Город Секреты венчурного бизнеса

Секреты венчурного бизнеса

Лайфхак: как создать успешный стартап

Сегодня между запуском «лампового» бизнеса и инновационным стартапом чаще делают выбор в пользу второго. При этом, по статистике, 72 % стартапов закрываются, не дотянув до этапа выхода на рынок. Как создать успешный проект, не прогорев в первые месяцы, знает Андрей Шевелев, бизнес-ангел, создатель бизнес-акселератора «300 стартапов».

У кого стартапы выстреливают сегодня чаще

Экспертиза. Как показывает международный и российский опыт, стартапером движет стремление изменить мир и привнести в него что-то новое и полезное, — рассказывает эксперт. — Инновационные проекты действительно меняют мир, и это хорошо видно по самым известным из них: Uber, Facebook, Space-X. Второй элемент пазла: успешные стартапы делают люди, уже имеющие опыт какого-либо бизнеса, ведь они умеют обращаться с деньгами и просчитывать риски. На площадке бизнес-акселератора «300 стартапов» часто работают с предпринимателями, уже имеющими опыт реального бизнеса, и инвестируют в самые интересные и жизнеспособные бизнес-идеи.

Кейс. Яркий пример создателя стартапа с бизнес-опытом — Джек Ма, китайский предприниматель, основатель и председатель совета директоров интернет-ритейлера Alibaba Group. Отойдя от оперативного управления Alibaba Group, Джек Ма создает новые стартапы и инвестирует в венчурные бизнесы. Одно из самых удачных вложений — онлайн-страховая компания Zhong An Online, входящая в топ китайских компаний с капитализацией не меньше миллиарда долларов.

Шаг первый: разработка зажигательной идеи

Экспертиза. Идея дает предпринимателю энергию — правильный импульс, который помогает запустить снаряд в нужном направлении. Именно из таких заряженных энергией идей возникают проекты, которые ломают рынок. Чтобы появилась энергия, идея должна родиться изнутри — из желания менять, привнести новую ценность. Мой опыт как серийного предпринимателя говорит, что, как правило, рождается сразу несколько идей, одна из которых оказывается самой прорывной — и тут появляется та самая энергия для ее реализации.

Кейс. Идея создания сервиса онлайн-вызова такси Uber родилась у одного из основателей проекта, когда он не мог вызвать себе такси. Uber сегодня — самая дорогая инновационная компания в мире: на начало 2018 года ее капитализация достигла 68 миллиардов долларов.

Шаг второй: прокачка идеи с учетом суровой реальности

Экспертиза. Часто, придумав идею, предприниматель тут же пытается ее осуществить: снимает офис, нанимает персонал и не получает того, на что рассчитывал. Любая, даже очень хорошая идея, нуждается в предварительной проверке. Именно этим и занимаются на еженедельных «прокачках» — раскладывают идею по полочкам. Дальше — считаем экономику: число потенциальных клиентов, средний чек, стоимость привлечения аудитории и прочее. В итоге за шесть часов стартап понимает свой потенциал: сколько он может заработать, заняв в России долю рынка 10–20 %. Если эта цифра больше, чем 100 миллионов рублей, тут же делаем стартапу предложение — берем в трекинг или в акселерацию. Если же финансовый потенциал стартапа ниже, советуем, как изменить проект, повысить ценность.

Кейс. Стартап thredUP начался с идеи онлайн-платформы, с помощью которой мужчины могли бы продавать свои рубашки. Идея не заинтересовала инвесторов, и команда была вынуждена переключиться на создание платформы для покупки/продажи детской одежды секонд-хенд. Этот шаг помог привлечь аудиторию и необходимые для развития средства — более 100 миллионов долларов. На сегодня платформа thredUP ежемесячно обрабатывает около полумиллиона транзакций, а перечь товаров расширился — это как детская, так и мужская и женская одежда, обувь и аксессуары.

Шаг третий: проверка гипотез с помощью трекинга и акселерации

Экспертиза. Стартап — это машина для проверки гипотез по построению бизнеса. Именно этим занимаются на этапе трекинга и акселерации. Из подручных средств создается минимально жизнеспособный продукт, который стартап пробует продать потенциальному клиенту. Первая продажа — переломный момент, подтверждающий, что у стартапа есть сцепление с рынком. И чтобы она произошла, вовсе не нужны огромные вложения.

Кейс. Pinterest — социальный интернет-сервис и фотохостинг, позволяющий добавлять картинки и делиться ими в соцсетях — детище Бена Зильбермана. Инвесторы долго не верили в проект, поэтому первых пользователей разработчики искали самостоятельно: рассылали приглашения по электронной почте знакомым и друзьям друзей. В какой-то момент наступил эффект снежного кома — новые пользователи начали добавляться сами. На сегодня стоимость Pinterest перевалила отметку 10 миллиардов долларов.

Резюме: экзекьюшен — работать не покладая рук

Экзекьюшен — количество изменений за единицу времени — самое главное, что может быть в стартапе. Стартапер может «месить» какую-то плохую идею, но, если он очень быстро копает, не ленится, в какой-то момент может либо накопать золотую жилу, либо сменить бизнес-модель или продукт и найти другую, более прибыльную историю. Большой бизнес может сделать только тот, кто делает работу с такой скоростью, что пыль стоит. Когда готовность ударно работать подкреплена заряженностью стартапера, это рождает состояние потока и проекты, которые меняют мир.

Акселератор «300 стартапов»:

ул. Взлетная, 5, стр. 1, 4 этаж

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства