Мертвые петли

Детские суициды провоцируют митинги и компьютеры, уверены специалисты

С начала года в Красноярском крае покончили жизнь самоубийством семь подростков. Последний случай произошел в понедельник, 20 февраля, в Назарово — в туалете детдома на шарфе повесился девятиклассник. Накануне подросток с друзьями играли в игру «собачий кайф», намеренно придушивая себя шарфом до полуобморочного состояния. В чем причина всплеска детских суицидов, что толкает подростка к самоубийству и как остановить эти трагедии, корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял у специалистов, имеющих большой опыт работы с разными детьми.
Справка: В 2011 году в крае произошло 33 случая суицида среди подростков, в основном в возрасте 15-16 лет. В 80 % случаев это дети благополучных семей, где есть оба родителя и хороший достаток. В 50 % случаев смерть наступила через повешение, 40 % — отравление, 10 % — падение с большой высоты или вскрытие вен. (Данные отделения по делам несовершеннолетних ГУМВД России по Красноярскому краю)

Светлана Шабанова, директор лицея № 12 (лучшая школа с углубленным изучением предметов в Красноярске, по рейтингу РИА Новости): «На то, что происходит, в первую очередь, считаю, оказывает влияние экология. И второе — родители стали меньше уделять внимания детям. Многие, к сожалению, считают, что их задача только накормить, напоить. Отсутствие нормального общения вынуждает детей зависать в компьютере. Причем родители понятия не имеют — с кем там ребенок общается и на какие темы.

Опасные факторы, которые негативно влияют на ребенка и могут спровоцировать его на суицид, — отсутствие доверительных отношений, ранний сексуальный опыт, отсутствие какой-либо занятости во внеурочное время.

Я бы поставила в пример нашу школу. Мы единственные в городе, у кого есть пионерская организация. Почти как в советские годы, только без политики, с добрыми и хорошими делами — тимуровским движением и так далее. Мы стараемся занять детей, увлечь их — придумываем праздники, встречаемся на выходных. Это помогает подросткам найти себя, чувствовать себя нужным».

Борис Хасан, доктор психологических наук, профессор: «Я бы не называл это всплеском. Подобные ситуации случаются во всем мире, не только у нас. Важно понимать, что 11–14 лет — очень рискованный возраст. Человек в этот период начинает изучать всякого рода границы, в том числе между жизнью и смертью. Это своего рода исследовательский интерес — что по ту сторону? Если этот интерес не встречает во взрослом мире квалифицированной и правильной поддержки, то он может привести к трагедии.

Более остро этот период переживают дети, которые не имеют прочных социальных связей с внешним миром.

Очень важна поддержка взрослых. Но родители должны помнить, что попытка искусственно приближаться к ребенку может вызвать обратный эффект, так как подросток в этом возрасте страшно критичен, разглядывает взрослых буквально под микроскопом.

Родителям можно порекомендовать посмотреть на себя глазами ребенка. Это поможет понять».

Альбина Комович, уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае: «Эти суициды — показатель состояния нашего общества. Но все-таки причиной всплеска считаю тиражирование трагедий в СМИ — телевизионные сюжеты выступает своего рода пусковым механизмом.

Также происходящее связываю с тем, что в последнее время в России пошла волна общественного возмущения, участились политические митинги. Представьте — папа и мама приходят домой недовольные, возбужденно о чем то говорят и не обращают внимание на своего ребенка. Есть данные, что дети общаются с родителем меньше 1 часа в день. Ребенок не находит понимания и уходит в виртуальный мир.

Мы проводили исследование среди подростков: «Куда вы пойдете, если будет плохо?». В основном отвечали, что будут делиться проблемами с товарищами или решать их своими силами. Меньшинство ответило, что попросят совета или помощи у родителей.

Необходимо перестать быть равнодушными к детям. Безразличие — это еще хуже, чем ненависть. И надо присматривать за ребенком, в том числе знать, с кем он общается в социальных сетях. При этом не переходить грань разумного интереса и не ущемлять права ребенка на частную жизнь».

Сергей Садырин, директор ДЮСШ олимпийского резерва «Красноярск»: «Я бы говорил не о всплеске, а об избыточной информации на эту трагическую тему в СМИ. И этот мощный общественный резонанс не может не действовать на подростков со слабой психикой.

У любого думающего человека, в том числе подростка, должна быть идея, некая цель. Когда нет идеи — очень плохо. Необходимо, чтобы дети стремились быть на кого-то похожими. Хотели стать спортсменами, экономистами, стать успешными.

На моем веку не было случаев, чтобы дети-спортсмены заканчивали жизнь самоубийством. Все-таки ребята, занимающиеся в спортивных секциях, — особенные. У них есть цель, есть стремление. Это помогает им сформировать внутренний стержень. И нравственно, и душевно такие ребята более здоровы».

Наталья Никитина, руководитель ювенальной службы Красноярского края, преподаватель кафедры деликтологии и криминологии СФУ: «На лицо серьезный сбой в профилактике защиты детства. Необходимо пересматривать всю социальную политику в отношении детей.

Большая проблема в том, что среди подростков развилась эмоциональная глухота. Этим, в частности, объясняется и жестокость некоторых детских преступлений. Многие дети не видят смысла в жизни — не знают, например, зачем ходить в школу. И самое важное, что родители не в состоянии им объяснить.

Нужно любить детей, быть внимательным к их переживаниям. И это касается не только родителей, но и субъектов профилактики — различных соцслужб. Мы научились работать с неблагополучной семьей, а с благополучной никто не работает, хотя большинство детских суицидов именно в благополучных семьях.

Взрослых нужно учить быть родителями. И взрослым учиться за своими проблемами видеть проблемы детей».


Андрей Ткачук
Фото thinkstockphotos.com

Комментарии (19)

19
Все комментарииПравила комментирования
Добавить комментарий
24 фев 2012в15:45
самоубийства были, есть и будут и проблема тут, как мне кажется, не в митингах и прочих вышеописанных причинах, а в генетике что-ли. Почти естественный отбор, ибо не только тех кто убил себя, но и других как -то притесняют, унижают. Другим тоже бывает недостаточно родительского внимания, но! Но они находят в себе силы справиться с этим и жить, и добиться каких-то успехов.
Ответитьответов
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
)(@
27 фев 2012в18:33
Разрешить пользоваться интернетом, кроме крайней необходимости, до 11 класса. Именно интернетом. Оттуда вся жестокость и дурные мысли современной молодежи.
прочь тоска
29 фев 2012в00:24
Не все же такие с сильной психикой!
аноним
29 фев 2012в14:15
Если психика слабая, один фиг когда нибудь сиганешь. Ибо в мире выживает только сильнейший, особенно в наше стране! Закон джунглей, каменных тоже
Мария
29 фев 2012в15:32
проблема есть и в отношениях с миром, родителями, сверсниками, но самое страшное употребление слабых, как считают дети, наркотических веществ. в голове происходит путаница. становятся обидчивы
психолог
01 мар 2012в15:08
у подростков есть только четыре причины суицида: плохие отношения со сверстниками, плохие отношения с родителями, первая любовь, одиночество и всё! Всё остальное это лапша на уши! И суицид есть везде и всегда. В других странах этого ничуть не меньше, просто статистику по другому считают, например если не находят прощального письма то записывают под несчастный случай. А так чем более развита страна, тем более остры эти проблемы, и тем больше суицида, потому в европе и США суицида больше...
юля
02 мар 2012в00:26
мне всего лишь 21 год, и я не являюсь родителем. моя мама растила нас с братом одна. но у нее всегда хватало времени что бы уделить нам внимание, особенно до страших классов. мы тоже пробовали все что запрещено и гуляли до поздна. я помню байкот который объявил мне весь класс. но все таки смотря на нее, мне кажется что мне хватило сил просто пережить все неудачи. я знала что хотела и занималась в разных кружках. так что все таки это зависит от стержня человека и от здоровой психики. у многих школьниц есть то что нам в принципе не покорману было, и ничего все живы и здоровы. Так что просто детям нужно перестовать быть детьми уже после 8 класса. а начинать думать самим и своей головой.
Елена
02 мар 2012в12:38
Что делают штатные психологи школах?
Анализировать обстановку в классах они могут.
Их ;наверно;заставляют писать много бумажек;детьми заниматься некогда.
Пересмотреть список обязанностей психологов.
Маленький человечек
04 мар 2012в11:57
Необходимо общаться с детьми! Многие дети не могут понять, зачем им жить (именно такие вопросы ставятся детьми начиная с 9 лет!!!!). И если им во-время не ответить на этот вопрос, то последствия могут быть не радужные.
мимо проходил
07 мар 2012в02:56
до самоубийства, действием или бездействием, доводят другие люди
Читайте также

Лента новостей

Голосуй!

Будете ли вы следить за тем, как выбирают нового мэра Красноярска?
Реклама

Новости звёзд

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено