Образование интервью Как укротить истерику и что делать, если сын играет в куклы: 18 простых вопросов воспитателю года

Как укротить истерику и что делать, если сын играет в куклы: 18 простых вопросов воспитателю года

Мы задали самые животрепещущие вопросы о детском воспитании лучшему воспитателю Красноярска

Дарина Деркач стала лучшим воспитателем в Красноярске в 2018 году

На прошлой неделе в Красноярске выбрали «Воспитателя года — 2018», ей стала Дарина Деркач. Мы встретились с педагогом и задали ей каверзные вопросы о воспитании детей, которые вызывают самые горячие споры у родителей.

Дарине Деркач — 32 года, она воспитатель детского сада № 91. Мечтала стать воспитателем с детства, по примеру мамы. По образованию девушка — психолог, пришла в детсад, чтобы работать по специальности, но осталась в должности воспитателя. Также Дарина — мама, воспитывает двоих детей, сыну 9 лет, дочке 3 года.

— Как вести себя родителю, если ребёнок устраивает истерики?

— Если раньше такого не случалось, нужно дождаться конца и выяснить причину. Потому что во время истерики мы ничего у ребёнка не добьемся.

А если ребёнок постоянно закатывает истерики, значит, у него такой стиль поведения — это нужно пресекать. Не бить ребенка, не унижать, но показать, что ты — родитель и ты — старше.

— Как ходить с ребёнком в магазин, чтобы он не брал все подряд?

— Отвечу не как педагог, а как мама. Когда у меня сыну исполнилось 3 года, я поняла, что мы вполне можем ходить по магазину своими ногами. Перед каждым магазином просто садилась на корточки и объясняла: «Сына, я всё купить тебе не смогу, если ты хочешь что-то, говори сейчас». Он говорит: «Я хочу шоколадку». «Тогда мы сейчас берём шоколадку, и ты больше ничего не просишь». И он больше ничего не просил.

— А если договорились купить одно, а просит другое и начинаются слезы?

— Для нас бы поход в магазин на этом закончился: «Ты не оправдал моё доверие, прости, но сегодня мы ничего покупать не будем». В следующий раз, значит, мы придём и договоримся заранее. Здесь важно показать свой авторитет, потому что если мы будем потакать детским истерикам, мы будем провоцировать новые и новые истерики каждый раз. Конечно, родителю удобнее купить ребенку то, что он хочет, лишь бы помолчал. Но пару-тройку раз мы покажем ребёнку, что не будем поддаваться на его провокации, и это поведение исчезнет.

— Как приучить ребенка есть то, что он не любит, — кашу, суп, капусту?

— Мне тут вспоминаются дедовские методы — если ты не будешь есть это, ты не будешь есть ничего. У меня сын 3 дня сидел голодным, как бы это ни звучало прискорбно. Он категорически заявлял: «Я не буду есть гречневую кашу», на третий день пришел есть гречку. Я не знаю, правильно это или нет. Но, потакая капризам ребенка, мы поощряем такое поведение. У нас есть дети в детсаду, которые очень плохо кушают. И мама приходит с утра: «Вот это, вот это мой ребёнок не ест, ему даже это не давайте». Родители идут на поводу у ребёнка и сами его провоцируют. А ребёнок это даже никогда не пробовал — ему просто по виду не понравилось.

— А если задабривать ребенка, съешь суп — получишь конфетку?

— Это работает, но работает временно. Потом ребёнок перестаёт есть совсем, если ему что-то не дашь за это. И это тоже неправильно, потому что поощрять нужно положительное поведение, а так мы поощряем то, что он и так должен делать. Но для кого-то это единственный способ накормить ребенка.

— Нужно ли «фильтровать» мультфильмы для детей — показывать только советские мультики и избегать современных?

— Я считаю, можно смотреть любые мультфильмы, но важно, чтобы при этом присутствовал взрослый. Одно время я считала, что ребенок должен смотреть только добрые советские мультики, но потом поняла, что в современном мире он всё равно все посмотрит.

Мой сын в 3 года у бабушки с дедушкой насмотрелся мультиков про мстителей, он пришел домой и сказал: «Мама, я стану Халком и всех убью». И это для меня был первый звоночек — ребёнок должен смотреть такие мультфильмы с пояснением взрослого. Я говорю: «Сына, разве Халк всех убивает? Задача супергероя — не убивать плохих, а защищать хороших любой ценой». После этого он начал смотреть на эти мультфильмы совершенно другими глазами. Или возьмем популярный мультфильм «Маша и Медведь». Я не считаю его плохим, несмотря на то что Маша ведет себя как избалованный гиперактивный ребенок. Просто рядом должен находиться взрослый, который пояснит, где плохо, а где хорошо. Потому что сам ребенок может сделать неправильные выводы или не сделать выводов вообще, тогда это будет впустую потраченное время.

Дарина проработала в детском саду 8 лет

— С какого возраста детям можно смотреть ужастики?

— На личном опыте могу сказать: фильм «Оно» 1992 года — нам его папа показал в детстве, мне и моей сестре. Теперь мы обе страдаем клоунофобией, я жутко боюсь клоунов и даже в цирке не могу спокойно находиться. Если к нам в садик приезжают клоуны, я всегда встаю в задний ряд.

Поэтому я бы не советовала показывать такие фильмы раньше 14–15 лет, а может, даже и в подростковом возрасте не стоит. Но они же всё равно посмотрят так или иначе.

— Можно ли давать детям гаджеты?

— Без гаджетов ребёнок не впишется в современное общество, и в то же время, если он будет постоянно в гаджетах, он не разовьется как личность. Поэтому здесь взрослый должен показать, как этим действовать, чтобы развиваться, а не деградировать.

Некоторые родители не видят меры: в машине из детсада едут — играют в телефон, приезжают домой — играют в телефон, перед сном еще чуть-чуть поиграли в телефон, а потом ребенок расторможенный, не может успокоиться. Нарушается восприятие игры — он уже не может играть самостоятельно, нужно, чтобы его что-то развлекало: другой ребенок, гаджет, родитель. Если он остается один, для него это будет хуже всего на свете. Да, действительно, гаджеты нужны, но если вдруг окажется, что у тебя не будет гаджета, ты можешь палочкой поковырять землю и тебе будет весело.

— Сколько времени можно выделить дошкольнику на гаджеты?

— Раньше 5 лет давать ребенку гаджеты нежелательно совсем, а после 5 — полчаса-час в день, не больше.

— Во сколько лет можно «отпускать» ребенка в интернет, и нужно ли за этим следить?

— Можно выходить в интернет с 5–6 лет. Интернет — это очень полезная вещь, но когда ребёнок дорвался до информации, ему нужно всё и сразу, и начинается… По этим рекламным ссылкам можно уйти далеко и надолго, и увидеть совсем не то, что ребёнку положено. Это страшно, какую информацию они приносят иногда в детский сад, особенно YouTube показывает им вещи полезные и не очень. Поэтому в интернет можно выходить в дошкольном возрасте только под руководством взрослого. Младшие школьники и школьники уже могут выходить в интернет самостоятельно, но все равно родительский контроль должен стоят на компьютере.

— Существует японская система воспитания, когда до 3 лет детям разрешают всё. Как вы её оцениваете?

— У японцев очень жесткая система: до 3 лет ребенок — царь, после 3 — слуга, 10–12 лет — друг. У них все чётко, 3 года исполнилось, всё — пошел делать работу по дому. Они очень резко переключаются. Когда эта японская система пришла в наш обиход в конце 90-х — начале 2000-х, мы услышали, что ребёнок царь, и всё. Переключиться мы не можем, мы уже привыкли любить и потакать во всём. Это наш русский менталитет, у нас очень широкая душа, мы не умеем останавливаться вовремя. Поэтому нет, к сожалению, у нас эта система не работает. Если мы решили, что ребёнок — царь, у нас он останется царем до 50 лет. Поэтому у нас сейчас действует «царская система» — ребенка надо воспитывать, пока он помещается поперёк лавки.

— Сейчас в обществе набирает популярность детоцентризм, когда мама считает, что её ребенок главный и ему все должны…

— Это беда современного общества, я сталкивалась по работе с такими детьми и с такими родителями. Есть хорошая фраза: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Так же и здесь.

По поводу уступания места в автобусе — я считаю, что с ребенком до 3 лет уступать место нужно, потому что ребёнку очень тяжело стоять, он не может держаться. Но с 3 лет ребенок вполне самостоятельный, может держаться сам, тем более если это мальчик. А потом мы возмущаемся, почему у нас мужчины не уступают нам место? Потому что вы сами требовали, чтобы вашему 15-летнему мальчику уступили место в автобусе. Я сталкивалась с такими ситуациями, когда заходит здоровый мальчик выше мамы, и мама просит уступить деточке место. Да какая же это деточка? Это уже мужчина! Мой ребенок, например, стоит, и я не считаю это зазорным. Если освободится место, то скорее сядет мама, чем он. Это вопрос воспитания.

— Физические наказания допустимы?

— Это каверзный вопрос. Вообще нет, физические наказания недопустимы, потому что взрослый сильнее. Это то же самое, что бить животное, которое не может тебе ответить. Бить слабого — это трусость. Когда взрослый использует физические наказание, он показывает свою несостоятельность как родителя. Можно поставить в угол либо сказать: «Сядь на стульчик, отдохни, посиди, подумай». Особенно это полезно в момент истерики.

Как не кричать на детей, когда они доводят тебя до белого каления?

— Надо не стесняться своих чувств, мы тоже люди, и ребенок не должен видеть механическую маму с постоянной улыбкой. Он должен понимать, что мама — это живой человек, и что у нее тоже могут быть проблемы. Об этом нужно говорить. И если мы наорали на ребенка, нужно успокоиться и объяснить: «Понимаешь, у меня сегодня такая ситуация, так и так». Нужно научиться доверять ребенку, а мы чаще всего думаем, что они маленькие и ничего не понимают.

— Как ребёнку позволено выражать негативные эмоции — топнуть ножкой, кинуть подушку, ударить родителя?

— Эту грань задают сами родители. Я часто вижу, что ребёнок в ярости может стукнуть бабушку или маму. Нужно сразу устанавливать границы, что живого человека и животных мы не бьем. Но при этом важно, чтобы у ребенка был выход отрицательных эмоций. Например, если у мальчика часто бывают агрессивные порывы, можно записать его на борьбу или на рукопашный бой. Девочек можно отдать на энергичные танцы — хип-хоп, румбу, гимнастику. Для совсем маленьких — завести дома «стену ярости», которую можно подойти и стукнуть. Еще можно рвать ткань с рычанием — это очень помогает. Страшно смешно смотрится со стороны, но помогает справиться с бурей внутри и взрослому, и ребенку.

— Может ли мальчик играть с куклами, а девочка с машинками?

— Это нормально, абсолютно нормально. Нигде не написано, с чем должен играть ребёнок. Опять же принято, что младенцев мальчиков одевают в голубой цвет, а девочек в розовый. Не дай боже перепутать цвета, и все будут считать, что это ребенок другого пола! От этих стереотипов нужно уходить, я считаю. Многие девочки, у которых есть старшие братья, играют в машинки просто потому, что у них дома нет кукол и куча игрушек от братьев. А мальчики… Мы все время ждем от мужчины, что он будет нам помогать с детьми. И в то же время мы их в детстве всё время давим — не играй с куклами, не играй с куклами… А как он нам должен помогать с детьми, если он даже не знает, с какой стороны к этому подойти? Мальчик играл в машинки, он и любит машинки, чего вы от него хотите? Если мальчик хочет играть в куклы — замечательно! Он будет прекрасным папой, это не значит, что он будет нетрадиционной ориентации, глупо так считать.

— Как приучить пап уделять больше времени детям?

— Если ребенок — это глина, его еще можно «подлепить», то взрослого человека перестроить крайне сложно. Если папа уже не проявляет участия в жизни ребенка, то он вряд ли начнёт самостоятельно менять свою жизнь. Поэтому, как только ребёнок родился, мы сразу приобщаем папу либо не приобщаем его совсем и всю жизнь его не дёргаем. Тут многое зависит от женщины. Если мама говорит: «Ой не трогай, я сама», потом это «я сама» выливается в такие последствия. Не нужно отказываться от помощи никогда.

Дарина Деркач будет представлять край на краевом конкурсе воспитателей

— На мой взгляд, это рано, я не знаю, куда спешит современный мир. 7 лет — это оптимальный возраст. Если мы отдаем ребёнка раньше, он может быть психологически не готов к этому. Природой не заложено обучение до 7-летнего возраста, ребёнку сложно сконцентрироваться. Не надо забирать у детей детство.

— Надо ли приучать детей читать и как? Сейчас дети в основном смотрят видео.

— Обязательно ребёнок должен читать, потому что все основы грамотности даются через чтение. Каких-то детей надо заставлять, сегодня одну страничку, завтра одну, послезавтра... Каких-то заинтересовать — «Ты смотришь мультик, а я знаю книгу про это, там написано гораздо больше, там такие подробности!».

Вообще это большая беда современности — не то, что не читают дети, а то, что не читают родители и не прививают эту культуру. Ребёнок не начнёт читать сам по себе. Папа будет сидеть в телефоне, а я должен сидеть читать скучную книгу без картинок? Если дома постоянно перед глазами читающие родители, то и ребёнок так или иначе придет к книге.

— Когда ребенок приходит в 1-й класс, он должен уметь читать, писать, считать? Или его этому научат?

— Все зависит от школы. Когда я привела сына в 1-й класс, мне сказали, что ребёнок должен читать. Если он не читает — отдавайте его в кружки, секции, учите, потому что мы здесь его учить не будем, он должен быть уже читающим. Но в детском саду на выходе мы не готовим ребёнка к школе, не учим его читать, этого нет в программе. Системе образования не хватает преемственности. Получается, в эти 3 месяца между детсадом и школой он должен где-то научиться читать. Поэтому лучше всего заранее уточнить в школе этот момент и начать готовиться.

— Нужно ли брать кота/собаку, если ребёнок просит?

— Чувство ответственности у ребенка полностью формируется только к 18 годам. Если родители готовы ухаживать за этим животным и показывать ребенку, как это нужно делать, то можно брать. Потом какую-то часть ответственности можно переложить на самого ребёнка. Но брать животное для развлечения, когда ребёнок просто хочет поиграться, нельзя. Потом такие животные оказываются на улице — ребёнок наигрался, и игрушечку выкинули.

— Если у ребенка появляется воображаемый друг — это нормально?

— Это нормально. Это говорит о некоторых особенностях ребёнка, но это ни в коей мере не говорит о какой-то его «чокнутости». Возможно, у ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками, он не может найти себе друга в реальности. Но чаще воображаемые друзья исчезают до 8–9 лет. Примите этого друга, поговорите с ним, главное, чтобы это не переходило грани разумного. Пока он никому не мешает, пусть он будет. Главное, чтобы ребёнку было хорошо.

Анастасия Станишевская
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства