24 февраля воскресенье
СЕЙЧАС +2°С
  • 18 февраля 2019

    Новое от редакции

    Теперь вы можете наслаждаться любимыми форматами на сайте в подборках - они стали кликабельными! 

    Если видите подпись "фоторепортаж", "история", "интервью" и другие - срочно нажимайте на это слово и читайте подобные материалы.

    6 декабря 2018

    Сообщения от редакции

    Мы добавили значок колокольчика, чтобы сообщать вам о важных изменениях на сайте. Вы найдете их здесь.

    Еще

Поделиться

Анна — главный специалист центра по работе с одаренными детьми.

Мы продолжаем цикл материалов о том, где красноярцам жить хорошо. В новой серии говорим о Владивостоке. Все за и все против от красноярцев, оставшихся жить на Дальнем Востоке и тех, кто вернулся обратно в Красноярск. 

Анна, 25 лет. Переехала во Владивосток 3 года назад

Рассказывает Анна:

Друзья шутят, что я живу не в России. Действительно, Владивосток — крайне нетипичный российский город, а остров Русский, на котором я живу сейчас, совсем из другой вселенной.

Впервые во Владивосток я приехала в 2006 году. Наверное, тогда мелькнула первая мысль и желание здесь жить, есть что-то особое в этом городе. Всегда вспоминаю удивительное ощущение, когда выходишь из поезда и видишь пред собой морской вокзал, слышишь море и понимаешь, что здесь крайняя точка Транссиба.

После этого я периодически бывала там по работе, видела, как город менялся до неузнаваемости перед саммитом АТЭС в 2012 году. Зимой 2015-го появилось предложение о работе во Всероссийском детском центре «Океан». В мае 2015 года я переехала из Красноярска во Владивосток. Для меня выбор места жизни определяется делом, проектами, которые я смогу там реализовать.

Переезд 

Переезжала довольно просто в силу того, что одна: пара чемоданов и 3 коробки Почтой России. Но за 3 года жизни здесь вещей стало очень много, с ужасом думаю, как переезжать вновь.

В Красноярске продавать ничего не пришлось, родные и близкие остались в родном регионе. Жильё во Владивостоке в 2015 году мне предоставил работодатель, что, конечно облегчило все процессы.

Цены и продукты

Регион намного дороже, чем Красноярск, во всём: продукты, жилье, транспорт. Поэтому, если соберетесь сюда, деньги стоит подкопить. Цены на жилье на уровне московских, цены на продукты в среднем выше, чем в Красноярске, на 15–20 %, бензин тоже дороже.

Например, литр АИ-92 стоит 42 рубля, литр молока в среднем — 75 рублей, говядина — 400 рублей за кг, десяток яиц — 78 рублей.

Мне здесь не хватает хороших овощей и фруктов. В Красноярске есть период, когда на полках появляются продукты местных фермеров, а ещё и есть поставщики из ближнего зарубежья. Здесь же всегда стабильный Китай и дальние страны — их овощи и фрукты кажутся просто пластмассовыми.

А вот рыба и морепродукты здесь действительно свежие и вкусные, но совсем не дешевые, как думают многие.

На полках огромное количество всего произведенного в Корее, Японии, Китае. Я с радостью перешла на корейскую косметику и бытовую химию, качество которых намного выше. Но до сих пор страдаю, что нет хороших магазинов одежды, наряды приходится покупать только в поездках.

Куда сходить в кафе 

Владивосток часто называют гастрономической столицей. Здесь и правда есть хорошие заведения, но их не так много, как в Красноярске. Все гости города считают святой обязанностью посетить ресторан Zuma, ресторан грузинской кухни «Супра», кафе «Новик» прямо на берегу моря, фермерский ресторан «Ogonёk».

Культура и досуг 

Владивосток — ворота в Азию, и это действительно так. Огромное количество туристов и работников из азиатских стран — мы для них ближайший европейский город. Благодаря расположению и влиянию соседних стран, в городе много культурных и международных проектов, что позволяет интересно проводить вечера и выходные.

Например, Приморская сцена Мариинского театра с балетным составом в солистах из Японии и Кореи, Центр современного искусства «Заря», Кинофестиваль «Меридианы Тихого», проект «Звуки Владивостока», филиалы Третьяковки и Эрмитажа, Музей имени В.К. Арсеньева.

«Климат здесь удивительный — очень влияет море» 

«Мы не гуляем в парках — здесь нет такого понятия. Мы идем к морю, на набережную, едем или плывем на острова»

Зимой во Владивостоке господствует ясная и сухая погода, мягче, чем в Красноярске. До февраля обычно снега нет (он либо тает, либо его выдувает), и новогоднее настроение у меня появляется только по прилете в Красноярск. А к концу зимы приходят сильные ветра и случаются снежные бури. Ветер здесь вообще постоянный спутник.

Весной потихоньку теплеет. Апрель и май обычно теплые и жаркие. Два последних года я в это время уже купаюсь в Японском море. Потом мы снова надеваем осенние куртки и ботинки, живем в густом тумане, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. И только с середины июля наступает жаркое и очень влажное лето (влажность 95–100%).

Осень здесь потрясающая — очень яркая, сухая, солнечная и теплая. Лучшее время — это сентябрь, но и почти до конца октября у нас очень тепло и приятно.

Конечно, нужно сказать, что частые гости во Владивостоке — тайфуны, сильный ветер, дождь и прилив. Иногда они бывают и разрушительными. Поэтому соответствующие службы всегда держат руку на пульсе.

Но зато здесь невероятной красоты и энергетики природа, дикая, своя. Мы не гуляем в парках — здесь нет такого понятия. Мы идем к морю, на набережную, едем или плывем на острова или на маяки. Это становится зависимостью, и как дальше жить без этого — становится вопросом. 

Конечно, во Владивостоке я очень скучаю по снегу и зимой, прилетая домой, радостная играю в снежки прямо в аэропорту. В остальном мне здесь очень хорошо, особенно дышится. А ещё в этом уровне влаги мои кудрявые волосы уже не имеют шансов на выпрямление. (Улыбается.)

Один из действующих маяков

Транспорт 

Транспорт Владивостока — особый раздел в рассказе о городе и не самый радужный. Во-первых, все, кто водят, удивляются особой манере вождения: резкой и агрессивной. Я, к слову, водителем не являюсь.

Общественный транспорт устроен крайне странно: невозможно никуда доехать так, чтобы близко и удобно. Всегда 2–3 пересадки. Ходят маршруты редко и, на мой взгляд, нелогично. Я езжу почти всегда на такси и трачу целое состояние на это.

Автобусы тоже азиатские преимущественно, в них нет кондукторов, оплата при выходе водителю. Стоимость — 23 рубля. И билеты тоже никто не дает, так что вероятность получить счастливый билетик совсем отсутствует. Уже около 21:30 общественный транспорт ходить перестаёт, что тоже неудобно.

Сильный отпечаток накладывает рельеф — город очень гористый, здесь можно сидеть на 9-м этаже одного дома и видеть в окно 2-й этаж соседнего. Особенно «прекрасен» этот дорожный рельеф зимой в снегопад. Это настоящая чрезвычайная ситуация, когда люди домой по 15 часов добираются. Еще важный дорожный фактор — огромное количество машин, и почти все они праворульные. 

Работа 

Я работаю со школьниками: развиваем олимпиадное движение, организуем проектную деятельность, реализуем новые образовательные программы, строим новую школу при университете. 


Университет расположен на острове Русский, который с 2012 года соединён с городом двумя мостами — «Золотым» и «Русским», поэтому в город мы добираемся буквально за 20–30 минут. Это раньше сообщение с островом было только паромное.

У нас огромный кампус со всем необходимым для эффективного для обучения, работы и жизни: спортивные комплексы, лаборатории, библиотека, банки, почта, кафе, магазины, аптеки, медицинский центр. Свой внутрикампусный маршрут автобуса (бесплатный). Все это с видом на море. Здесь же, на территории кампуса, я сейчас и живу.

Фото кампусов ДВФУ

Конечно, сейчас уже понимаю, погружаясь в региональную специфику, что Дальний Восток — регион, которому уделяется много внимания со стороны государства, много инвестиций, в том числе и негосударственных, программ развития. 


Сформулировала для себя четкое объяснение того, почему люди уезжают, например в Москву или Питер. Там все системы для жизни и реализации есть, а ты просто встраиваешься. Другая история с Дальним Востоком — есть ресурсы и потребность, но системы нужно строить, это другая ответственность, другие силы и время. И тут для себя каждый выбирает сам.

Я остаюсь здесь только лишь потому, что здесь моя команда и интересные проекты. Сейчас мы занимаемся организацией Молодежной площадки IV Восточного экономического форума. Что будет дальше и где буду я — покажет время.

Ирина, 28 лет, PR-специалист. Жила во Владивостоке 2 года, но вернулась в Красноярск

Ирина переехала из Красноярска к молодому человеку, который проходил там службу

Рассказывает Ирина:

В Красноярске я жила с родителями. Работала в молодёжной политике Красноярского края, на хорошей должности. В 2016 году влюбилась в парня и улетела к нему во Владивосток. Он военный и там служил. Бросила всё и уехала туда. В моём случае любовь — главный толчок и причина переезда. Раньше я и предположить не могла, что жизнь меня занесёт на Дальний Восток. (Улыбается.)

Работа

Во Владивостоке мы снимали однокомнатную квартиру на окраине города, в спальном районе.

На работу ездили на автобусе, ехать нам было недалеко — минут 20–40 с учётом пробок. Молодой человек служил. А вот я сначала 4 месяца работу не могла найти. Не потому, что там её нет. Просто я привередливая, ценила себя и свой труд.

Было изначально 2 варианта по работе: в пресс-службе ДВФУ и в региональном информагентстве. Оба варианта казались мне успешными и престижными.

Прошла собеседования, везде приняли. Но в случае с ДВФУ нужно было либо жить на территории кампуса, чего мне не хотелось, либо добираться до работы 2–2,5 часа, так как университет отдалён от города. В итоге я отказалась.

В информагентстве в плане места было комфортнее: офис в центре, большой и, что важно для меня, дружный коллектив. Но. Испытательный срок — 3 месяца, не оплачиваемый, плюс дежурства по субботам. Мотивация только в виде опыта в журналистике, публикаций и возможности всегда быть на крупных мероприятиях меня не привлекла. Мне нужен был заработок, хоть и небольшой.

Во Владивостоке в принципе в работе очень распространено нанимать людей с испытательным сроком 2–3 месяца, не трудоустраивать и не гарантировать в дальнейшем ничего. Не важно, пойдёшь ты в сферу PR, журналистики, администратором в кафе или ещё кем. Практически везде цель — не платить людям лишние деньги.

Я была, мягко говоря, в шоке от такого подхода, а время шло. Решила податься, как говорится, хоть куда-нибудь. Подумала уйти в продажи — там можно и развиваться, и зарабатывать.

Попала в компанию с 20-летней историй — в сеть салонов мужской одежды премиум-класса. Пошла на должность продавца-стилиста, а мне предложили должность пиарщика. Неожиданно, но очень приятно было. Там и осталась работать. Зарплата сначала была 15 тысяч в месяц. Но в течение работы за полгода стала больше 40. Мне повезло с директором, которая ценит труд своих сотрудников.

Жильё и цены

По сравнению с Красноярском во Владивостоке всё дорого. Мы снимали однокомнатную, почти а-ля «бабушкин вариант». Уютная, конечно, скромная, но вся укомплектованная. За неё просили 20 тысяч рублей в месяц плюс свет, вода и домофон. По итогу выходило 22–23 тысячи. И надо понимать, что это один из скромных вариантов по квартирам.

Зарплаты во Владивостоке, к слову, тоже маленькие на фоне цен на всё. Средняя зарплата — 22–25 тысяч. У военных зарплаты, конечно, разные и зависят от должности. Но опять же редко встретишь там суммы 60–100 тысяч рублей, как многие почему-то думают.

А вот продукты в 3–4 раза дороже красноярских. Например, банку сметаны «Семёнишна» дешевле 100 рублей не найдёшь. Десяток яиц стоил 92 рубля. Овощи — 98% из Китая. Они невкусные и тоже дорогие. Фрукты тоже из Китая. Местного почти ничего нет.

Что касается услуг — кто хочет экономить, обращаются к китайцам. В салонах красоты у китайцев всё за копейки — любая стрижка 300 рублей, маникюр — 500 рублей. В обычном салоне Владивостока стрижка женская, к примеру, от 1000 рублей и выше. Маникюр — от 1500 за классику и выше.

Минус Владивостока лично для меня — климат и инфраструктура

Влажность здесь сумасшедшая. Январь — месяц ветров. Во Владивостоке крайне редко выпадает снег, но если и выпадает, то как в Норильске — хоть тоннели копай (улыбается). В –19 холодно, как в наши сибирские –40. Опять же из-за ветра.

«В –19 во Владивостоке холодно как в наши сибирские –40»

Лето во Владивостоке «сдвинутое». Тепло в июле, августе, в сентябре и порой в октябре ещё в футболках ходят. А вот июнь очень холодный, часто одеваются в это время в ветровки или кожанки.

Постоянные лужи, дожди, хотя при этом город невероятно солнечный. В Питере, например, тоже дожди чаще всего, но там пасмурно, а Владик крайне солнечный город, несмотря на ливни.

Инфраструктура. В Красноярске миллион классных кафе, заведений, развлечений, торговых центров. Во Владивостоке с этим беда. Я долго не могла понять, чем же можно заняться и куда сходить. Крайне мало интересных кафе, мало концертов и каких-то культурных мероприятий. Вообще для молодежи, такое ощущение, что ничего не проводят.

Владивосток красив для туризма, но жить там я бы не советовала. Есть города лучше. Несмотря на то что во Владивостоке море, в самом городе купаться и загорать запрещено.

Природа в Приморье, конечно, невероятна, но и Красноярский край богат на красивые места

Для меня Красноярск лучше Владивостока потому, что это город-миллионник — и это действительно важно. Тут больше перспектив для развития, больше конкуренции во всем, тем интереснее работать. В Красноярске специалисты намного лучше во всех сферах. И здесь больше мест для отдыха. Мне нравятся большие города, Владивосток для меня был тесным.

Вернулись в Красноярск в этом году, когда у молодого человека закончился контракт. Он ушёл в другую сферу работать, я осталась в своей компании и продолжаю работать удалённо. Выросла по карьерной лестнице. И в этом году открываю здесь филиал магазина. В Красноярске есть родные, друзья и огромное количество связей, чего во Владивостоке мне очень не хватало.

Наталия Ермакова
Фото: героев публикации

Новости, мемы и горячие споры в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)

Комментировать