Криминал Происшествия истории Домашнее насилие в Красноярске: мать с ребёнком убежала от мужа с ножом и показала, где искать выход

Домашнее насилие в Красноярске: мать с ребёнком убежала от мужа с ножом и показала, где искать выход

Декриминализация домашнего насилия в Россию вступила в силу год назад

На прошлой неделе мы рассказали историю матери, которая в страхе перед мужем-тираном в одном халате выбежала из дома, забрав своих троих детей. Сейчас женщина находится в социальном фонде «Дом матери», где приходит в себя и решает, как ей жить дальше. Таких историй масса, но далеко не все женщины готовы открыто рассказать о том, почему они готовы терпеть унижения и боль.

Мы нашли героиню, которая также была вынуждена сбежать от мужа, спасая себя и ребёнка.

Сейчас Юлии 32 года (имена супругов изменены по просьбе героини). Со своим первым мужем она не живёт уже 6 лет: «Когда познакомились, он был совершенно другим человеком. Но потом почувствовал себя королём»

Девушка рассказывает свою историю, не раскрывая лица

Юлю с маленьким братом привезли в Красноярск из Ташкента, когда ей было 9. На глазах Юли в детстве её мать часто избивал отчим, но та терпела и прощала, из-за этого побои и скандалы дома повторялись снова. В итоге мать начала пить.

После школы девушка уехала от матери и сняла комнату в «Северном». Нужно было как-то обеспечивать себя и поднимать на ноги брата, поэтому приходилось много работать. Днём она работала барменом в забегаловке на Воронова, в выходные — продавцом на Колхозном рынке. Чтобы оставили жить в комнате, приходилось мыть полы. Мыла Юля по ночам, чтобы было «не так стыдно».

С первым мужем она познакомилась в 22 года. «Вышла на улицу в павильон. Там ребята стояли, пили пиво. Я худенькая, в шортиках… Начали ко мне приставать. А неподалеку стоял Витя (имя изменено) с другом. Он за меня заступился. Оказалось, что мы жили в соседних домах. Так и познакомились, пообщались. Провстречались полгода, и он меня забрал к себе. Жили с его мамой в 3-комнатной квартире. В гражданском браке прожили год», — рассказывает Юля историю своих отношений.

В итоге молодые люди решили пожениться. Через неделю после подачи заявления в ЗАГС девушка узнала, что беременна. Муж был очень рад, потому что мечтал о сыне: «На первом УЗИ я впервые видела, как он заплакал от счастья».

Тёплое и любящее отношение мужа к ней поменялось на последних месяцах беременности. «Он начал меня оскорблять: «Ты толстая, ты уродина. Да кому ты нужна». Он меня морально унижал. Познакомился с друзьями с работы и начал пить. А я этого всего ещё в детстве насмотрелась».

Первый раз Юлю муж ударил по лицу спустя 2 месяца после рождения сына: в ссоре на почве очередной его пьянки он влепил Юле пощёчину с такой силой, что он отлетела и ударилась головой об стену. «Он тут же изменился в лице, подбежал. Начал на коленях просить прощения. Говорил, что больше так не будет…И я простила»

Но когда сыну было полгода, история повторилась. В тот вечер ребёнок плакал из-за того, что у него резались зубки. Придя навеселе с корпоратива, уставший отец начал орать с матом: «Закрой ему рот… Мне надо выспаться… Я в отличие от тебя работаю… Иначе я его сам заткну». Юля взяла сына на руки.

Тусклый свет горел только в коридоре, но мать увидела, что в руке мужа что-то блеснуло.

«Я только повернула голову и вижу, что он замахивается ножом. Мне просто повезло… я ударила его по руке и лезвие вонзилось мне в ногу, полоснул по бедру. И снова те же испуганные слова:

«Юленька, прости. Не заявляй в полицию, я тебя очень прошу». Сообразив, что нужно уходить, Юля сказала мужу, что ему надо успокоиться, и отправила его в ванную. Пока он мылся, женщина собрала сына, взяла документы и уехала к подруге.

2 месяца Юля прожила с сыном у подруги, потом переехала к брату, который уже самостоятельно снимал комнату в общежитии. Муж звонил, просил вернуться. Но в то, что он изменится, Юля уже не верила…

«Почему я не ушла, ещё когда ударил в первый раз? Потому что да, я верила, что он изменится, а ещё потому, что идти мне просто было некуда. Но, когда это произошло во второй раз, я поняла, что с меня хватит. Я не хотела повторять поступки своей матери. Её били, а она прощала и прощала…Она выбрала мужчину, а не своих детей. Я так не сделаю никогда».

Писать заявление в полицию женщина не стала, рану в ноге лечила дома сама, потому что понимала, что если обратится к медикам, то начнутся проверки и возбудят уголовное дело. «Я не обращалась в полицию, потому что боялась, что у меня могут забрать сына. А у меня на тот момент ещё не было ни работы, ни нормального жилья. Но я твёрдо решила, что к мужу не вернусь».

Статистика полиции показывает, что за последний год число преступлений по статье «Побои», к которой относится и домашнее насилие, снизилось почти в 20 раз. В 2016 году в краевую полицию по этой статье поступило 1955 заявлений, в 2017 году — всего 100. Среди причин спада числа зарегистрированных дел о побоях в полиции называют закон о декриминализации. Изменения в ст. 116 УК РФ вступили в силу с февраля 2017 года.

Под «побоями» в новом законе подразумеваются действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий». Если такие побои совершены впервые, они переводятся из уголовных преступлений в административные правонарушения. За них предусмотрен штраф 30 тысяч рублей, арест на 15 суток или исправительные работы. Повторные случаи насилия, как и причинение вреда здоровью, остаются уголовными преступлениями.

Инициатор поправок — сенатор Елена Мизулина — заявляла, что уголовное наказание за побои родственников может нанести «непоправимый вред семейным отношениям».

Руководитель кризисного центра «Верба» в Красноярске Наталья Пальчик, наоборот, считает закон о декриминализации «безусловным шагом назад».

Руководитель кризисного центра «Верба» Наталья Пальчик считает, что женщины законом сейчас не защищены

«С проблемой насилия в семьях к нам поступает по 3–4 звонка в неделю», — говорит Наталья, при этом число обращений за последний год растёт. Отмечу, что все звонки в центр — бесплатные.

«Защиты у женщин со стороны закона сейчас, получается, нет никакой. Когда женщина пытается себя защитить, она попадает в зону ещё большего риска. Во-первых, как в том случае, когда она убежала в одном халате, у неё нет ни кола ни двора и она вынуждена где-то скитаться.

Во-вторых, если попадает в поле зрения органов опеки, начинается вопрос о том, насколько дети могут находиться с такой матерью и нет ли для них угрозы. Мало того что она сама пострадала от насилия и убежала, так ещё рискует тем, что детей просто могут изъять или передать папе. История усугубляется, если женщина находится с маленьким ребёнком до 3 лет, когда с 1,5 лет у нас вообще прекращаются почти все выплаты и нет средств для существования», — говорит Наталья Пальчик.

Все эти риски становятся причиной того, что женщины не уходят от мужей, которые их бьют. Страх, что может стать ещё хуже, страх попытаться что-то изменить, страх, что заберут детей. Часто такие женщины просто не хотят выносить сор из избы и боятся кому-то показать свои синяки, а дома от мужей слышат: «Все так живут, и ты будешь».

«В 80% случаев женщины, которые сталкиваются с насилием со стороны мужа, ранее уже видели то же самое в детстве. Либо это бьющий папа, либо пьющий папа. История, к сожалению, часто наследственная. Они другой картины мира практически не знают», — уточняет руководитель кризисного центра.

При этом варианты выхода из замкнутого круга всё-таки есть, но для этого нужно психологически до такого решения созреть.

Первое, что нужно сделать женщине, столкнувшейся с насилием от мужа, — это найти для себя и своего ребёнка безопасное место. Понять, где она может остановиться: иногда включаются родственники, друзья, у которых можно остановиться хотя бы на пару месяцев. За это время уже определиться с тем, куда и как идти дальше.

«Варианты есть — это и кризисный центр, и социальные гостиницы, фонды, где могут хотя бы на время дать убежище, поддержать», — говорит руководитель центра. При этом Наталья Пальчик советует женщинам по возможности принимать обдуманные решения, ещё до момента ухода от мужа: понимать в первую очередь, к кому идти, или посоветоваться заранее со специалистами, какие варианты могут быть в её ситуации.

...

Прожив несколько месяцев у подруги, наша героиня Юля уехала жить к брату. С первым мужем она развелась. Сначала устроилась в детский садик подсобным рабочим, чтобы ребёнка взяли в группу.

Женщина вспоминает, что нашлось много людей, кто ей помогал в тот тяжёлый период: помогали и деньгами, и даже едой. Сейчас женщина работает в реанимационном отделении больницы, она вновь вышла замуж и родила дочь. Юлия также стала волонтёром социального фонда, где помогают одиноким матерям и женщинам, столкнувшимся с жизненными трудностями.

«У меня сейчас всё хорошо. И квартира своя, и муж, и дети рядом. Муж с сыном хорошо ладит, я вижу, что он — настоящий папа. <…> Наверное, то испытание должно было быть, такие сложности закаляют характер… Главное, что я сейчас понимаю: в такой ситуации не надо молчать. Иначе начинаешь сам себя накручивать, думаешь, что если уйдёшь, то будет только хуже. Нет. Если вы сильный человек, любите своих детей и не хотите, чтобы ваши дети видели, как папа бьёт маму, не надо самой опускать руки. А помощь найдётся».

Наталия Ермакова
Фото: НГС (1), Наталья Пальчик vk.com (2)

Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства