит 15-летняя ученица гимназии № 16 Ирина Меркушева. Мы решили встретиться с девушкой и узнать, каково это — быть самым одаренным ребёнком в крае.

— Как получилось, что в рейтинге ты первая?

— Есть несколько составляющих — во-первых, это вокал. Я с 5 лет занимаюсь в образцовом ансамбле современной детской песни «Звёздный дождь». Мы очень много ездим по конкурсам, нас приглашают за границу на фестивали — от этого идёт рейтинг. Потом, я отличница в школе — участвую в олимпиадах всероссийского и международного уровня, еще увлекаюсь языками — учу английский, французский, китайский и собираюсь с этим связать свою жизнь.

— Почему выбрала эти языки?

— Английский входит в школьную программу, я его давно уже учу. Китайский — это язык программирования, и в принципе китайская нация очень многочисленная. У них совершенно другое мышление, они пишут иероглифы, и мне захотелось понять, как это. Французский мне просто нравится.

— Сколько времени уходит на репетиторов?

— Много. В неделю три урока английского, два французского, два китайского. Плюс домашние задания и внеурочная подготовка — смотрю фильмы на английском, слушаю песни на французском, пытаюсь их учить, чтобы улучшить произношение.

— На вокале что поёте? Много времени занимают репетиции?

— В основном это мировые хиты — Адель, Бейонсе, Селена Гомез, также джаз, блюз, стилизованную оперу. Когда пришла в ансамбль, была самая маленькая, все уже ходили в школу, но меня очень тепло приняли. Сейчас репетиции ансамбля проходят 2 раза в неделю по 1,5–2 часа и дополнительно час сольного вокала.

— На конкурсы часто ездите?

— Мы с коллективом объездили почти всю Европу — были в Австрии, Венгрии, Греции, Италии, ездили в Крым, когда он был еще при Украине. Любимые — Париж и Прага. В Праге мы были под Новый год и эта рождественская атмосфера очень меня зацепила, а Франция — просто волшебная, туда приезжаешь, как в сказку, и хочется возвращаться вновь и вновь.

— Кто оплачивает поездки — ансамбль или родители?

— Иногда, если мы едем и занимаем хорошие места, нам оплачивают какую-то часть. Но изначально — всё сами. Родители нормально относятся к этому, я же еду не одна — вместе с ними. Каждое лето едем отдыхать и параллельно участвуем в конкурсе.

— Свободное время остаётся?

— Чуть-чуть, но мне хватает, я люблю свой сложный график. Потому что, когда я не занята ничем, просто лежу и смотрю в стену, я такое не люблю. Люблю быть занятой, летом чувствую, как я немножечко тупею, поэтом достаю свои учебники, начинаю учить, вспоминать, практиковаться, не хочется терять навык.

— Чем занимаешься в свободное время?

— Чаще провожу его дома с семьей, потому что идти куда-то гулять — это занимает время. Плюс дома я могу параллельно с какими-то семейными делами и отдыхом слушать песню, которую мне задали выучить на вокале или что-то почитать.

— А типичные подростковые виды отдыха — посидеть в соцсетях, посмотреть кино?

— Это любимое занятие. Соцсети обычно промелькивают между делами. Но в них тоже есть польза. Вместо того, чтобы смотреть бесполезные фотографии в «Инстаграме», я захожу в иностранные профили и читаю там те же мемы, только на английском.

— На золотую медаль идешь?

— Да, 8 лет быть отличницей, тяжело, плюс сестра закончила с медалью — надо быть не хуже. У нас нет конкуренции в плане образования, мы поддерживаем друг-друга. Нет такого: «Ты медалистка? А я-то лучше!». Скорее, ты медалистка, значит, и я буду такой же крутой, как ты.

Девушка занимается вокалом и учит три языка

— Как реагируешь на плохие оценки — двойки, тройки?

— Я не такой классический тип отличницы, которая всё знает и зубрит. Я знаю, где можно чуть-чуть недоучить, чтобы не было последствий. Но были случаи, когда это оказывались не мелочи и я получала плохие оценки. Класса до 6–7 это было трагедией, я ревела в подушку, а в этом году, получив как-то раз двойку по химии, всё равно вышла на 5, потому что электронный журнал и высчитывается среднее арифметическое. Просто главное в таких случаях — не опускать руки, — приходишь к учителю и просишь пересдать.

— Раньше быть отличником было зазорно из-за стереотипов в обществе. Сейчас так же?

— Важно не то, как ты учишься, а то, как себя при этом подаешь. Есть ребята, которые ставят себя выше остальных, с ними неприятно общаться, потому что они много на себя берут. Есть заядлые ботаники, которым только учиться-учиться... Я такая же, но при этом у меня остается время на подростковые интриги — не углубляюсь в учебу полностью, а успеваю быть и нормальным подростком, который устраивает скандалы и иногда плачет в подушку.

— Как у тебя отношения со спортом?

— В детстве танцевала, потом бросила, потому что пришлось выбирать между вокалом и танцами. Год-два была без физической нагрузки, немного потеряла форму, потом поняла, что надо что-то делать. И мама увлекла меня на тренировки в зале — железо, тренажёры, бассейн. Это помогает держать себя в форме. Школьной физкультуры не хватает, плюс там не всегда хочется что-то делать. Если будешь напрягаться, потом потным, голодным и уставшим нужно будет идти на другие уроки.

— В самой школе тебя выделяют из-за позиции в рейтинге или относятся так же, как к другим ученикам?

— В школе знают про это, но учителя на предметах относятся обычно. Но ко мне особое отношение в плане того, что от меня всегда много ждут — что я буду хорошо учиться, что буду всегда на высоте, успеть там, и тут, всем помочь и быть впереди.

— Тяжело соответствовать ожиданиям?

— Иногда бывает тяжело, но в принципе они ожидают от меня то, что итак будет. Они не требуют чего-то свыше моих сил. Я делаю это не потому, что кто-то меня заставляет, а потому что я такая, у меня активная жизненная позиция.

— А бывают периоды, когда всё лень и хочется просто полежать? Как справляешься?

— Бывают. В конце года обычно такое, иду вперед с дергающимся глазом (Смеется.). У всех бывают депрессии, когда хочется всё бросить, лечь поплакать в подушку, но в такие моменты я просто беру «сверхурочные» и учусь еще больше.

Очень люблю фильм «Легенда № 17» про хоккеиста Валерия Харламова. Когда была жесткая тренировка, тренер кричал: «Тебе не больно, встань и делай, ты можешь, ты не представляешь, сколько у тебя сил». Когда мне грустно, я включаю этот фильм. Вообще, мотивационные фильмы очень помогают. Многие думают, что это фигня, но когда уже нет выхода и ничего не помогает — включаешь фильм, достаешь еду, смотришь и думаешь, а прав этот мужик! Надо также делать!. Единственное, чего я не понимаю — расклеивание по дому мотивационных картинок, у меня сестра такое любит, а меня это только раздражает, люблю, когда всё выглядит гармонично, тогда и в голове порядок.

С вокальным коллективом Ирина объездила пол Европы

— Одноклассники как относятся к твоему лидерству в рейтинге?

— В классе мало кто про это знает, я не считаю нужным это говорить. Но все знают, что я активный ребенок, занимаюсь вокалом, всегда всем приду на помощь. По сути, я — обыкновенный человек, который дополнительно занимается кучей вещей. Но когда после школы все идут гулять, общаться, я иду учиться. Я иногда смотрю и поражаюсь: «Ребят… Вот ты сейчас чем будешь заниматься? — Ну, не знаю…». А у меня сегодня китайский, французский и вокал. Потом тренировка еще.

— А сама бы хотела жить, как одноклассники?

— Нет, мне нравится быть активной. Я не могу спокойно сидеть. И это спасает от современных подростковых проблем, у меня нет времени на эти драмы. Мне будет очень стыдно перед моими преподавателями, если я начну запускать предметы.

— Отношения с парнями-сверстниками не мешают учебе?

— Нет, как они могут мешать учебе. Вообще никак. Это отдельное от учебы и от занятий время. Я расставила в своей жизни приоритеты. Если отношения возникнут в Красноярске, может быть, я останусь здесь, но не хочу загадывать. Сейчас мне это абсолютно не нужно, у меня есть цель — получить хорошее образование. Может быть, во время получения высшего уже будет смысл начинать отношения, а сейчас это просто лишняя трата нервов и времени.

— Планируешь уехать из Красноярска после школы?

— Возможно. Не хочу обижать наше красноярское образование, но хочется получить самое лучшее. Скорее всего, поеду в Москву. Потому что город такой же, как я — быстрый, там постоянно движение, шум. А Питер не особо люблю — там сырость, климат мне не очень подходит, у меня начинают завиваться волосы… Питер — это совы, которые спят до обеда, а у меня всё по графику.

— На какую специальность хочешь поступать?

— Раньше мне хотелось работать в ФСБ, потом я подумала, что очень интересно изучать языки. Теперь думаю что-то среднее между языками и политологией, дипломатией. Я хочу работать на свое любимое государство, очень люблю Россию. Хочу такую работу, потому что поездила по миру и поняла, что в России лучше. Очень люблю свою страну, прямо до безумия, и поэтому хотелось бы работать на благо Отечества.

— Почему в России лучше, чем в других странах?

Больше всего девушке понравилось во Франции, но она хотела бы работать в России

— Приезжая куда-то, всегда хочется домой. Родное место. С чужими людьми всегда хочется к маме, вот тут точно так же — всегда хочется в Россию. Очень уважаю нашу политику — большинство действий, которые проводятся министерством иностранных дел, во внутренние я не особенно вникаю.

— Тебе лично нахождение на первом месте в рейтинге что-то даёт?

— Мне это даёт хороший стимул. Я там держусь достаточно много лет и думаю, вот я свалюсь и что дальше? Нет, я там должна быть. Бывает, нет сил ехать на конкурс или концерт, хочется «соскочить», но открываешь рейтинг и едешь. А потом думаешь, хорошо, что не отказалась, потому что это очень важно — не сдаваться, всегда идти только вперед.

— А материальная выгода есть от рейтинга? Дают путевки в летние лагеря?

— В лагеря — да. Но это скорее не за рейтинг, а за количество заслуг. Меня знает молодежная политика, министерство культуры, образования. Ко мне относятся хорошо, поэтому, когда подаю заявки в лагеря, мне дают путевки. Я уже три раза была в «Артеке» (лагерь для одаренных детей на Черном море. — Прим.ред.), два раза ездила одна, один раз с коллективом. Вот для чего нужен рейтинг — чтобы дальше развиваться.

— А в красноярских лагерях была? Есть разница?

— Была в «КрасЭйр» один раз. Невозможно сравнить. В «Артек» коммерческих путевок почти нет, туда все едут за какие-то заслуги, будь то спорт, творчество или учеба. Поэтому там другие люди. Красноярские лагеря не хочу обидеть, но отношусь к ним очень скептически. Мое окружение состоит из таких же творческих людей, как я, поэтому я еду в «Артек». Там все мыслят схоже. Это ребята, у которых есть жизненные цели, позиции и свое мировоззрение. Те, кто хотят внести свою лепту в этот мир, в эту жизнь, и я к таким отношу себя.

— Как считаешь, почему ты первая в рейтинге?

— За моим первым местом стоит огромная команда людей — мои преподаватели по вокалу — Ирина Гринёва и Елена Пузанова, по языкам, школьные учители и, конечно, родители. Поддержка родителей очень важна — морально и материально. На выступление надо сделать шарик, обклеить блестяшками и повезти в соседний город — без проблем. Мы надуваем шарик, полночи клеим стразы, потом едем на поезде в Канск.

Беседовала Анастасия Чешегорова
Фото и видео: Анастасия Чешегорова (1), Ирина Меркушева (2, 3, 4, 5)

Новости, мемы и горячие споры в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp,
Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства