NGS24
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Красноярске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

1 м/c,

ю-в.

737мм 90%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,37
EUR 99,53
Город Культура фоторепортаж «Всё, как 80 лет назад»: показываем тайное закулисье театра кукол и героев спектаклей для взрослых (фоторепортаж)

«Всё, как 80 лет назад»: показываем тайное закулисье театра кукол и героев спектаклей для взрослых (фоторепортаж)

Накануне Дня кукольника НГС.НОВОСТИ приехали в театр кукол и посмотрели, как делаются куклы и готовятся спектакли

21 марта во всем мире с 2003 года отмечается День кукольника или День кукольного театра.

Красноярский театр кукол был построен гораздо раньше — свой первый театральный сезон он открыл 18 октября 1938 года спектаклем «Три медведя». Сейчас театр постоянно выезжает на гастроли в города Красноярского края, России и даже за рубеж, побеждает в театральных фестивалях и почти каждый день представляет спектакли своим зрителям. Мало кто знает о том, как творятся спектакли в театре кукол — это большой и трудоемкий процесс, в каждом спектакле задействованы десятки людей.

Накануне праздника мы побывали в Красноярском театре кукол, заглянули в подсобные помещения и мастерские, чтобы узнать, сколько этапов нужно пройти спектаклю, чтобы наконец предстать на сцене и узнать, какая главная проблема красноярского зрителя.

Куклы хранятся либо в специальном ангаре, либо прямо в театре

Если отбросить все банальности о том, что театр начинается с вешалки, можно с уверенностью заявить, что Красноярский театр кукол начинается с пары небольших помещений на цокольном этаже, где умелые мастера и мастерицы изготавливают куклы.

Этот мишка живет в театре уже много лет и ему постоянно требуется ремонт
Несмотря на кажущийся творческий беспорядок, в мастерских всё очень даже упорядочено

Как рассказывает заведующая художественной мастерской Ирина Ульянова, сейчас идёт работа сразу над двумя спектаклями. Один из них — это «Концерт», который будет поставлен к юбилею театра осенью, а второй — по сказкам Александра Пушкина, и завершить работу над ним нужно уже вскоре.

Работы много: необходимо изготовить 200 камней из пенопласта и войлока, огромную разборную конструкцию из дерева, марли и металла и, конечно, кукол. А также специальную дверь, скамейку и многое другое. Ставит спектакль режиссер из Петербурга, над его оформлением работает художник — тоже из Петербурга, а с мастерами они связываются по скайпу, также дают все указания. В Красноярск для первой репетиции они приедут уже 28 марта, поэтому весь объем работ нужно завершить к этому числу.

Таких камней нужно сделать не меньше 200...
...и их изготовлением занимаются все работники мастерской

«Художник всё время что-то меняет или придумывает. Сначала по его задумке дверь была с изображением дерева, но, может, она в итоге будет просто синей. Нам еще нужно сделать жемчужину диаметром в 12 см и раковину — заготовка для неё уже готова. Что-то будем делать сами, а что-то — заказывать», — рассказывает Ирина Ульянова.

Ирина работает в театре уже 30 лет и рассказывает, что за это время все сильно поменялось. Меняются спектакли, актеры выходят на первый план, а куклы по своей механике становятся проще. Меняются и принципы изготовления: сейчас в моде крафт, натуральные материалы (дерево, кора, шерсть, холстина), зачастую — даже необработанные. Само производство стало менее вредным: масляные краски и анилин преимущественно заменились на акриловые, в помещении больше не пахнет скипидаром, а работники больше не получают молоко за вредность. Раньше Ирина регулярно ездила на молочную кухню, но от астмы это, к сожалению, её не спасло.

«У нас почти все закончили Красноярское Суриковское училище, раньше, кстати, там специально готовили кукольников, но когда я училась, это отделение уже закрывалось. Я сама училась на театральном, многие другие тоже либо там, либо на художественном. Но основной опыт, конечно, мы получали уже на практике», — делится Ирина.

Татьяна Михайловна — мастер со стажем. Она много лет работала кукольником в театре, ушла на пенсию, но соскучилась по работе и вернулась. Эта хрупкая немолодая женщина сегодня спаивает элементы каркаса: работа эта деликатная, делать нужно всё аккуратно, чтобы спайки не были слишком большими, но при этом достаточно прочными.

В самом большом помещении мастерской изготавливают самые масштабные куклы для спектаклей
Татьяна Михайловна уже давно на пенсии, но после небольшого отдыха вернулась в театр, так как соскучилась по работе
Приходится вдыхать вредные пары, поэтому защитная маска — обязательна
Часто приходится паять — к спектаклю по сказкам Пушкина необходимо сделать несколько таких каркасов

Портниха Ольга — единственный человек в мастерских, который шьет. Пошивочный цех маленький и двум работникам там просто не развернуться. Причем костюмы шить приходится и для актеров, и для кукол. Работы много, часто приходится задерживаться, но, несмотря на это, работу свою Ольга любит и делает с удовольствием, а самое главное — качественно и хорошо.

Пока мастера и мастерицы изготавливают куклы, организацией постановки спектакля занимается заведующий постановочной частью Иван Дыбаль. Сейчас он тоже находится в процессе разработки спектакля по сказкам Пушкина, в частности, обсуждает организационные моменты с художником.

Иван постоянно на связи с художником. Кстати, из того каркаса, что на фото выше паяет Татьяна Михайловна, должна получиться такая кукла. И их будет несколько

«Художник с режиссером только ищут какие-то моменты, а мы начинаем только то, что точно утверждено. Вот дверь: сейчас она такая, неделю назад она была совсем другой. Или вот — бочка. Художник хотел бы, чтобы бочка была такой, а потом артисты снимали с неё кольца и она становилась как цветок. Но мы объяснили, что так сделать невозможно, и сейчас художник думает, как изменить бочку. Вот такой живой процесс», — поясняет Иван.

Вместе с ним мы покидаем мастерскую и поднимаемся на первый этаж, где работа идет уже над тем спектаклем, который будет поставлен сегодня — это спектакль «Рождество» по одноименному произведению Иосифа Бродского. Монтировщик уже собирает сцену и декорации.

Зал в ожидании своих зрителей
К выступлению всё должно быть идеально

«Эта конструкция представляет три яруса. Первый — это звезды, нижний мир — темный, он окутан колючей проволокой, там живет Ирод, а в самом низу живет смерть. По задумке художника и режиссера это показывает круговорот жизни. Актеры, кстати, будут находиться внутри этого круга.

Куклы висят в помещениях за сценой...
...или в мастерских у сотрудников театра...
...или ждут пока их починят. 

Куклы к спектаклю пока не готовы — ими занимается реквизитор, который придет к репетиции и подготовит главных героев к выступлению. К сегодняшнему показу — они лежат в подсобке театра, но большая часть находится в специальном гараже-ангаре, который, по словам работников театра, находится «далеко». Хранить все куклы в театре невозможно: помещения маленькие, а в последнее время пошла мода на спектакли с большими декорациями. Это работники театра считают главной проблемой. Перед спектаклями за реквизитом приходится ездить своим ходом.

Реквизит к спектаклю «Теремок» обычно не покидает стен театра...
....как и утята из «Гадкого утенка»
«Гробы» или ящики для реквизита

«Здесь мы храним декорации, которые идут в ближайшие две недели. Но есть спектакли, которые всегда живут здесь — «Гадкий утенок» или «Теремок». Они очень габаритные, идут 2 раза в месяц, но возить их туда-сюда нерационально. Тут же лежат куклы от недавних премьер, например, "Колыбельная для мышонка", пока он живет здесь», — рассказывает Иван, показывая помещение, заставленное ящиками, шкафами и, собственно, куклами.

Сашенька играет в постановке «Мелкий бес»

«Это Сашенька, и он тоже хранится в гробу — это его персональный ящик, где лежит, но пока мы его оставили стоять так. Он из спектакля для взрослых "Мелкий бес". Раскрою секрет его создания: мы купили манекен, сняли голову, наш бутафор отлепил голову, ее облепили папье-маше и прикрепили к туловищу. Манекен и голову покрасили, одежду покупали человеческую", — продолжает Иван.

Одна из самых больших кукол к спектаклю Фонвизина «Недоросль»

Некоторые куклы настолько большие и тяжелые, что их приходится помещать на специальную тележку и катать по сцене, некоторыми куклами управляет сразу несколько артистов.

Куклы очень разные, но зачастую одной управляет сразу несколько актеров. Например этой — точно

Начинается репетиция. Первыми приходит исполняющий обязанности главного режиссера Борис Смелянец. Монтаж сцены продолжается, художник по свету настраивает прожекторы. До спектакля остается несколько часов, поэтому работа в театре буквально кипит.

Правильный свет — чрезвычайно важная составляющая спектакля

Борис работает с куклами 25 лет. В Красноярск он приехал из Москвы, до этого работал в Ярославле, в театре «Огниво» в Подмосковье, потом — в программе «Куклы» на НТВ, также в «Звездной семейке» и со своими номерами с куклами в программе Сергея Пенкина, в «Улице Сезам», «Спокойной ночи малыши». Последние два года — в Красноярске.

За время его работы с куклами Борис рассказывает, что в целом сильнее всего поменялись сроки: раньше спектакль ставился полгода, сейчас на постановку дается от 10 дней до двух месяцев. Но не более того, потому что нужно, чтобы репертуар постоянно обновлялся.

«Сейчас у нас 4 спектакля для взрослых, но для меня это деление спектаклей на детские и взрослые довольно больная тема. Мамы плачут на детских спектаклях, мужчины вытирают скупую слезу, а на спектакле "Собака Пес" я сам постоянно сижу с мокрыми глазами. Все зависит от того, насколько вы погружаетесь в спектакль. Бывает, что мамы так погружаются, что даже не замечают, куда там отошел их ребенок. Просто не принято любить театр кукол, хотя сейчас во всех видах театра и даже кино используются элементы кукольного театра», — делится Борис.

Есть, конечно, принципиально взрослые спектакли, куда детей точно не пустят — стоит возрастной ценз «18+». Но проблема в том, по словам режиссера, что взрослые люди не готовятся к спектаклю и не знакомятся с тем, что будут смотреть, воспринимая театр просто как развлечение.

«Если вы не читали Достоевского никогда, не стоит начинать свое знакомство со спектакля по романам Достоевского. То же самое касается Хармса — очень сложный человек, у него самого сложное отношение с классиками. Но это отношение — одно из главных в спектакле, а многие удивляются, почему мы издеваемся над Пушкиным и Гоголем. Но мы не издеваемся, а просто передаем видение Хармса. В последнее время у людей нет привычки работать головой», — сетует Борис.

Тем не менее, по его словам, взрослые спектакли пользуются большим успехом у зрителей.

В преддверии репетиции артисты сидят за сценой, пьют чай, перекусывают, даже играют на гитаре и повторяют текст. Между собой перебрасываются шутками и готовятся к спектаклям на следующей неделе, составляя расписание. На столике перед сценой уже лежат готовые к спектаклю «Рождество» куклы.

К репетиции тоже нужно готовиться 
Артисты распеваются на сцене и внимательно слушают, что говорит им педагог по вокалу

В этом спектакле актерам придется петь, поэтому перед основным прогоном спектакля артисты репетируют сцены с песнями. Педагог по вокалу Екатерина работает в Театре Пушкина, но помогает и артистам театра кукол: ругает их за неправильно выбранную тональность, корректирует манеру пения, по-учительски их журит: «Это радостно, а надо еще радостнее, чем радостно!»

Все игрушки сделаны вручную и это восхищает
Финальный прогон обязательно с куклами

Когда она уходит, артисты в последний раз перед выступлением репетируют спектакль, теперь уже с куклами. Совсем скоро двери театра откроются для зрителей всех возрастов и они увидят на сцене историю про Иосифа, Марию и царя Ирода. А пока на короткое время в театре воцаряется тишина.

Театр открыл двери и уже ждет своих маленьких посетителей и их родителей
Александра Симутина
Фото: Артём Ленц 

Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства