NGS24
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Красноярске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

1 м/c,

ю-в.

737мм 90%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,37
EUR 99,53
Город Ребенок теряет грань 

Ребенок теряет грань 

Психолог рассказала об опасностях игр в Сети и привела шокирующие случаи из практики, когда дети буквально теряли речь

На этой неделе Красноярск потрясло жуткое убийство — 13-летний семиклассник зарезал ножом своего бывшего одноклассника. Причиной разборок послужили оскорбления учителя в соцсети. Как выяснилось, нападавший школьник увлекался компьютерными играми, а на своей страничке «ВКонтакте» рассуждал о насилии. НГС.НОВОСТИ поговорили с опытным психологом о компьютерных играх и соцсетях. Какие игры наиболее вредны для детской психики и почему их бесполезно запрещать — в материале далее.

Справка: Инна Драчева — практикующий клинический психолог с 12-летним опытом работы, учредитель центра психологической помощи «Инсайт». Специалист в области пато- и нейропсихологической диагностики и коррекции. Детский и подростковый психолог. Семейный консультант.

Компьютерные игры: это хорошо или плохо?

Все зависит от того, во что и сколько играть — все хорошо в меру. В компьютерную зависимость можно впасть, как и в любую другую — от телевизора, от еды, от любовных отношений. Загвоздка в другом: современная компьютерная игра — это грамотно рассчитанное психологами виртуальное пространство. Это не волк, собирающий яйца в нужной скорости и последовательности, без эффекта 25-го кадра. Ребенок впадает в азарт и теряет грань между реальным и виртуальным — вот механизм современной игры.

Сегодня существует немало игр, известных своим жестоким содержанием. Чем именно привлекают подростков?

Прежде всего — красочность и яркость. Во-вторых, звуковые эффекты — диапазон звуковой волны регулируется психологически так, чтобы «цепляло». Третий момент — это скорость. В-четвертых — количество жизней во многих играх, и это самое опасное. Тебя убили, но есть еще один уровень. Это приводит к тому, что чем раньше ребенок садится за игру, тем выше вероятность того, что ценность жизни для него к 10 годам утратится. Родители жалуются, что ребенок стал чаще говорить: «Я тебя убью… порежу… голову оторву!», не вкладывая в эти слова эмоцию, присущую им лет 15–20 назад. Дети «теряют жизнь», но у них есть другая, а психика у них неустойчива и сложно переложить себя из игры в реальную жизнь. Чем раньше он пришел в виртуальное пространство, тем сложнее ему потом объяснить истинную ценность жизни.

Увлечение играми с насилием и убийствами — способ сброса агрессии или признак жестокости?

В игре можно все — там мы выбираем себя героями и можем чувствовать себя королем. Ребенок один раз почувствовал себя успешным, второй раз, а в реальной жизни в школе обидели — он невольно проводит параллель: «Там я молодец, а здесь нет». Все! Бессознательная тяга уже сформирована — меня обидели в реальной жизни, я обижу в виртуальной. За этим, казалось бы, незамысловатым мотивом влечется следующее: чем больше я совершаю жестокие действия в виртуале, тем больше этого хочется сделать в реале. Потому что нет четкой грани между реальным миром и виртуальным. Это взрослый может их разграничить, и то не всегда. Что говорить о детях, которые не умеют разграничивать виртуальное и реальное пространство на уровне психики?

Какие конкретные игры или типы игр могут наиболее негативно отразиться на подростковой психике?

Наиболее негативно на психику влияют игры с быстро меняющимися картинками — быстрым передвижением героев, быстрой сменой сюжетов. Самая опасная игра — в которой вместо героя видно, например, дуло автомата. По сути, мозг воспринимает это так, что ты смотришь глазами убийцы, преступника — это стирает возможность критично оценивать ситуацию, т.е. взглянуть на своего героя со стороны. Это касается таких игр, как Counter Strike, World Of Tanks или Minecraft, которая на первый взгляд кажется безобидной.

Как такие игры влияют на личность подростка?

Они разрушают внимательность. Ухудшается память, психоэмоциональное состояние. Увеличивается уровень напряжения и повышается агрессивность. Снижается уровень стрессоустойчивости. Ребенок становится расторможенным, гипервозбудимым. В конечном итоге это приводит к чему? Минимальный по силе раздражитель порождает максимальную реакцию — это показатель неадекватности протекания психических процессов. По сути, мама просто затронула, сказала: «Сынок, выключай», а сынок хватается за нож.

После одного сеанса игры ребенок редко испытывает психологические проблемы. Как правило, это комплекс игр — например «стрелялки», причем неоднократные. Это постоянное напряжение на глазодвигательную зону: с точки зрения нейрофизиологии это опасно. Снижается концентрация внимания, растет тревожность, количество страхов и пр. Убийства, перестрелки, погони — предел возможностей мозга ребенка до 11 лет, когда он может безболезненно выдержать все эти мельтешения, всего 7 минут. Дальше включается зона, отвечающая за стрессоустойчивость — она компенсирует психическое напряжение. Ребенок, увлеченный компьютерной игрой, не сразу слышит, что ему говорят взрослые. Потому что глаза берут максимум напряжения, а слуховой анализатор частично блокируется.

Можете что-то из своей практики вспомнить?

Был случай, когда ко мне привезли 5-летнего мальчика, который увлекался «стрелялками» — это был мой самый маленький пациент. Однажды оставили его дома с бабушкой — просидел у ноутбука 5 часов, а та не могла его выдрать из-за компьютера. В итоге она подошла и захлопнула ноутбук — мальчик набросился на нее в истерике и вырвал клок мяса из руки и опомнился, лишь когда вызвали «скорую», когда увидел врачей, кровь. Все это время он орал, в истерике бился, причем сам эту ситуацию не помнит. Игр, со слов родителей, у него было много и вряд ли среди них была «Рыбалка» или «Ферма» — ему такое неинтересно. У мальчика случился сильный эмоциональный срыв, пропала речь — врачи сказали, что если нейропсихолог не поможет, будут помещать в стационар. Лечились мы 2,5 месяца — речь вернулась, но открылось заикание. Бабушке наложили 3 шва, но доктора сказали, что следующая «скорая» может стать психиатрической.

Родителей одного первоклассника пришлось направить психиатру — он не понимал, в какой реальности находится. Дома играл в Mortal Kombat, а приходя в школу, бегал со стреляющими движениями рук. Игру ему показал старший брат — тот в итоге играл и днем, и ночью, воспринимал себя как одного из героев игры, не называл себя по имени. Однажды он чуть не облил себя кипятком из кастрюли, решив принять душ — не видел в этом ничего страшного, сказал, что переходит на следующий уровень. Это была отправная точка, когда родители стали задумываться о помощи врача — у мальчика в итоге выявили психические расстройства. Положили в диспансер и вывели из этого состояния, но сейчас он на домашнем обучении.

Есть ли взаимосвязь между преступлениями, совершенными подростками, и компьютерными играми, в которые они играют?

Конкретно нельзя сказать, что именно игры провоцируют на преступления, но они могут явиться отправной точкой. Потому что ничто так не обезоруживает человека перед агрессией, как вовлеченность во что-то. Есть зависимость от религии, есть зависимость от игр — от чего человек зависим, то его и подтолкнуло. Скорее всего, в случаях жестоких расправ над человеком или животным — это, как правило увлеченность картинками, это страх. Т.е. то, что ребенок чаще всего просматривает, то, от чего не может отказаться — с этим связаны его максимальные страхи. Страх темноты, страх одиночества, страх смерти — это как раз зачатки детской депрессии. Они проявляются косвенно, не всегда заметно, но тем не менее диагностируются как клиническая подростковая депрессия. На депрессивном фоне ребенок занимается либо аутоагрессией (уничтожением себя) — прокалывает части тела, курит, пьет либо увлекается маниакальными поступками в отношении других…

Компьютерные игры часто строятся на конфликте «хищник – жертва», поэтому дети-игроманы и переписку в соцсетях воспринимают точно так же. Стираются грани, и человек неадекватно воспринимает действительность. Причем психотравму получают оба участника конфликта, но, к сожалению, для кого-то она может стать последней.

Есть ли действенные способы, как отвлечь подростка от компьютерных игр?

Невозможно ребенку надеть шторы на глаза. Нужно формировать правильное отношение к этим вещам. Мы слишком мало с детьми общаемся — узнайте первым об игре, дайте ребенку максимум информации, выскажите свое отношение и разберите вместе все плюсы и минусы. Многие это делают? Максимум 2 % родителей. Ко мне как-то пришла женщина и говорит: 17-летний сын ночью встал и ушел на улицу искать покемонов. Ребенок адекватный, хорошо учится, а она и не знала о его увлечениях. Стали разбираться — были предпосылки к изменениям в поведении, она просто не придала значения. Предпосылки есть всегда — даже если родителю что-то показалось странным, нельзя это пускать на самотек.

Например?

Стал менее разговорчивым, всегда что-то делал так, а теперь по-другому. Стоит понаблюдать, иногда пошутить по этому поводу, спросить ненавязчиво. Если что-то вдруг изменилось на пустом месте — значит, на то была причина. Не меняются люди мгновенно.

Уместен ли прямой запрет?

Отрежете дома — найдет у друзей. Запретами мы лишь подтолкнем ребенка к изворотливости, ко лжи, к тому, что он начнет воровать, дабы добыть деньги на игровой клуб. Известный сценарий. То же самое, что забрать наркотик у наркомана. Нужно формировать доверие ребенка своим отношением, быть с ним «на одной волне».

Кто больше подвержен «игровой зависимости»?

Возраст игромании сильно помолодел. Обычно это подростки 10–17 лет, чаще всего мальчики. Девочки более коммуникабельны и не так подвержены зависимости — они по-другому устроены в плане зрительных анализаторов и психики. По статистике 7 из 10 играющих становятся зависимыми, из 7 трое становятся глубокими игроманами. Оставшимся четверым еще может помочь психолог — без гипноза и глубоких медикаментов.

Склонность к игромании зависит от психотипа и темперамента. Меланхолики и сангвиники, по статистике, в эту категорию попадают реже — у первых психика инертна, и все эти игровые передвижения им не особо интересны, вторые не настолько азартны и предпочитают живое общение. Холерики за счет своей азартности попадают в эту категорию, а флегматики очень зависимы от чужого мнения и нерешительны — это самая опасная категория. Также дети с заниженной самооценкой, растущие в авторитарных семьях и гиперопекаемые. В группу риска входят и дети, у которых родители заняты исключительно собой. Знаю много семей, в которых родители прокуроры, банкиры — они очень заняты, и ребенок много времени проводит сам в себе. Еще одна категория — дети, не организованные по времени, ничем не занятые. Кому-то показали игру братья-сестры или старшие товарищи, являющиеся для них кумирами, — они сами бы и не играли, но им хочется быть «в теме».

Вы сказали, что зависимость помолодела… В какой степени?

Компьютерные игры — это дело второе. Первична зависимость от соцсетей. Учительница выкладывает второклассникам задания «ВКонтакте». Бред! Так мы скоро будем в детском саду планшеты раздавать. Уже считается нормальным иметь свою страничку в «Инстаграме» с 7 лет. 3 года назад детей до 10 лет, сидящих во «ВКонтакте», было на 15 % меньше, чем сегодня. Каждый четвертый ребенок имеет там аккаунт и активно переписывается, начиная с 1-го класса, а каждый третьеклассник его имеет точно. Мы сами стимулируем привыкание детей к гаджетам, к зависимости от них. Не стоит приучать детей без конца отзваниваться — достаточно оговорить время звонка. Мы параноики и делаем такими своих детей. Даем детям блага, а потом их от этого лечим. В 9 месяцев дали планшет и хвастаемся, какой ребенок молодец — он паззлики складывает, а в 3 года идем к психологу, потому что ребенок не спит, не ест и он вообще неадекватен. Мало кто связывает это с гаджетами.

На что чаще всего жалуются родители?

Ребенок стал допускать ошибки, утратил интерес к общению, у него мало друзей, снизилась мотивация к учебе. Стал агрессивным или плаксивым, настроение нестабильное — стал не в меру конфликтным, выражает агрессию по отношению к животным, младшим братьям и сестрам. Стал истеричным — сидит делает уроки, что-то не получилось — изорвал тетрадку. Ухудшается сон, у малышей не проходит энурез, проблемы с речью, с мелкой моторикой. Дети привыкают к экрану, сенсорным датчикам, но не умеют завязывать шнурки. Это самые распространенные бытовые жалобы.

Существуют ли полезные игры?

Игры, в которые играют вместе, которые не несут в себе агрессивной подоплеки и каждый из играющих видит своего героя. Это игры конструктивные, несущие знания — головоломки, «Ферма», «Рыбалка» и пр. Многие считают их пустыми, но они полезные. Игра должна иметь цель, какое-то значение, должен быть контакт с ребенком глаза в глаза. Пусть даже это будет игровая приставка — когда отец с сыном играют и попутно обсуждают это. Игра должна заканчиваться выводами, а не скандалами — проигрывать тоже нужно учить.

Максим Косов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства