Город «Мужчина колоритный, лихой и самобытный»

«Мужчина колоритный, лихой и самобытный»

В Красноярске одобрена установка памятнику губернатору Лебедю — эксперты раскритиковали его правление, а сторонники объяснили, кого этой фигурой увековечивают

Красноярцы погрязли в исторических спорах о судьбах страны и края. Поводом послужили идеи по установке новых памятников. После того как ряд депутатов горсовета предложил увековечить в бронзе Сталина, а мэр Акбулатов высказался против, стало известно: комиссия по рассмотрению обращений о наименовании и переименовании внутригородских объектов одобрила идею организации «Генеральский клуб» установить памятник экс-губернатору края Александру Лебедю. Фигуру генерала ВДВ в полный рост планируется установить на территории сборного пункта краевого военкомата по ул. Деповская. В ленте комментариев НГС.НОВОСТИ часть читателей обвиняли генерала-губернатора в развале экономики края и подписании мирного договора с чеченскими сепаратистами, другие же вспоминали о стабильных выплатах зарплаты. Чем запомнился Александр Лебедь в крае и нужно ли увековечить его память, корреспондент НГС поинтересовался у авторов идеи, экспертов и тех, кто стоял у власти в то время.

Справка: Лебедь Александр Иванович (1950–2002) — российский военный и политический деятель. Родился в Ростовской области. В 1973 окончил Рязанское воздушно-десантное училище. Проходил службу в Афганистане. В 1992 году в качестве командующего армией участвовал в урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровье. В 1996-м баллотировался в президенты и, заняв третье место, поддержал Бориса Ельцина. В 1996 году как глава Совета Безопасности РФ подписал Хасавюртовские соглашения с представителями чеченских сепаратистов о приостановлении боевых действий. В мае 1998-го избран губернатором Красноярского края. Погиб в результате падения вертолета на юге Красноярского края.

Андрей Касаткин, создатель памятника А.И. Лебедю, архитектор: «Инициатором выступил "Генеральский клуб", и само место установки — военное: краевой призывной пункт. Оно не на виду, не в городе. Площадь перед зданием предназначена для собраний, массовых мероприятий военной тематики: проводов в армию молодых бойцов, наших солдатиков, встречи тех, кто вернулся из горячих точек. Фигура отлита в полный рост, в военной форме. Сама площадь перед краевым пунктом имеет три зоны: образцы боевой техники, плац для собраний и памятник Лебедю.

Поэтому, думаю, все уместно. Тема военная, она отвечает духу нашего времени. Нагнетают СМИ: "Вот памятник Лебедю!". Но прежде всего это идет патриотическое воспитание. А уже прицепом: да, памятник военному поставили, памятник Лебедю. Вояка-то он очень правильный и умел воевать, боевой генерал, есть с кого пример брать молодым.

[Работу Лебедя в должности губернатора] памятник не отражает. Эту политику тут раздувают те, кто боится острые события освещать, вот и зацепились за Лебедя. Сама площадь с памятником спокойна в политическом, эмоциональном плане, а раздули — слов нет. И кто бы раздувал? Раздували бы кто служил, знает, что такое солдатский пот, кровь. А в основном-то [выступают против] белобилетники, кто ни в армии не служил, нигде. [Министр обороны РФ] Шойгу в курсе события. И Путина звали, может, и он подъедет».

Сергей Комарицын, политолог: «У нас до сих пор не увековечена память руководителей края. Аверкий Аристов (руководитель края в 1944–1950 годах. — А.П.) увековечен в Челябинске, Николаю Органову (руководитель края в 1952–1958 годах. — А.П.) установлена памятная доска в МИДе — он после работы в крае был послом в Болгарии. Это люди, которые внесли реальный вклад в историю Красноярского края. У нас им нет ни памятных таблиц, ни названий улиц.

Тут возникает Лебедь. Фигура не только неоднозначная. В городе к нему отношение негативное. Это было и при жизни, и сам он это знал. Перед смертью говорил: "Город Красноярск так и не сдался". Никакого положительного вклада в развитие Красноярского края он не внес, а отрицательный мы знаем: это как раз было растаскивание госсобственности. Столько стоила московская квартира, за сколько продали крупнейшие угольные разрезы. Этот период — позорное пятно в истории Красноярского края.

На территории Красноярского края не было военных действий. Ставьте в Хасавюрте. Идея установки памятника мне непонятна».

Вячеслав Петров, руководитель организации ветеранов подразделений спецназа «Братство Краповых Беретов "ВИТЯЗЬ"»: «Я, в принципе, не против, чтобы памятник установили. Его (Лебедя. — А.П.) большая заслуга — возрождение в крае кадетских корпусов. Большое влияние на судьбы молодых людей было. В этом плане — как военный, человек, который поднял кадетское движение, он заслуживает памятник.

О Хасавюртовских соглашениях мне трудно судить, меня в тот момент там не было, мнения очень разные по этому поводу есть. Случилось то, что случилось. Это имело большие отрицательные последствия, в том числе — вторая чеченская кампания. Наши ребята там потом служили, воевали, погибали, калеками становились, но все же мне трудно судить.

Плюс, который он сделал в Красноярском крае, — кадетские корпуса. В честь этого его и нужно оставить в истории Красноярского края, по этому только поводу. А что там творилось в Чечне — федеральная история».

Олег Пащенко, депутат Законодательного собрания, этот же пост занимал и в период губернаторства Лебедя: «Что такое Лебедь для нашего края? Сразу говорят: "Остановил войну в Чечне и кадетские корпуса построил". Генерал Петрунин (руководитель краевого ГУВД в 90-е. — А.П.) в открытом письме насчет памятника пишет: "Позорное соглашение, признавшее поражение России".

Кадетские корпуса не он один делал. Если бы он пришел, тут пусто было и возник дворец — молодец. Но все это назревало, шло. Говорят: "Он пришел, и стали сразу зарплаты выдавать". Он пришел в 98-м, когда лихие 90-е завершались, структуры государственные работать стали. Его приход не означал спасение Красноярска, он попал в глобальную струю, когда это делалось по всей России.

[Депутат Анатолий] Быков на сессии сказал — и, наверное, это главное для людей, — что в этот период всю промышленность, все краеобразующие предприятия доконали до конца. Их задавили, обанкротили, конкуренцию с лихими ребятами из Москвы трудно было выдержать.

Он был яркий человек. Почему сейчас все хотят видеть памятник? Потому что рычал, говорил афоризмами. Я даже помню стихотворение: "Грозный вид, приятный бас, бьет не в бровь, а прямо в глаз. Мужчина колоритный, лихой и самобытный". Правда, этот же автор написал грустно: "С вепрем древним я дружил, зубы клал на полку. Лебедь счастья мне сулил. Эх, жизнь прошла без толку!".

Говорят: "Он же был губернатором". Милые мои, всем губернаторам ставить памятники? Это означает, что они просто выполняли свои обязанности. Через 5 лет на месте гибели стоит часовня — мы почтили его. Выход, который я вижу [из споров вокруг необходимости памятника]: поставить памятник на территории кадетского корпуса и пусть провожает не воинов, которые против Хасавюрта».

В ходе подготовки материала корреспондент НГС.НОВОСТИ обратился через пресс-службу ГУФСИН к руководителю ведомства Владимиру Шаешникову, председателю организации «Генеральский клуб». Однако оперативно получить комментарий о необходимости памятника генералу Лебедю не удалось: в пресс-службе попросили направить им письменный запрос.

Антон Понарин

Иллюстрация предоставлена пресс-службой краевого правительства

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства