Город Нефть да щука

Нефть да щука

Эксперты назвали шокирующие цифры по загрязнению Енисея — по их данным, красноярская рыба напичкана нефтепродуктами

Эксперты бьют тревогу — содержание нефтепродуктов в Енисее в районе Красноярска выше нормы в два раза, в районе Игарки — в 49 раз. Наибольший урон реке наносит топливо, вымываемое с промышленных объектов советского времени. А его устранение обойдется казне дороже, чем Олимпиада в Сочи. Купаться в Енисее можно, но рыба буквально напичкана нефтепродуктами, говорят специалисты. Однако рыбаков на берегах меньше не становится. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала, чем вредна зараженная рыба для красноярцев.

Река Енисей в районе Красноярска, Игарки и Дудинки признана непригодной для рыбы. В прошлом году в воде на территории Красноярска нефтепродуктов было в два раза выше нормы, на севере края — в 49 раз. Специалисты говорят, что речные обитатели, которые попадают на стол красноярцев, могут быть буквально «напитаны нефтепродуктами». 5 июня об этом на круглом столе, посвященном экологической защите реки от вредного воздействия краевых предприятий, заявила специалист енисейского бассейно-водного управления Елена Луничкина.

«Для сравнения — при разливе топлива на территории Братского водохранилища в 2012 году было зафиксировано превышение всего в 30 раз. А у нас не было никаких аварий», — приводит пример Елена Луничкина.

По ее словам, речь идет о нормативах для рыбохозяйственных водоемов, то есть тех, где разрешена рыбная ловля. Она подчеркнула, что норма составляет 0,05 мг нефтепродуктов на 1 литр воды. При этом показатели санитарно-гигиенических требований в норме. А значит, купаться в реке можно.

Как рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ в НИИ экологии рыбохозяйственных водоемов, на удочку или в сети рыбаков-любителей на территории города могут попасться хариус, щука, лещ, плотва, елец, окунь, иногда — налим. Промышленного улова на территории города или в его районах нет, отметили в институте. А вот на севере края — Игарке и Дудинке, где идет массовая заготовка рыбы, которая попадает и на стол красноярцев, обитают чир, тугун, пелядь, окунь, плотва, щука, налим, а также во время нереста встречаются арктический омуль, корюшка, ряпушка, нельма и муксун.

По словам научного сотрудника НИИ экологии рыбохозяйственных водоемов Андрея Гадинова, в Красноярске от плотины до устья Ангары рыбаки-любители вылавливают в год только около 150 тонн хариуса. Заражена ли рыба, могут определить только в лаборатории. Проверки проводят при загрязнениях или по обращениям жителей.

По словам экологов, наиболее проблемной территорией в Красноярске считается берег Енисея возле нефтебазы «КНП» и речного порта. Именно здесь довольно часто появляются нефтяные пятна. Обсуждение проблемы идет уже около 30 лет, поясняет Елена Луничкина.

Их использовали для временного хранения при отправке на Север, где велось «авральное» строительство «Норильского никеля».

«Теперь почва здесь сильно загрязнена, периодически из-за колебаний уровня Енисея мазут и дизельное топливо вымываются, попадают в реку», — говорит Борис Медведев. Полная ликвидация загрязнения требует вынуть грунт почти на 50 метрах глубиной и заменить его новым. «Но это будет дороже, чем проведение Олимпиады в Сочи», — заявил он.

Высокие показатели загрязняющих веществ, которые из года в год держатся в Игарке и Дудинке, Елена Луничкина связывает с многочисленными судами, которые заходят в морские порты этих городов.

При подобных загрязнениях, поясняет профессор кафедры водных и наземных экосистем СФУ Анатолий Вышегородцев, рыба может приспосабливаться. «Она проживет целую неделю, если, например, взять 200 грамм глины и растворить ее в воде», — приводит пример эколог. Однако все вредные вещества, содержащиеся в нефтепродуктах — свинец, алюминий — накапливаются в мышцах и костях обитателей рек.

Соответственно, при употреблении в пищу такой рыбы, тяжелые металлы попадут в организм человека. Отсюда — замедление работы печени, почек и другие болезни.

Кроме того, нефтяные загрязнения способствуют развитию паразитарных инфекций — описторхоза и дифиллоботриа. Черви, попадающие в организм человека с плохо обработанной рыбой, могут прожить в кишечнике до 20 лет. Чаще всего дифиллоботриоз встречается в окуне, щуке или налиме, обитающем в Красноярском водохранилище. Вероятность заразиться описторхозом велика, если съесть рыбу семейства карповых, выловленную в Чулыме или Иртыше. В Енисее его нет, говорят специалисты.

Тем не менее, любителей умиротворенно провести час-другой с удочкой на берегах Енисея меньше не становится. Как признался автору рыбак-любитель Вячеслав, для него это лишь хобби, но рыбу с Енисея, Красноярского водохранилища или местных озер он ест сам и иногда угощает друзей. Среди его улова обычно хариус, щука, окунь и карась: «Леща или сорогу я не ловлю и даже к ним не притрагиваюсь, — говорит Вячеслав. — В Красноярском море много больной рыбы. Успокаиваю себя тем, что «вымораживаю» ее в холодильнике около месяца, а потом готовлю. Рыбу с Енисея жарю и солю сразу». Случаев отравления Вячеслав не припомнил.

Для тех, кто предпочитает не рыбачить, а покупать рыбу, эксперт Центра стандартизации и метрологии Красноярского края Лариса Мицукова дает совет: не стоит этого делать на рынках, а уж тем более у лоточников на обочинах дорог. Соблюсти условия хранения продукции могут только в магазинах, оборудованных холодильниками. По словам специалиста, вся рыба должна быть проверена ветнадзором и пройти промышленную обработку. А упаковка должна иметь соответствующую маркировку и наименование производителя.

«Тот, кто покупает на рынке, берет всю ответственность на себя, спросить будет не с кого», — констатирует специалист.

Юлия Глушко

Фото thinkstockphotos.com (1), Ольги Ярцевой (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства