Учитель и психолог развеивают родительские страхи перед отправкой детей в школу

Мы продолжаем серию материалов о подготовке к школе. На главные вопросы о том, как подготовить ребёнка к школе и чего не стоит бояться, нам ответили учитель и психолог. 


Начнем с главного — режима дня. Основные советы учителя — в одной картинке.


Режим дня первоклассника
Режим дня первоклассника


Главный миф: «Читать и писать детей должны научить родители — в школе не учат»


«Это неправда», — отвечает нам учитель младших классов лицея № 11, обладатель титула «Учитель года» Сергей Пикалов, который в этом году как раз принимает новых первоклассников.


«В первом классе научить читать и писать — это основная задача учителя. Первые три четверти — период обучения грамоте: учат распознавать звуки, буквы, их правильному начертанию», — говорит Сергей Викторович.


По его словам, к поступлению в школу ребёнок должен обладать знаниями на «житейском уровне»: знать, например, времена года, дни недели, вежливые слова, элементарные правила дорожного движения: «Каких-то предметных знаний у него может и не быть. Нет такого обязательного "перечня" для поступления в первый класс».


По наблюдениям учителя, большинство первоклассников приходят в школу, уже умея читать
По наблюдениям учителя, большинство первоклассников приходят в школу, уже умея читать


«Традиционная или развивающая — какая программа обучения лучше?»


Родители всегда хотят для своего ребёнка лучшего, но этот вопрос ставит их в тупик.


«Школьные программы делятся на два вида: традиционное обучение и развивающее. <…>


По предметному содержанию программа что у традиционной системы, что у развивающей абсолютно одинаковая. Ребёнок на выходе из начальной школы должен иметь определенный перечень навыков и умений.


В чем отличие? Там разные подходы чуть-чуть: в одной программе, например, таблицу умножения учат во втором классе, а в другой — в третьем. Но на выходе-то мы всё равно эту таблицу умножения знаем», — объясняет Сергей.


По его словам, родители часто боятся брать развивающую программу, потому что переживают не столько за детей, сколько за себя: справятся ли они сами, смогут ли они помочь ребёнку с такими новыми подходами.


«Как заметить, сложился ли контакт у ребёнка с учителем? Как быть с конфликтами в классе?»


Учитель и психолог отвечают однозначно: родитель должен помогать создавать положительный образ учителя. В большинстве случаев для ребёнка учитель — это авторитет, и это правильно.


При этом оба специалиста добавляют, что если общение между учителем и учеником не сложилось, родители почувствуют это сразу.


«Не спешите делать выводы. Иногда это родительские страхи проецируются на детей, когда у самих родителей не складывается отношений с учителем.  Дети — более гибкие в этом вопросе. <…> Учителю стоит довериться», — считает психолог начальной школы гимназии «Универс» Анна Мокроусова.


Даже когда ребёнок плачет и жалуется — это тоже может быть лишь одним из этапов развития отношений между ним и учителем. «Говорите с ребёнком. Записывайте плюсы и минусы, смотрите, чего больше. Ведь действительно бывают и такие случаи, когда нужно поменять учителя, найти специалиста, с которым ребёнок на одной волне», — уточняет психолог.


Что касается конфликтов между детьми — к этому надо быть готовым. «Дети есть дети. От этого никуда не деться. Где-то поконфликтовали, заняли их общим делом, и всё снова хорошо», — рассказывает учитель.


«В качестве рекомендации… Если дети поругались, это не значит, что надо родителям ругаться. Потому что дети уже через час помирились, а родители до сих пор друг с другом, как кошка с собакой. Был у меня такой случай».


В первом классе психолог работает с детьми каждую четверть
В первом классе психолог работает с детьми каждую четверть


«Продлёнка — спасение для родителей или мука для ребёнка?»


По статистике учителей — в первых классах на продлёнку оставляют почти половину всех учеников. Группы продлённого дня работают иногда до 15:00, а иногда и до 18:30.  Составлять списки таких групп начинают в конце августа.


Однако учителя и психологи просят родителей не торопиться оставлять детей на продлёнке. По их словам, детям нужно время, чтобы адаптироваться.


«Получается, что они остаются в незнакомом им месте, с незнакомыми пока учителями и воспитателями… Вообще первый месяц лучше, чтобы ребёнок был в школе недолго. Первое время у детей всего три урока… Им нужно привыкнуть ко всему новому, что их окружает», — говорит Сергей.


Совет: если есть возможность, возьмите отпуск на сентябрь.


«Телефон и соцсети»


Запрещать брать телефоны с собой учитель считает плохой затеей. Он понимает, что родителям важно быть на связи с ребёнком. Однако учитель просит родителей переписать расписание школьных звонков, чтобы звонить только на переменах.


У детей из началки, по его мнению, с телефоном может быть другая беда — игры на смартфонах: 


«Помню, у одного ученика прям стресс был, когда я или родители просили его не играть». На этот случай учитель просит родителей изначально устанавливать на телефон образовательные игры: головоломки, детские сканворды, предметные игры, а не «стрелялки» или «бродилки». Или вообще дать ребёнку простой телефон, только для звонков и СМС для связи. 


Соцсети же, по мнению экспертов, беда более старшего возраста.


«Будьте спокойнее сами — будет спокойнее ваш ребёнок»
«Будьте спокойнее сами — будет спокойнее ваш ребёнок»


Советы  психолога: 


  • Перед началом учёбы прогуляйтесь с первоклассником по школьной территории, а если запустят внутрь, то и по самой школе. Так ребёнок познакомится с местом.


  • Берите ребёнка с собой по магазинам во время подготовки к 1 сентября. И пусть поход за покупками будет как увлекательная игра — позволяйте ему самому выбрать свою тетрадку, дневник. «Для ребёнка школа — это что? Это его первый рюкзак, тетрадка. Это важно».


  • Создайте позитивное отношение к первому дню в школе. Расскажите, что там будет, как проходит линейка. Скажите, что вы будете рядом. А еще обрадуйте ребёнка, что после линейки праздник продолжится — вы пойдете за мороженым или в кино.


  • Не делайте из ребёнка «объекта своей гордости», записывая его во всевозможные кружки, чтобы при возможности упомянуть об этом перед другими родителями. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Пусть он пробует и выбирает увлечение сам. При этом не спешите уходить — минимальное время, чтобы понять, подходит ребёнку занятие или нет, —  обычно 3 месяца.

Комментарии (7)

7
Все комментарииПравила комментирования
Добавить комментарий
Искрена
17 авг 2017в16:02
Миф 1: Во всех школах учителя ХОТЯТ чтобы дети умели читать, очень хотят. Читающим детям гораздо проще и спокойней учиться в первом классе! И сказки о том, что читать учить перед школой не надо - только навредят ребёнку в итоге!
Катерина
17 авг 2017в16:18
Сергей Викторович - педагог от Бога!.. найдет подход к любому ученику!.. приятно увидеть его в новостях!
Анонимус
17 авг 2017в16:32
«В первом классе научить читать и писать — это основная задача учителя. Первые три четверти — период обучения грамоте: учат распознавать звуки, буквы, их правильному начертанию», — говорит Сергей Викторович.
------------
я тогда не понял, а что делают в дет.садах?
Лизёный гагадим
20 авг 2017в11:25
В школе, как ни крути, на начальных этапах идёт полное усреднение, у меня дочь до школы читала и считала куда как лучше чем после первого полугодия обучения, позже все были подтянуты к одному среднему значению.
Читайте также

Лента новостей

Голосуй!

Будете ли вы следить за тем, как выбирают нового мэра Красноярска?
Реклама

Новости звёзд

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено