Дороги и транспорт истории Вспоминаем по старинным фото историю транспорта Красноярска с эпохи извозчиков

Вспоминаем по старинным фото историю транспорта Красноярска с эпохи извозчиков

Президент Путин пообещал откопать красноярское метро, которое было запроектировано 32 года назад

Почти 32 года назад, по словам краеведа Инны Ансимовой, в Красноярске начались изыскательные работы для строительства многострадального метрополитена. В архивах осталась и точная дата — 28 февраля 1986 года. С тех пор горожане, а позже и их дети, живут мечтой успеть хоть раз проехать по городу под землей. Редакция НГС.НОВОСТИ решила вспомнить, с чего начиналась история общественного транспорта в Красноярске.

ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТ

Больше всех прожил гужевой транспорт — почти 2 века

Согласно данным краеведческого музея, с XVIII века и до начала ХХ в Красноярске господствовал гужевой транспорт. В 1912 году 60 тысяч жителей города обслуживали 700 экипажей, пролеток и телег. Почти столько же, сколько автобусов выходило в рейсы в недавние Крещенские морозы. Требования к извозчикам почти не отличались от нынешних к кондукторам и водителям: быть всегда опрятными, экипаж содержать в чистоте, иметь прочную сбрую. Чтобы стать «водителем кобылы», нужно было иметь лошадь и принести в городскую управу заявление, паспорт и «ручательную» записку.

Извозчикам выдавалось два номера с ярко-красной надписью и кожаная сумка с «таксой» и книжкой для замечаний клиентов. Рабочий день — с 8 утра до 23:00. Ночью оставались дежурить несколько экипажей, а проезд, как и в нынешних такси за отдаленность или мороз, увеличивалась в 1,5 раза.

Например, уехать от Старобазарной площади (нынешняя «Стрелка») до железной дороги можно было за 50 копеек. Жаловались жившие до революции горожане на извозчиков так же, как и на нынешние автобусы. В основном на запрос оплатить проезд подороже установленной таксы.

По словам изучившей архивы краеведа Марины Терешковой, были в конце XIX века и свои «техосмотры», и наказания за нарушение «ПДД». Принадлежности для извоза члены управы проверяли 2 раза в год, весной и при наступлении зимы. На две недели могли отстранить от работы за езду в пьяном виде.

ПОЕЗД и ВЕЛОСИПЕД

В 1895 году случилось сразу два знаменательных события в городе, пишет историк Артур Миханев. В этом году в город прибыл первый поезд, а по улицам прокатился первый велосипед. И второй приживался очень сложно: при виде непонятных железных штуковин лошади вставали на дыбы и ломали экипажи. Власти обязали владельцев укрывать велосипеды от животных, в толпе вести его только в руках, а проезжая перекрестки, непрерывно сигналить. После появился налог за «подрыв деятельности извозчиков» — 1,5 рубля в год.

АВТОМОБИЛЬ

Первые автомобили в Красноярске были рассчитаны всего на 10 лошадиных сил 
Дорога у Дома Просвещения 

Как и сегодня, столичная мода и новинки добирались до Красноярска с десятилетним опозданием. Первый российский автомобиль был собран в Санкт-Петербурге в 1896 году, а в Красноярске первый владелец проехался на нем в октябре 1909 года. В краевом архиве сохранились сведения, как некий Зубов подал прошение на извоз на авто мощностью всего 10 лошадиных сил. По 4 пассажира он планировал перевозить на 15 рейсах в день.

«МОТАНЯ» И ТРАМВАЙ

Предшественником красноярского трамвая считают «Мотаню» — поезд из нескольких вагонов, ходивший по Красноярскому рабочему — от Затона до завода «Красмаш» с 1935 года. Его запустили по инициативе директора Красмашстроя Александра Субботина.

Поезд шел медленно по маршруту и не останавливался — люди запрыгивали в него на ходу. А название ему досталось за постоянное раскачивание — «Таня — Мотаня».

Настоящий трамвай появился в Красноярске в 1958 году. На сайте «Горэлектротранса» говорится, что в первый рейс он вышел 29 апреля по второй самой длинной улице города — Красрабу. Он колесил между Предмостной площадью и КрасТЭЦ.

Сегодня вотчина трамваев — правобережье. Редко бывающие здесь автомобилисты даже иногда забывают, что с ними нужно делить дорогу и уступать. Однако так было не всегда: осенью 1961 года вагончики пустили по Коммунальному мосту. Многие даже помнят, что пути пролегали за театром оперы и балета. Спустя почти 20 лет, в 1986 году, открыто движение по Октябрьскому мосту. Разобраны они были уже с разницей в 10 лет: рельсы с Коммунального убрали в 1994 году, а с Октябрьского — в 2004-м.

С тех пор неоднократно звучали мысли о возрождении трамваев в Красноярске, замене их на скоростные, возвращении рельсов на мосты. Разработчики генплана рисовали их даже на 4-м мосту, а также предлагали пустить трамваи в центре, по Мира. Пока же этот вид транспорта медленно и верно умирает: сейчас старые вагоны перевозят 3% пассажиров, для их модернизации в 1 км рельсов нужно вложить 1,5 миллиарда.

Наверно, стоит упомянуть и близкого родственника трамвая — тройллебус. Он был запущен годом позже первого, 5 ноября 1959 года. Два маршрута соединяли железнодорожный вокзал с улицей Просвещения и Аэропортом, который тогда еще располагался на бывшей «Взлетке». Маршруты обслуживало 15 троллейбусов.

АВТОБУСЫ

По данным Марины Терешковой, советская власть после прихода задумалась о том, как организовать регулярные перевозки рабочих на автобусах. Но маршрут был пущен только 1 августа 1934 года и ходил от ж/д вокзала до нынешней площади Мира. Всего было 10 остановок, и за каждую брали 10 копеек. Спустя 6 лет, в 1940 году, на «вооружении» 6 межрайонных контор автотранспорта, гласит уже сайт мэрии, было 8 автобусов марки ГАЗ-03–03 и 46 грузовых автомобилей (ЗИС-5, ЗИС-21, ГАЗ-АА, ГАЗ-42). И в отличие от трамваев, покрывали они левый берег. Было три маршрута: № 1 «Старый базар – Железнодорожный вокзал»; № 2 «Ул. Сурикова – Кирпичный завод»; № 3 «Железнодорожный вокзал – Мелькомбинат».

МЕТРО

В 2015 году корреспондент НГС.НОВОСТИ спускался в подземку вместе с депутатами 
За эти годы прорыто около 3,5 км под Красноярском, чуть ли не половина из которых теперь благополучно засыпана песком

Если изыскательные работы по долгожданному метро начались в 1986 году, то первый ковш зачерпнул землю для красноярской подземки осенью 1995 года. Проект разработал институт «Харьковметропроект». Ветка длиной 8,22 км должна была связать улицу Высотную с проспектом Мира. Суточный пассажиропоток оценивался в 170 тысяч человек. За эти годы прорыто около 3,5 км, чуть ли не половина из которых теперь благополучно засыпана песком.

За 20 лет эпопея метро в Красноярске стала походить на мыльную оперу. С конца 90-х — нехватка финансирования, в «нулевые» рыть тоннель предлагала турецкая компания, общественники мечтали собирать деньги на рытье всем миром, в 2011-м станции в районе площади Революции и вокзала засыпали песком.

Перед тем как город стал столицей Универсиады-2019, экс-губернатор Лев Кузнецов заявлял о планах расконсервации и намекал на возможность федерального финансирования. Однако этого так и не случилось. Только на содержание метро, по словам экс-главы управления по строительству метрополитена Николая Болдина, тратится около 50 миллионов рублей в год. На запуск 5 станций с переходом Енисея, по подсчетам правительства края, требуется 60–70 миллиардов.

Читатели НГС.НОВОСТИ еще в 2015 году под новостями о подземке называли идеи «предвыборным шоу»: «Уже 15 лет регулярно всплывает перед выборами». Спустя 2 года слова чем-то похожи на правду: приехавший недавно в Красноярск Владимир Путин согласился вернуться к теме строительства подземки.

Юлия Глушко
Фото: krasplace.ru (оригиналы фотографий хранятся в фондах Красноярского краеведческого музея)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства