Блеск и нищета остановок

Красноярец застелил остановку «антискользящими» ковром — вместо ковров и отопления остановок мэрия вложила 100 млн в типовые конструкции

Поделиться

На глазах красноярцев обычные автобусные остановки города стали превращаться в настоящие полигоны изобретателей и просто предприимчивых коммерсантов. Последнее новшество в буквальном смысле расстелилось на остановке «Робеспьера» в центре города в начале недели — на пути остановки к автобусу там появились резиновые коврики.

В департаменте городского хозяйства от ковров немедленно открестились, заявив, что это частная инициатива. Идею устилать антискользящими ковриками за 40 тыс. руб. остановки подал красноярец. Цена и необычность идеи смутили чиновников, стелить ковры инициатору предложили за свой счет.

В итоге узкий коврик длиной примерно 2 м появился в кармане для общественного транспорта, который зимой покрывается льдом. Пробегая по нему, пассажиры нередко теряют равновесие или вовсе растягиваются у дверей автобуса. Два года назад такое падение оказалось смертельным: выходя из автобуса, девушка поскользнулась и оказалась под колесами маршрутки.

Пройдясь по ковру на остановке в понедельник, 17 февраля, автор убедился, что поскользнуться на нем действительно сложно — мешает ребристая поверхность покрытия. Однако пройти по ковру в салон маршруток все-таки не получится. Часть автобусов останавливается вдалеке от покрытия, и пассажиры вынуждены двигаться по льду.

Не очень привлекательный вид ковра 23-летний автор идеи Антон Гочачко поясняет тем, что работы еще не закончены:

«Под резиной проложен греющий элемент, который работает от электросети. Именно это и определяет стоимость — 35–40 тыс. руб. Ночью элемент будет работать, защищать резину от обледенения.

Сейчас ведутся работы по прокладке кабеля. После чего покрытие будет прикреплено к асфальту профилями».

Результаты другой идеи — отапливаемой лавочки на остановке «Перенсона» — пока протестировать невозможно. В начале месяца оранжевая остановка в логотипах компании «Олимп» (изготовление и продажа полуфабрикатов. — А.П.) попала во все выпуски местных новостей. Как заявила тогда маркетолог компании Екатерина Яницкая, лавка, изготовленная по технологии теплого пола, должна была завершить громкую рекламную кампанию предприятия, в ходе которой на остановках появлялись фигурки замерзших «людей» с плакатами «Хватит холодать». По словам маркетолога, лавка позволила бы пассажиром согреться прямо на улице, но, по наблюдениям автора, никакого тепла остановка не излучает. Как поясняет теперь г-жа Яницкая, лавку была трижды подключена и трижды в дело вмешивались неизвестные вандалы.

По данным департамента транспорта, среднее время ожидания автобусов в январе при температуре за –20 составляло 8–10 минут.

В опросе на сайте НГС.НОВОСТИ из 100 человек за создание теплых остановок высказался каждый третий, однако департамент транспорта высказался и против этой затеи.

«Муниципалитет не выделяет деньги, а такие изыски, такие объекты осуществляются за счет спонсорских средств», — заявила официальный представитель департамента городского хозяйства Ольга Дегтярева. К минусам отапливаемой остановки она отнесла расходы на создание, подключение к сетям и обслуживание. Также собеседница подчеркнула, что нынешний вид остановок был выбран самими горожанами в ходе опроса. Из программы по обустройству остановок на 2013–2015 годы следует, что 103 млн руб. чиновники потратят на 67 урн, 68 скамей, 96 остановочных площадок и 79 автопавильонов.

Последние зампредседателя горсовета Александр Глисков охарактеризовал как крайне неудобные: «За минувший год было благоустроено 100 остановочных пунктов. Благоустроили по минимуму. Где-то поставили лавочки, урны. Типовые павильоны крайне неудобны: продувается, залетает дождь, да и задумывались как рекламные конструкции. К нему высказаны претензии центра стандартизации, что их светящиеся панели отвлекают и водителей, и пассажиров».

По мысли депутата, вместо того, чтобы «транжирить дефицитный бюджет», городской администрации следовало бы заняться поиском инвесторов, способных профинансировать создание остановочных пунктов. Примеры такого взаимодействия автор нашел в Якутске, где, как сообщила местная мэрия, началось создание 5 отапливаемых остановок. Как рассказали в департаменте предпринимательства и потребительского рынка мэрии Якутска, земля была передана предпринимателям в аренду, объекты они строят и будут обслуживать за свой счет, получая право разместиться на площадях.

Два года назад за счет спонсорских средств первая отапливаемая остановка была возведена и в Красноярске, однако широкого распространения идея не получила.

Более того, власти Свердловского района изрядно поломали голову над тем, как уберечь объект от выходок хулиганов: на остановке выбивали стекла, снимали двери и пытались скрутить отопление — до тех пор, пока там не появились видеокамеры.

Владелец строительного гипермаркета Dommer Константин Сенченко, профинансировавший строительство отапливаемой остановки, затраты на создание отапливаемых остановок с торговыми помещениями в Красноярске оценил в 400–500 тыс. руб. По словам предпринимателя, если бы городские власти приняли программу, аналогичную якутской, бизнес активно бы ее поддержал, однако идея отвергается городской администрацией.

«У власти до сих пор некоторое недоверие к бизнесу, и порой оно, к сожалению, оправдано. С бизнесом договариваются о правилах игры, а бизнесмены не выполняют договоренностей. Договариваются о досуговом центре, а получают ночной клуб со стриптизом», — сетует г-н Сенченко.

Антон Понарин

Фото автора

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Минни
19 фев 2014 в 09:57

Как туалеты за миллионы так для этого не спонсорские деньги нужны, а из бюджета, а как остановки теплые, так это изыск, на который нужны спонсорские деньги ))) "идеальная" логика

mantra
19 фев 2014 в 09:23

Конечно, чиновники же не стоят и не мерзнут на остановках, им этого не понять!

Грым
19 фев 2014 в 09:31

Идея с коврами хорошая но с подогоевом конечно перемудрили. Ночью будут лужи днем лед.