28 февраля пятница
СЕЙЧАС -10°С

Вид новых заборов и остановок возмутил красноярцев. Кто озолотился на их появлении

Поделиться

Хроники колхозного дизайна. Стиль, от которого глаза начинают бесконтрольно и обильно кровоточить

Хроники колхозного дизайна. Стиль, от которого глаза начинают бесконтрольно и обильно кровоточить

Масштабный ремонт дорог Красноярска подходит к концу. Работы превратились в бесконечный сериал новостей про криво уложенную плитку, переложенные с одной улицы на другую бордюры, проверки аудиторов Счетной палаты. Под конец к делу подключилась прокуратура: исполнителей работ на Мира заподозрили в крупных хищениях. А под самый занавес в центре Красноярска появились заборы, против которых часть горожан бунтовала еще с весны. Разбираемся, кому же выгодно появление в городе странных конструкций. 

Угловатые металлические конструкции появились на улице Маркса в самом конце октября. Спустя пару дней выяснилось: в центре появились новые остановки.

С первым снегом дорожники рассчитывали поставить финальный аккорд в затянувшемся ремонте. Однако случился казус: общественники и рядовые красноярцы подняли остановки на смех.

Монтаж остановок длился несколько дней

Монтаж остановок длился несколько дней

«Хроники колхозного дизайна. Стиль, от которого глаза начинают бесконтрольно и обильно кровоточить», — описал уведенное на остановке у «Луча» руководитель движения «Народный контроль в сфере ЖКХ» Роман Казаков. В десятках комментариев в соцсетях горожане раскритиковали торчащие болты, углы и козырьки остановок.

Мы решили сами проверить качество новых остановок и выяснить, кто же установил в сердце города такое чудо.

Новая остановка на «Перенсона» прекрасно подчеркивает, что брусчатка тут уложена косо<br>

Новая остановка на «Перенсона» прекрасно подчеркивает, что брусчатка тут уложена косо

Остановка словно зависла в воздухе. Примерно так же установлены и остальные новые остановки на улице Маркса. Конструкция держится прочно, чего не скажешь о стеклах. Наверное, они должны были придать сооружению изящества. На практике же стекла сильно вибрируют и свободно «гуляют». Можно только догадываться, как конструкция выдержит сильный ветер. 

Видно, что удерживающие элементы болтаются, кое-где металл не прилегает к стеклам

Видно, что удерживающие элементы болтаются, кое-где металл не прилегает к стеклам

 Шатающиеся стекла мы обнаружили и у «Луча», и на «Перенсона».

Сами остановки выглядят несколько небрежно: взгляд сразу падает на торчащие стыки железных листов, кривоватые уголки.

Кое-где видны следы саморезов, углы состыкованы не совсем ровно

Кое-где видны следы саморезов, углы состыкованы не совсем ровно

На «Органном зале» пассажиры предпочитают дожидаться автобусов на старенькой остановке. Пара женщин признается: «Новая остановка неудобная. Во-первых, очень близко к дороге, автобусы отъезжают — вонь идёт. А во-вторых, не видно, какая маршрутка подходит». 

Хотя в отличие от старой остановки лавка здесь деревянная. Наверное, это более продуманное решение для наших суровых широт

Хотя в отличие от старой остановки лавка здесь деревянная. Наверное, это более продуманное решение для наших суровых широт

Сами остановки кажутся весьма хрупкими. Кажется, авторы проекта не вынесли урока из судьбы первой теплой остановки в городе: плафоны из стекла там оторвали чуть ли не в первый же месяц

На пустой остановке кто-то уже пытался прожечь сигаретой пластиковый потолок

На пустой остановке кто-то уже пытался прожечь сигаретой пластиковый потолок

Сама установка не обошлась без скандалов. Очевидцы рассказали нам, что запчасти остановки на «Органном зале» просто валялись без присмотра около 5 часов. 

После поспешной сборки на глазах все тех же очевидцев рабочие «переваривали» кривые и косо смонтированные конструкции<br>

После поспешной сборки на глазах все тех же очевидцев рабочие «переваривали» кривые и косо смонтированные конструкции

На остановках, словно из чувства стеснения, нет ни одного упоминания об изготовителях. Тайну помогает открыть портал госзакупок.

Ремонт улицы Маркса за 166,8 млн бюджетных рублей ведет компания «Промстрой». В документах заказа читаем, что кроме замены брусчатки и асфальта она должна установить 14 остановок модели А3 от ООО «Вариант-999».

Эскиз остановок на сайте завода-изготовителя&nbsp;

Эскиз остановок на сайте завода-изготовителя 

При этом наблюдается 10-кратное расхождение в цене: в одной из смет к контракту стоимость одной остановки от интернет-магазина «Вариант-999» — 18,6 тысячи рублей, на сайте компании — 181,9 тысячи рублей. В другой части документа читаем, что вместе с установкой урн, копанием ям, укладкой бордюров заложен 1,7 млн. 

Директор компании-подрядчика работ на Маркса подтвердил нам, что остановки были приобретены у компании «Вариант-999». Разговор про качество остановок и цены был очень коротким: «По проекту так заложено. То, что по проекту заложено, то и установлено».

Мы попытались связаться с компанией «Вариант-999». В течение двух рабочих дней несколько раз мы звонили в приёмную, но директор компании Павел Сторожук не нашел возможности пообщаться с нами по телефону. В конце рабочего дня нас соединили с юристом компании. Она признала, что компания поставляла остановки, и поинтересовалась: «А что с ними не так?». Разговор закончился просьбой прислать вопросы на почту. 

Позднее представители компании нам пояснили: «Вариант-999» только поставил конструкции остановки. Их сборку вели рабочие компании «Промстрой» (подрядчика дорожных ремонтных работ на Маркса). По словам представителей компании «Вариант-999», их специалисты предлагали свои услуги по сборке, выезжали на место, но подрядчик из экономии решил от услуг отказаться. В итоге сборку осуществили работники «Промстрой». В компании не исключают, что обнаружившиеся дефекты — последствия неправильной сборки.

Одновременно с остановками на Маркса, да и в других местах Красноярска стали появляться и пешеходные ограждения. О том, что в центре Красноярска решено установить заборы вдоль дорог, красноярцы узнали в начале года. В Сети вспыхнули жаркие споры. 

Автор проекта ремонта на Мира Сергей Лопатин говорил, что заборы снизят аварийность в 2 раза. Общественник Роман Казаков приводил цифры: из 607 аварий по вине пешеходов разметки не было в 145 случаях. По данным общественника, пешеходы перебегают дорогу и в местах, где есть ограждения

Многие заявляли, что город с ограждениями превратится в «Забороярск», станет похожим на кладбище. 

В некоторых местах центра сравнение с могильными оградками нам кажется оправданным

В некоторых местах центра сравнение с могильными оградками нам кажется оправданным

В ответ авторы проекта ремонта говорили о ГОСТах, которые обязывают устанавливать ограждения. 

Еще летом обсуждение заборов депутаты назвали издевательством. Александр Усс, занимавший тогда пост спикера краевого парламента, заявил: город поражен «заборной болезнью».

В итоге страсти улеглись...

...и в центре города появились заборы

...и в центре города появились заборы

В парке у Красной площади пешеходные ограждения установили не вдоль дорог, а сразу за лавками

В парке у Красной площади пешеходные ограждения установили не вдоль дорог, а сразу за лавками

Прежние заборчики в центре монтировались друг к другу. При поломке одного элемента приходилось бы разбирать всю конструкцию. 

Новые сооружения крепятся болтами к опорам. При желании поврежденные элементы можно разобрать. 

Хотя торчащие элементы эстетичности не добавляют

Вызывает вопросы и само расположение заборов. 

У «Хамелеона» они установлены прямо перед дорожным переходом.

У «Хамелеона» они установлены прямо перед дорожным переходом.

К появлению же заборов причастна все та же компания «Вариант-999». В контракте на ремонт Маркса нет ни одного упоминания об ограждениях. Однако в самом конце октября чиновники мэрии заключили с дорожниками дополнительное соглашение к контракту. Там говорится о закупке сотен ограждений и фигурирует компания «Вариант-999». Всего по сметам только на установку заборов на Маркса ушло около 375 тысяч рублей. 

Само предприятие появилось в 1994 году. Его единственный владелец сегодня — Сергей Синников. В прошлом он был акционером красноярского завода холодильников «Бирюса», который появился на базе «Красмаша», гласят данные базы «СПАРК». В свою очередь, «Вариант-999», как пишет издание «Деловой квартал», долгое время снимал помещения у «Красмаша». Именно «Вариант-999» получил на конкурсе право реконструировать цеха этого завода за 600 млн рублей. Известно предприятие и изготовлением урн, остановок и прочей уличной мебели.

Можно предположить, что нынешним руководителям департамента горхозяйства компания «Вариант-999» прекрасно известна. Только за последние 3 года фирма заключила контрактов с мэрией на 27 млн на установку пешеходных заборов и остановок. 

Судя по данным госзакупок, именно в изделиях из продукции «Вариант-999» красноярцы ждут автобусов на остановках «Авиагородок», «Магазин "Металлург"» по улице Краснодарская.

Увидеть точные копии красноярских заборчиков можно и в Новосибирске

Увидеть точные копии красноярских заборчиков можно и в Новосибирске

Летом, когда в Красноярске спорили о необходимости заборов на Мира, «Вариант-999» стала единственным участником торгов на право установить ограждения в Новосибирске за 6,1 млн рублей. Одновременно компания выиграла на конкурсе право установить ограждения и в Кемерово.

Вообще же установка заборов приносит компании неплохие доходы. Общая сумма заключенных контрактов на их установку переваливает за 50 млн. Продукция компании по линии ГИБДД уходила в Тыву, Свердловскую область, города Красноярского края. Деньги же на установку заборов шли по федеральной программе «Безопасность дорожного движения».

Большая часть старых ограждений также является продукцией «Вариант-999»

Большая часть старых ограждений также является продукцией «Вариант-999»

Забавно, что появившиеся в итоге в Красноярске заборы абсолютно не похожи на те, которые чиновники мэрии предложили обсудить красноярцам минувшим летом. Тогда на сайте мэрии запустили голосование, а во дворе департамента горхозяйства даже устанавливались опытные образцы будущих ограждений. Предполагалось, что это ограждение обойдется бюджету в 3 тысячи рублей за погонный метр. 

Сейчас чиновники появление новых заборов, которые красноярцы не обсуждали, объясняют так: предложенный вариант был слишком дорог. В эфире 7 канала такое заявление сделал высокопоставленный работник департамента горхозяйства Александр Михайлов. 

Но есть и другая версия. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что «экспериментальные» заборчики показались чиновникам загонами для скота. Видимо, зная, что тема горячо обсуждается горожанами, тогдашний мэр Акбулатов проводил множество совещаний, рассматривались варианты чуть ли не с коваными цветочками и зверюшками. В итоге остановились на самом простом варианте.

Именно такой эскиз заборов можно найти в документах госзакупок на право поставить заборчики в соседнем Новосибирске

Именно такой эскиз заборов можно найти в документах госзакупок на право поставить заборчики в соседнем Новосибирске

Знакомые с дорожной отраслью источники появление заборчиков от компании «Вариант-999» на Маркса объясняют тем, что подрядчик и поставщик — местные, варианты, предложенные красноярским производителем, прекрасно укладываются в цену. 

В 2013–2014 годах депутат красноярского горсовета Александр Глисков обвинял чиновников мэрии в том, что мэрия устроила на сайте конкурс, предложив горожанам выбирать остановочные павильоны только из образцов компании «Вариант-999». Об этом же говорил его тогдашний коллега Андрей Селезнев.

Сейчас г-н Глисков дожидается письменного ответа директора предприятия о том, его ли продукция появилась на Маркса. По его словам, завод имеет импортное оборудование, а то, что установлено в центре, похоже на какой-то контрафакт. 

Напомним, ранее прокуратура уже уличала подрядчиков ремонта в центре в махинациях. Они изменили документы, работа была «фактически не выполнена», это привело к необоснованному расходованию бюджета. 

В департаменте горхозяйства нам заявили, что работы на Маркса еще не приняты, весь ремонт, в том числе и остановки, будет рассматривать специальная комиссия. В компании «Вариант-999» ответсвенность за ограждения сняли, заявив, что в этом году поставку заборов для работ на Маркса не проводили. 

Антон Понарин
Фото и видео: Артём Ленц, variant-999.ru (9), скриншот zakupki.gov.ru (19)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS).

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
хаха
9 ноя 2017 в 12:47

какие руки делают, какие глаза смотрят, такие и остановки получаются, а заборы это вообще жесть, осталось только на деревянные столбики колючую проволоку по всему городу натянуть за 50 миллионов

Фото пользователя
9 ноя 2017 в 13:10

Кто критикует это граждане без вкуса и эстетической культуры. Извините вы меня, но как раз данные заборы и остановки хорошо сочетаются с архитектурой Красноярска, где преобладают серые тона и панельные многоэтажки.

бодибилдер
9 ноя 2017 в 12:09

Вот помню раньше были совдеповские остановки железные, добротные!