Экономика Гадания на бензине: 34 за АИ-92

Гадания на бензине: 34 за АИ-92

Бензин дешевеет на 1,5 рубля на фоне рекордно дешевой нефти — эксперты объяснили, как такое возможно, и дали прогноз на 2015 год

Крупные сети АЗС в Красноярске стали понижать цены на бензин. Автомобильное топливо стало дешевле в таких сетях, как «Магнат-РД», «Фортуна-Плюс» и «25 часов». Остальные заправщики снижать цены пока не торопятся. При этом осенью прошлого года стоимость бензина в городе резко взлетела на фоне падающих цен на нефть. Почему бензин не дешевеет так же стремительно и как изменятся его цены за год, корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал у экспертов и участников рынка.

Справка: 17 января сеть АЗС «Магнат» снизила ценник на самый ходовой бензин АИ-92 — с 32,4 до 31 руб. В четверг, 22 января, эстафету понижения цен на бензин поддержала сеть «25 часов» — цена за литр АИ-92 упала с 32,4 до 30,9 руб. Самый дешевый на этот день бензин зафиксирован на заправках «Газпромнефть» — 30,5 руб. Среднемесячная стоимость нефти марки Brent, по данным аналитической компании Thomson Reuters KORTES, с января 2014 года по январь 2015-го снизилась на 56 % — со 108 до 50 долл. за баррель.

Всем специалистам были заданы следующие вопросы:

1. Причины снижения цены на бензин в Красноярске?

2. Почему бензин подешевел столь незначительно на фоне резко подешевевшей нефти?

3. Как изменятся цены на бензин в 2015 году?

Александр Климин, первый замминистра промышленности, энергетики и торговли края: «Рынок нефтепродуктов чувствует себя спокойно — предложений на бирже много, я бы сказал, избыточно, и участники рынка вошли в новый год «затаренными», в связи с этим в течение месяца опт по АИ-92 упал в среднем на 12 % на тонне, АИ-95 — на 7 %, ДТ потеряло порядка 12 % на тонне.

На КНП были сформированы запасы, соизмеримые возможностям емкостного парка компании. Те коллеги, которые снизили ценники, не имеют емкостных возможностей, поэтому торгуют «с колес» и имеют маневр для цены. Здесь действует схема — «реализовали-приобрели-реализовали-приобрели», поэтому падение опта быстро отражается в рознице. Ситуация со снижением совершенно бизнесовая.

Сети АЗС, которые понижали цену в течение недели, наиболее чувствительны к колебаниям рынка. В этом оперативном реагировании есть как положительные, так и отрицательные стороны. Вспомним период летнего дефицита, когда им пришлось значительно увеличить ценники — поскольку на рынке было мало свободного топлива, а если и было, то дорогое.

Знак равенства ставить между ценами на бензин и на нефть нельзя. Себестоимость добычи нефти в конечной стоимости 1 л топлива занимает лишь 10 % (3 руб.), четверть уходит на переработку, транспортировку сырья и торговую надбавку (8 руб.). Все остальное — налоги (20 руб.). Почти четверть в конечной цене 1 л бензина — это налог на добычу полезных ископаемых, еще почти столько же — акциз, еще примерно 20 % — НДС.

В условиях налогового маневра (с 1 января в РФ вступили в силу изменения налогообложения нефтяной отрасли. — М.К.) и санкций год будет непростым для нефтяных компаний, поэтому говорить о снижении цены на бензин даже в условиях дешевой нефти вряд ли возможно. Делать прогнозы — дело неблагодарное».

Михаил Кичайкин, руководитель «Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края»: «В первую очередь розничный бензин дешевеет из-за падения оптовых цен — существенно упали биржевые цены на бензин, они падают еще с декабря. Соответственно отпускные оптовые цены нефтяных компаний тоже существенно упали. Снижение оптовых цен также связано с существенным снижением спроса. Во-первых, в январе традиционно наблюдается сезонное снижение спроса, а в этом году оно усилилось под влиянием экономического кризиса. Покупательная способность и физических лиц, и организаций упала — потребление нефтепродуктов в целом сократилось. Для того чтобы поддержать продажи на нужном уровне, приходится снижать цены.

Цены на нефть на мировом рынке не имеют прямой связи с ценами на бензин. Розничные цены зависят от оптовых цен, устанавливаемых нефтяными компаниями, те, в свою очередь, исходят из желания побольше заработать. Если смотреть в целом, то с 2009 года оптовые цены растут постоянно, вне зависимости от стоимости нефти.

Пока нет тенденции на снижение АИ-92 ниже 30 руб. за литр. На уровне 30–30,5 руб., я думаю, цены и останутся — по крайней мере, в ближайшие пару месяцев. К концу 2015 года, скорее всего, цена на АИ-92 достигнет 34 руб. за литр».

Александр Шкурин, замначальника отдела анализа и маркетинга московского информцентра КORTES по российскому рынку бензина: «Рынок бензина очень сезонный — снижение потребления зимой и рост с началом автомобильного сезона. Поэтому продавцы для себя определяют — когда падает спрос, они могут цены снижать.

Цены на топливо на внутреннем рынке РФ определяются 3 основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк). Если мы говорим о снижении на мировых рынках, то необходимо учитывать влияние курса рубля к доллару — потому что вот это снижение цен на нефть было полностью компенсировано курсовой разницей. Переведите доллары за баррель в рубли за тонну — двухкратного снижения цены никак не получится. Нельзя сравнивать доллар и рубль, не учитывая курса, нужно сравнивать всегда две сопоставимые величины.

Вряд ли стоит ожидать снижения цен. В этом году прогнозируется более высокая инфляция, вплоть до 15 %. Цены будут зависеть от уровня инфляции и будут держаться в районе плюс-минус 2 % от нее. Соответственно, мы ориентируемся на такой же уровень и по росту розничных цен».

Валерий Зубов, депутат Государственной Думы РФ от Красноярского края: «Думаю, что сверху подсказали немножко цены уменьшить — вот они немножко и снизили. Потому что на все продукты растут цены, а в этой сфере власть все-таки в силах, хоть немного, но регулировать цены.

В цене на бензин собственно цена нефти составляет только 20 %, остальные 80 % — это налоги, и на добычу полезных ископаемых, и на прибыль и т.п. Даже если цена на нефть упадет до нуля, то налоги никуда не исчезнут — их нужно платить. Поэтому у нас такие негибкие цены, в отличие, например, от США, Австрии, где нет практических налогов на бензин — там цены на бензин очень колеблются относительно цены нефти.

Цена на нефть достаточно низко упала, и есть некий предел, ниже которого она физически упасть не может — скорее всего, она будет подрастать. В каких темпах и размерах — пока трудно прогнозировать, но раз она будет расти, то автоматически будет дорожать и бензин».

Алексей Шуров, руководитель объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае: «Оптовая цена немного снизилась, вот и понизили розничные цены — кто-то один пытается заработать за счет других, пораньше снизив цену. Мы частная организация, которая занимается продажей нефтепродуктов: покупаем у нефтяной компании, кому-то перепродаем. Нефтяной рынок полностью контролируют крупные игроки и государство — розничные продавцы совершенно ничего не решают.

Я бы сам это хотел знать — почему доллар увеличивается пропорционально цене нефти, а нефтепродукт почему-то пропорционально не падает. Этот вопрос нужно адресовать правительству и президенту — вроде государство изобретает какие-то формулы, но они почему-то не работают.

Недавно разговаривал с несколькими биржевыми брокерами — никто никаких прогнозов делать не может, это все равно что гадать на кофейной гуще. Кроме нефтяных компаний никто ничего не знает, однако они по своей воле ничего не скажут».

Максим Косов

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства