Город Дорогу ферросплавам

Дорогу ферросплавам

ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» построил дорогу рядом с Шира, чтобы возить под Красноярск сырье для завода ферросплавов

Завершается строительство дороги, которая обеспечит сырьем Енисейский завод ферросплавов. Марганцевый концентрат планируется вывозить из Кузбасса и хранить до дальнейшей транспортировки в 22 км от озера Шира — популярного места отдыха красноярцев. Представители ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» настаивают на полной экологической безопасности проекта и считают его стратегическим для России. Лидер движения «Красноярск против» Артем Карданец усомнился в существовании дороги, а те, кто видел ее своими глазами, жалуются на вырубленную тайгу и систему пропусков в Ширинском районе. Почему и для чего строится дорога к несуществующему — в материале НГС.НОВОСТИ.

В Хакасии завершается строительство трассы, которая свяжет месторождение марганца в Кемеровской области с предприятиями Красноярска, сообщил 23 июля телеканал «Россия 24». По планам компании ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», представленным на сайте предприятия, автомобильная дорога протяженностью 87 км — узловая часть масштабного проекта ферросплавов.

Марганцевую руду компания планирует добывать и обрабатывать в Усинском месторождении на юге Кемеровской области, в 60 км от Междуреченска. По отстроенной дороге сырье будет поставляться в поселок Туим (Республика Хакасия). Там, примерно в 22 км от популярного у красноярских туристов озера Шира, «марганцевый концентрат будет складироваться, перегружаться на железнодорожный транспорт для доставки на Енисейский ферросплавный завод (ЕФЗ) в Красноярском крае».

Два месяца назад в ситуацию вокруг завода ферросплавов вмешался президент Владимир Путин. Он рекомендовал краевым властям провести еще одну независимую экспертизу проекта Енисейского завода ферросплавов и в случае одобрения проекта подписать новое соглашение с ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК».

29 июля красноярские общественники доверили проведение экспертизы местным ученым — Красноярскому научному центру Сибирского отделения Академии наук Российской Федерации (КНЦ СО РАН). Однако на вторник, 13 августа, экспертиза проекта так и не началась, сообщил официальный представитель КНЦ СО РАН Сергей Чурилов. «Ни одной заявки ни от каких структур не поступило, даже от «зеленых».

Завод пытался, чтобы мы делали экспертизу по бумагам, но глава научного центра от этого отказался. У нас есть цех, где делают ферросплавы, там мы и проведем их плавку, все измерим, все замерим».

На красноярцев новость о дороге для завода ферросплавов подействовала, словно холодный душ. «Экспертизу еще не прошел, а дорогу прокладываем. Да тут и без экспертиз понятно, что заводу быть», — возмутился в ленте комментариев НГС.НОВОСТИ пользователь под ником Ninel.

Представитель ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Александр Новиков в появлении дороги не увидел ничего странного: «Крупнейшее в России Усинское месторождение марганцевых руд связано с большой землей. Проект может праздновать определенный успех». По его словам, строительство горной 87-километровой дороги началось еще в 2009 году и обошлось компании в 5 млрд руб. — примерно 57,5 тыс. руб. за каждый метр.

Отсутствие заключения независимой экспертизы по заводу ферросплавов г-на Новикова также не смутило. «Соблюдены абсолютно все правовые аспекты. Получено положительное заключение Главной государственной экспертизы России, которая проверяет экологическую технологическую безопасность. Независимая экспертиза призвана еще раз проверить правильность полученного разрешения», — заявил г-н Новиков.

Судьбу дороги при отрицательном решении экспертизы г-н Новиков описал уклончиво: «Теперь месторождение связано транспортной инфраструктурой. Теоретически уже возможна поставка концентрата на любое предприятие».

Жители Шира и к появлению дороги, и к складу марганцевого сырья в 22 км от курортных озер отнеслись крайне негативно. «Никто не спрашивал людей, хотят ли они жить с таким соседством. Сколько тайги уничтожили, сколько гор свернули. Попробуйте проехать по этой дороге летом в сухую погоду, сплошная пыль, которая на сотни метров осела на деревьях, страшно смотреть. А что будет, когда повезут сырье», — описал свои впечатления от увиденного на экологическом портале nadan.ru житель Ширинского района Сергей Ботев.

В беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ Сергей Ботев поведал, что для одного из поселков на пути дороги, строительство уже обернулось запретом на посещение лесов: «Были целые скандалы. Людей без пропусков не пускали в леса собирать грибы. Сейчас вроде уладили».

Металлург с 50-летним стажем Юрий Канаев до 2002 года руководивший научно-техническим центром Кузнецкого завода ферросплавов жестко раскритиковал идею добывать марганец на Кузбассе и обрабатывать под Красноярском. Однако все-таки заверил автора в полной экологической безопасности транспортировки и хранения марганцевого концентрата.

Кроме того, в реализации проекта завода ферросплавов эксперт не увидел никакой экономической выгоды: «Построят дорогу, угрохают деньги, а экономической выгоды никакой. Разработку Усинского месторождения (трасса соединяет его с железной дорогой — А.П.) правительство запретило еще в 80-е годы». Главными минусами месторождения эксперт назвал высокое количество отходов, трудности в добыче руд со дна реки Уса, угрозы отравления вод и землетрясений.

С таким же спокойствием воспринял строительство дороги и лидер антиферросплавного движения «Красноярск против» Артем Карданец: «А строится ли дорога или не строится? Мы представителям ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» не верим вообще. Если эта компания строит дорогу, которая свяжет Кемеровскую область, Хакасию, Красноярский край — здорово. Пусть строят. Мы по ней будем ездить. Наша цель не допустить вблизи Красноярска ферромарганцевого производства. Путь они строят дорогу, пусть метро строят», — говорит г-н Карданец.

Антон Понарин

Фото mk162.ru (1), cheksu.ru (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства