22 августа четверг
СЕЙЧАС +11°С

Вспоминаем по старинным фото историю транспорта Красноярска с эпохи извозчиков

Президент Путин пообещал откопать красноярское метро, которое было запроектировано 32 года назад

Поделиться

Больше всех прожил гужевой транспорт — почти 2 века

Почти 32 года назад, по словам краеведа Инны Ансимовой, в Красноярске начались изыскательные работы для строительства многострадального метрополитена. В архивах осталась и точная дата — 28 февраля 1986 года. С тех пор горожане, а позже и их дети, живут мечтой успеть хоть раз проехать по городу под землей. Редакция НГС.НОВОСТИ решила вспомнить, с чего начиналась история общественного транспорта в Красноярске. 

ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТ



Согласно данным краеведческого музея, с XVIII века и до начала ХХ в Красноярске господствовал гужевой транспорт. В 1912 году 60 тысяч жителей города обслуживали 700 экипажей, пролеток и телег. Почти столько же, сколько автобусов выходило в рейсы в недавние Крещенские морозы. Требования к извозчикам почти не отличались от нынешних к кондукторам и водителям: быть всегда опрятными, экипаж содержать в чистоте, иметь прочную сбрую. Чтобы стать «водителем кобылы», нужно было иметь лошадь и принести в городскую управу заявление, паспорт и «ручательную» записку. 

Извозчикам выдавалось два номера с ярко-красной надписью и кожаная сумка с «таксой» и книжкой для замечаний клиентов. Рабочий день — с 8 утра до 23:00. Ночью оставались дежурить несколько экипажей, а проезд, как и в нынешних такси за отдаленность или мороз, увеличивалась в 1,5 раза.

Например, уехать от Старобазарной площади (нынешняя «Стрелка») до железной дороги можно было за 50 копеек. Жаловались жившие до революции горожане на извозчиков так же, как и на нынешние автобусы. В основном на запрос оплатить проезд подороже установленной таксы.

По словам изучившей архивы краеведа Марины Терешковой, были в конце XIX века и свои «техосмотры», и наказания за нарушение «ПДД». Принадлежности для извоза члены управы проверяли 2 раза в год, весной и при наступлении зимы. На две недели могли отстранить от работы за езду в пьяном виде.

ПОЕЗД и ВЕЛОСИПЕД


В 1895 году случилось сразу два знаменательных события в городе, пишет историк Артур Миханев. В этом году в город прибыл первый поезд, а по улицам прокатился первый велосипед. И второй приживался очень сложно: при виде непонятных железных штуковин лошади вставали на дыбы и ломали экипажи. Власти обязали владельцев укрывать велосипеды от животных, в толпе вести его только в руках, а проезжая перекрестки, непрерывно сигналить. После появился налог за «подрыв деятельности извозчиков» — 1,5 рубля в год.

АВТОМОБИЛЬ


Первые автомобили в Красноярске были рассчитаны всего на 10 лошадиных сил 

Первые автомобили в Красноярске были рассчитаны всего на 10 лошадиных сил 

Дорога у Дома Просвещения 

Дорога у Дома Просвещения 

Как и сегодня, столичная мода и новинки добирались до Красноярска с десятилетним опозданием. Первый российский автомобиль был собран в Санкт-Петербурге в 1896 году, а в Красноярске первый владелец проехался на нем в октябре 1909 года. В краевом архиве сохранились сведения, как некий Зубов подал прошение на извоз на авто мощностью всего 10 лошадиных сил. По 4 пассажира он планировал перевозить на 15 рейсах в день.

«МОТАНЯ» И ТРАМВАЙ


Предшественником красноярского трамвая считают «Мотаню» — поезд из нескольких вагонов, ходивший по Красноярскому рабочему — от Затона до завода «Красмаш» с 1935 года. Его запустили по инициативе директора Красмашстроя Александра Субботина.

Поезд шел медленно по маршруту и не останавливался — люди запрыгивали в него на ходу. А название ему досталось за постоянное раскачивание — «Таня — Мотаня».

Настоящий трамвай появился в Красноярске в 1958 году. На сайте «Горэлектротранса» говорится, что в первый рейс он вышел 29 апреля по второй самой длинной улице города — Красрабу. Он колесил между Предмостной площадью и КрасТЭЦ.

Сегодня вотчина трамваев — правобережье. Редко бывающие здесь автомобилисты даже иногда забывают, что с ними нужно делить дорогу и уступать. Однако так было не всегда: осенью 1961 года вагончики пустили по Коммунальному мосту. Многие даже помнят, что пути пролегали за театром оперы и балета. Спустя почти 20 лет, в 1986 году, открыто движение по Октябрьскому мосту. Разобраны они были уже с разницей в 10 лет: рельсы с Коммунального убрали в 1994 году, а с Октябрьского — в 2004-м.

С тех пор неоднократно звучали мысли о возрождении трамваев в Красноярске, замене их на скоростные, возвращении рельсов на мосты. Разработчики генплана рисовали их даже на 4-м мосту, а также предлагали пустить трамваи в центре, по Мира. Пока же этот вид транспорта медленно и верно умирает: сейчас старые вагоны перевозят 3% пассажиров, для их модернизации в 1 км рельсов нужно вложить 1,5 миллиарда.

Наверно, стоит упомянуть и близкого родственника трамвая — тройллебус. Он был запущен годом позже первого, 5 ноября 1959 года. Два маршрута соединяли железнодорожный вокзал с улицей Просвещения и Аэропортом, который тогда еще располагался на бывшей «Взлетке». Маршруты обслуживало 15 троллейбусов.

АВТОБУСЫ


По данным Марины Терешковой, советская власть после прихода задумалась о том, как организовать регулярные перевозки рабочих на автобусах. Но маршрут был пущен только 1 августа 1934 года и ходил от ж/д вокзала до нынешней площади Мира. Всего было 10 остановок, и за каждую брали 10 копеек. Спустя 6 лет, в 1940 году, на «вооружении» 6 межрайонных контор автотранспорта, гласит уже сайт мэрии, было 8 автобусов марки ГАЗ-03–03 и 46 грузовых автомобилей (ЗИС-5, ЗИС-21, ГАЗ-АА, ГАЗ-42). И в отличие от трамваев, покрывали они левый берег. Было три маршрута: № 1 «Старый базар – Железнодорожный вокзал»; № 2 «Ул. Сурикова – Кирпичный завод»; № 3 «Железнодорожный вокзал – Мелькомбинат».

МЕТРО


В 2015 году корреспондент НГС.НОВОСТИ спускался в подземку вместе с депутатами 

В 2015 году корреспондент НГС.НОВОСТИ спускался в подземку вместе с депутатами 

За эти годы прорыто около 3,5 км под Красноярском, чуть ли не половина из которых теперь благополучно засыпана песком

За эти годы прорыто около 3,5 км под Красноярском, чуть ли не половина из которых теперь благополучно засыпана песком

Если изыскательные работы по долгожданному метро начались в 1986 году, то первый ковш зачерпнул землю для красноярской подземки осенью 1995 года. Проект разработал институт «Харьковметропроект». Ветка длиной 8,22 км должна была связать улицу Высотную с проспектом Мира. Суточный пассажиропоток оценивался в 170 тысяч человек. За эти годы прорыто около 3,5 км, чуть ли не половина из которых теперь благополучно засыпана песком.

За 20 лет эпопея метро в Красноярске стала походить на мыльную оперу. С конца 90-х — нехватка финансирования, в «нулевые» рыть тоннель предлагала турецкая компания, общественники мечтали собирать деньги на рытье всем миром, в 2011-м станции в районе площади Революции и вокзала засыпали песком.

Перед тем как город стал столицей Универсиады-2019, экс-губернатор Лев Кузнецов заявлял о планах расконсервации и намекал на возможность федерального финансирования. Однако этого так и не случилось. Только на содержание метро, по словам экс-главы управления по строительству метрополитена Николая Болдина, тратится около 50 миллионов рублей в год. На запуск 5 станций с переходом Енисея, по подсчетам правительства края, требуется 60–70 миллиардов. 

Читатели НГС.НОВОСТИ еще в 2015 году под новостями о подземке называли идеи «предвыборным шоу»: «Уже 15 лет регулярно всплывает перед выборами». Спустя 2 года слова чем-то похожи на правду: приехавший недавно в Красноярск Владимир Путин согласился вернуться к теме строительства подземки

Юлия Глушко
Фото: krasplace.ru (оригиналы фотографий хранятся в фондах Красноярского краеведческого музея)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Фото пользователя
    28 фев 2018 в 18:34

    "Хуже идеи, чем постройка метро в Красноярске даже придумать нельзя! У нас уровень подземной природной радиации в 2,5 раза выше среднемирового, а местами и в 5–6 раз. В том числе в почве есть и радон — и этот уровень не меняется тысячи лет. Даже в подвалах некоторых домов радиация зашкаливает — чем глубже, тем опаснее. По сути дела, строить подземку — значит выгонять всю эту радиацию наружу. Обратно мы ее уже не загоним. Есть масса других способов для разгрузки улиц — скоростной трамвай, городская электричка, монорельс." Хлебопрос Рэм Григорьевич стаье НГС от 06.06.2016 «15 лет, и жить в Красноярске станет невозможно»

    28 фев 2018 в 19:07

    Так то трамвай не всегда приоритет имеет перед автотранспортом.ПДД читать не пробовал автор?

    ДАнатоль
    28 фев 2018 в 20:40

    "Рабочий день — с 8 утра до 23:00. Ночью оставались дежурить несколько экипажей, а проезд, как и в нынешних такси за отдаленность или мороз, увеличивалась в 1,5 раза." Уже сто лет назад гужевой транспорт ближе к цивильности в немалом городе чем, сейчас общественный, когда после 21 толком не уехать а ночью естественно никто не работает.