Дороги и транспорт Красноярский трамвай: ковыляй потихонечку

Красноярский трамвай: ковыляй потихонечку

О запуске скоростного трамвая вместо метро заговорил губернатор — сейчас старые вагоны перевозят 3 % пассажиров, для их модернизации в 1 км рельсов нужно вложить 1,5 млрд  

Власти Красноярска решили облагородить старенькие городские трамваи. За 3 года на установку новых светодиодных светильников выделяется 350 тыс. руб. При этом будущее этого вида транспорта туманно. Чиновники то сокращают маршруты и говорят о необходимости разобрать рельсы на Красрабе, то планируют сделать из трамвая альтернативу метро.

11 августа, 10 часов утра. На автобусной остановке «Спутник» несколько десятков человек ждут маршрутки в сторону Предмостной. Рядом на трамвайной остановке стоит 3 человека. Почти в пустом трамвае до конечной площади мы доезжаем за 21 минуту. Днем ранее такой же путь на маршрутке № 1 занял 32 минуты.

«Езжу на трамвае редко, когда по Яндексу пробки большие. Если Предмостная и Красраб до цирка стоит, трамвай здорово время экономит», — говорит 28-летний помощник юриста Павел, единственный пассажир трамвая на остановке «Предмостная». За все время поездки в трамвайном вагоне мы насчитали 14 пассажиров.

В 11:00 путь на трамвае с Предмостной на КрасТЭЦ отнимает примерно 34 минуты. За время в пути в дребезжащий вагон входит около 2 десятков пассажиров: пенсионеры, кучка цыган и молодая семья с коляской. Попытка добраться от КрасТЭЦ до Предмостной заканчивается провалом: ждем трамвай больше 15 минут и в итоге садимся в маршрутку.

Покатавшись несколько дней на трамвае по Красрабу, Щорса, Матросова, мы заметили несколько минусов этого вида транспорта: долгое время ожидания, большое количество вагонов, двигающихся не по маршруту, а в депо, безуспешные попытки дождаться трамваев вечером. Например, в воскресенье, 7 августа, в 20:30 на Щорса без всякого результата мы прождали трамвай больше получаса. Правда, все это компенсируется простоем в пробках.

Судя по цифрам статистики, сама сфера электротранспорта выглядит весьма депрессивно. В день в Красноярске в рейсы выходит 1200 маршруток и 68 трамваев, говорится в документах департамента транспорта. При этом вагоны изношены почти на 90 %.

Еще в прошлом году мэрия закрыла маршрут «Энергетики – КрасТЭЦ», насчитав, что в среднем за рейс им пользовались 18 человек. По данным краевого минтранспорта, на трамваи приходится примерно 3 % от общего пассажиропотока.

Управляет трамвайным сообщением в городе муниципальное предприятие «Горэлектротранс». Судя по документам мэрии, с 2008 года мэрия выплачивает ему субсидии в связи с низким пассажиропотоком. На одной из встреч с журналистами глава департамента транспорта Игорь Ким посетовал: средний возраст сотрудников приближается к предпенсионному из-за невысокого уровня зарплат. В июле трамвайное депо, например, нуждалось в мойщиках вагонов и кладовщиках с окладом 9,5–12 тыс. руб.

В документах краевого минтранспорта главной причиной бедственного положения трамвая называется отсутствие выезда на левобережье. По сути, трамвайное депо с почти 200 сотрудниками обслуживает лишь несколько районов.

При этом разговоры о необходимости модернизировать городской трамвай в Красноярске ведутся с 2011 года. Тогдашний мэр города Петр Пимашков представлял схему скоростного трамвая, по которому рельсы должны были дойти от Матросова до «Роева ручья» и от «Солнечного» до «Ветлужанки».

Вместо реализации этих планов в 2013 году краевые депутаты заговорили о необходимости убрать рельсы с Красраба, оценив простое обновление парка трамвая в 2 млрд руб.

Ряд депутатов предлагали демонтировать рельсы и возвести на главной магистрали правобережья остановки для пересадок на электрички. В итоге в принятом генплане города наряду со станциями метро предусмотрено трамвайное сообщение между «Солнечным» и «Ветлужанкой», «Николаевкой» и ул. 60 лет Октября по новому мосту, предусмотрен и запуск трамваев по Октябрьскому мосту.

В июле 2016 года губернатор Виктор Толоконский объявил о планах полностью отказаться от подземки и заменить ее скоростным трамваем. Вложение 70 млрд руб. в достройку метро от Высотной до центра он счел неэффективным, а саму схему метро — устаревшей. По его словам, власти планируют пригласить экспертов из Высшей школы экономики, чтобы те просчитали эффективность запуска в городе скоростных трамваев.

По оценкам экспертов, на их фоне нынешние громыхающие трамваи будут выглядеть весьма бледно. По данным Яндекса, в 2015 году средняя скорость автобусов и трамваев в городе — 15–20 км/ч. Скоростной трамвай способен двигаться по магистралям со скоростью до 30 км/ч. В одном направлении в час этот вид транспорта может перевозить до 15 тыс. пассажиров. По пропускной способности он уступает только метро (35 тыс. пассажиров в час).

Доцент кафедры транспорта СФУ Юрий Хегай запуск 5 веток скоростного трамвая между КрасТЭЦ, «Солнечным», вокзалом и «Бобровым логом» оценивает в 16 млрд руб.

Доцент Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин, принимавший участие в разработке транспортной схемы Красноярска, говорит, что всё зависит от того, где проложить рельсы.

Например, прокладка 1 км путей по Октябрьскому мосту обойдется в среднем в 200 млн руб. — когда-то там ходили трамваи и вся инфраструктура электроснабжения сохранена. Прокладка 1 км путей там, где трамвай никогда не ходил, обойдется в сумму до 1,5 млрд.

«30 % затрат на запуск трамвая — это затраты на отчуждение, выкуп земли под полотно, 10–15 % — затраты на покупку подвижного состава», — отмечает эксперт.

Изыщет ли такие средства дефицитная краевая казна, остается загадкой. Нынешнюю масштабную стройку — магистраль от 4-го моста до Копылова ценой в 6,7 млрд руб. — наполовину финансирует федеральное правительство.

Юрий Хегай в статье «Проблемы транспортной инфраструктуры Красноярска» высказывает опасения: если проект скоростного трамвая реализуют через 6–7 лет, то это — с учетом роста автомобилизации — принесет минимальный результат. Михаил Никулин считает, что и спустя 6 лет запуск скоростных трамваев не утратит актуальности. По его оценкам, строительство развязок, путепроводов для постоянно растущего числа машин потребует в 3 раза больше средств, чем прокладка трамвайных путей.

Антон Понарин

Фото автора (1, 2), admkrsk.ru (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства