Экономика Наше всё

Наше всё

Водка, свиньи и холодильники дали красноярцам возможность почувствовать себя жителями успешного региона страны

В Красноярске собрали новейшую российскую баллистическую ракету «Сармат» — на «Красмаше» продолжаются испытания ее отдельных узлов и агрегатов. Помимо оборонки, как выяснилось, красноярцам можно гордиться нефтью, холодильниками «Бирюса», сыром и водкой — именно эти товары показали в 2015 году внушительный рост производства. При этом статистики обнаружили серьезный провал в производстве мяса и молока. С чем связаны столь противоречивые показатели и как себя чувствует краевая промышленность в целом — в материале далее.

Инженеры «Красмаша» закончили разработку новой российской ракеты «Сармат» — на данный момент изготовлено 100 % элементов конструкции баллистической ракеты, на заводе продолжаются испытания ее отдельных узлов и агрегатов. Полные характеристики ракеты не раскрываются. Известно лишь, что она будет двухступенчатой, головная часть ракеты будет весить 10 т — она сможет поражать цели в любой точке мира, пролетая как через Северный, так и через Южный полюс. Пуск ракеты «Сармат», по данным ТАСС, намечен на вторую половину 2016 года. По замыслу военных, она поможет противостоять развертыванию американской системы ПРО.

Если для большинства отраслей промышленности уходящий год в целом выдался весьма непростым, то оборонное машиностроение сегодня чувствует себя весьма неплохо, считает исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Валерий Андрияшкин.

Данные министерства промышленности, энергетики и торговли края

На уровне прошлого года, по данным Красстата, в регионе остались показатели по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. В деревообработке за 2015 год образовался прирост за счет развития проектов Нижнего Приангарья, а вот химическая промышленность несколько просела. Краевые власти связывают спад с недостатком оборотных средств и ограниченной доступностью кредитных ресурсов.

По данным Красноярскстата

Самый внушительный рост показали нефтяники, завод «Бирюса», местные сыроделы и производители водки. При этом серьезно провалилось производство пива, мяса, молока и стройматериалов.

Представители завода «Бирюса» резкий скачок производства своих холодильников объяснили удорожанием импорта и общим увеличением спроса на российскую бытовую технику. «Иностранные производители, которые находятся на территории РФ, — Indesit, LG и др. — несколько раз за год повышали цены, за год в среднем на 20 %. У "Бирюсы" цены относительно других производителей намного ниже — за год на 10 % повышали», — говорит начальник отдела маркетинга КЗХ «Бирюса» Людмила Баусова.

Холодильники «Бирюса» сегодня расходятся не только по стране, но и активно экспортируются — на край приходится всего 8 % продукции, а локомотивом продаж в этом году стал центр России, оттянув на себя 24 % красноярских холодильников. Еще столько же вывозится за границу. «Есть спрос — есть производство, — говорит представитель КЗХ. — Урал и Сибирь уже насыщены нашей продукцией, а на Дальнем Востоке есть сильный конкурент — китайская продукция».

Немалую роль в показателях роста сыграл Крым — в течение 1,5 лет компактные холодильники новой линейки, по словам Баусовой, уходили туда «как горячие пирожки». «Они узкие — всего 48 см,

предназначены для малогабаритных квартир и различных пансионатов, гостиниц и т.д.», — поясняет причину повышенного интереса крымчан к сибирским холодильникам представитель «Бирюсы».

Столь резкий рост производства водки удивляет на фоне того, что этот напиток на территории края производят всего 2 завода — «Красноярский водочный завод» и железногорское ООО «ЛВЗ "Сибалко"». Представитель последнего Антон Кириллов причину водочного изобилия поясняет просто — до 2013 года в крае работал один КВЗ, а с 2014 года и по сей день на полных мощностях работает еще и «Сибалко». «Соответственно когда мы начали наращивать свои мощности — поднялся и общий выпуск водки в регионе», — говорит он, сетуя, что это вовсе не означает такого же позитива в продажах напитка. «Почти весь крепкий алкоголь в крае привозной — конкуренция очень высока, и местным игрокам пробиться крайне сложно, — рассуждает г-н Кириллов. — О самодостаточности местного алкогольного рынка даже говорить не стоит. Мы мало чем можем себе помочь — потому что вынуждены следовать правилам, которые диктует ритейл».

Владелец агрохолдинга «Сангилен+» и сети магазинов «Мясничий» Роман Гольдман официальные данные статистиков по мясу воспринял скептически — по его мнению, по крайней мере свининой край себя сегодня обеспечивает на 100 %, остальные же виды мяса в край ввозятся из других регионов. Объясняет он это открытием в уходящем году сразу трех крупных животноводческих комплексов:

«Наша "Агроэлита", другой — назаровский и третий — от "Сибирской аграрной группы" в Большой Мурте — появились в 2015 году и закрывают все потребности».

Обзвонив торговые сети, корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, что местного сыра на полках красноярских супермаркетов крайне мало — представители сетей даже затруднились назвать хоть один местный бренд. Все потребности в этом продукте сегодня закрывают сыры алтайские, белорусские и пр. Директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор» Дмитрий Полуянов считает: «Возможно, он реализуется в мелких розничных точках и на ярмарках — но мы его не видим. Молокозаводы что-то производят, но объемы не те, чтобы в сети можно было зайти, и, как правило, местные сыры не имеют упаковки надлежащего качества, чтобы их можно было продавать наряду с привозными». Что касается мяса, по словам г-на Полуянова, то местного на прилавках до 90 %.

«Мы бы, я имею в виду — предприниматели, давно бы завалили не только весь край своей продукцией — у нас в регионе же самые низкие цены на зерно, — восклицает г-н Гольдман. — Проблема в том, что у нас сегодня кредитование не идет, а если и идет, то на непонятных условиях — высокие проценты и требования к залогам». По его убеждению, финансовая система страны на тему импортозамещения вообще никак не отреагировала, и все проблемы, включая падение ВВП, существуют именно потому, что у предпринимателя нет возможности кредитоваться.

Согласен с Гольдманом и Валерий Андрияшкин — очень важен, по его мнению, доступ к длинным кредитам — предпринимателям нужны деньги, нужны вливания не только государственные, но и частные. «Чтобы наше производство развивалось, нужны дешевые кредиты. Я даже не знаю таких производств, которые можно развить, беря кредит выше 15 %. Надо налаживать внешние отношения, снимать занавес санкционный — без этого никак», — говорит исполнительный директор краевого Союза промышленников и предпринимателей.

Максим Косов

Фото depositphotos.com (1), иллюстрации Артема Ленца (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства